Турист Константин (vladkonst)
Константин
был вчера 19:35
Фотоальбом

Няндома

9 15
Няндома — Россия Март 2019

Няндома — районный центр на юге Архангельской области, крупный железнодорожный узел на линии Коноша — Архангельск (342 км до Архангельска, 790 км — до Москвы). Станция с таким названием появилась в 1896 г. при строительстве узкоколейной ж/д дороги Вологда — Архангельск. Появилась по воле известного мецената, промышленника, миллионера Саввы Ивановича Мамонтова. В дальнейшем вокруг станции быстро вырос поселок. Население его увеличивалось год от года. Спустя несколько десятилетий оно превысило население старинного Каргополя. В 1939 г. Няндома получила статус города. Конечно, специально сюда мало какой турист поедет. Но если попадаешь в Няндому проездом и имеешь парочку свободных часов, то можно с пользой провести это время, гуляя по старой «исторической» части города. Здесь есть на что посмотреть.

Мы сами попали в Няндому в последний, шестнадцатый день путешествия. Распрощавшись с Каргополем, коротали время на вокзале в ожидании поезда на Москву. Но увидев старый Верстовой столб, старый Железнодорожный фонарь, заинтересовались местными достопримечательностями и отправились в музей (все по соседству с вокзалом). До этого мы о Няндоме ничего не знали и никаких мероприятий здесь не планировали. Так что вышел чистый экспромт.

Все альбомы:

КИРОВ (8–10.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/39820
ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ (8.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/40119
В КОТЕЛЬНИЧ, К ДИНОЗАВРАМ (9.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/40151
СЫКТЫВКАР (11–12.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/40757

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (12.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41135

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ В СЫКТЫВКАРЕ (12.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41135

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ (13–14.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41330
ЗАВОД «СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ» В ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ (13.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41813
ВОТЧИНА ДЕДА МОРОЗА ПОД ВЕЛИКИМ УСТЮГОМ (14.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41879
МУЗЕЙ НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ В ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ (14.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41983

СОЛЬВЫЧЕГОДСК (15.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42003
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР-МУЗЕЙ В СОЛЬВЫЧЕГОДСКЕ (15.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42062
КОТЛАС (16.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42073
МУЗЕЙ НАРОДОВ ПРИМОРЬЯ В ПОСЕЛКЕ УЕМСКИЙ (17.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42130
МАЛЫЕ КОРЕЛЫ (17.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42230
АРХАНГЕЛЬСК (18.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42412
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ В АРХАНГЕЛЬСКЕ (18.03)
https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42704

ДОМ ПЛОТНИКОВОЙ В АРХАНГЕЛЬСКЕ (18.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42786
ХОЛМОГОРЫ И ЛОМОНОСОВО (19.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42891
МУЗЕЙ ЛОМОНОСОВА (19.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42958
ПИНЕЖСКИЙ ЗАПОВЕДНИК И ГОЛУБИНО (19–20.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43080
КАРГОПОЛЬ (21.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43134
ЦЕНТР НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ «БЕРЕГИНЯ» В КАРГОПОЛЕ (22.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43200
НЯНДОМА (22.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43240

С самого основания и до сегодняшнего дня железная дорога играет в жизни Няндомы первостепенную роль. Локомотивное депо остается крупным и важным предприятием города. Может даже считаться градообразующим.
С самого основания и до сегодняшнего дня железная дорога играет в жизни Няндомы первостепенную роль. Локомотивное депо остается крупным и важным предприятием города. Может даже считаться градообразующим.
В 1899 г. неподалеку от старого вокзала Няндомы был выкопан пруд. С обеих сторон пруда были вскоре были возведены значимые для истории станции здания: слева - Дом священника, а справа - дом директора железнодорожного училища (образцовое двухклассное училище было открыто в 1900 г.). Оба здания  (как и здание училища) сохранились до настоящего времени. В 1902 г. возле пруда был построен храм святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев.
В 1899 г. неподалеку от старого вокзала Няндомы был выкопан пруд. С обеих сторон пруда были вскоре были возведены значимые для истории станции здания: слева - Дом священника, а справа - дом директора железнодорожного училища (образцовое двухклассное училище было открыто в 1900 г.). Оба здания (как и здание училища) сохранились до настоящего времени. В 1902 г. возле пруда был построен храм святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев.
Старый вокзал не сохранился. На его месте неподалеку от пруда в 50-ю годовщину города был установлен Паровоз-памятник Эм-723-37.
Старый вокзал не сохранился. На его месте неподалеку от пруда в 50-ю годовщину города был установлен Паровоз-памятник Эм-723-37.
Между современным вокзалом и храмом располагается любопытный музей - Краеведческий центр "Дом Няна" с богатой и интересной экспозицией. Основан он сравнительно недавно - в 2005 г. Однако располагается в одном из старейших зданий города, построенном в 1896 г. Изначально здесь размещалась контора путевой части. В музее можно получить исчерпывающую информацию об истории Няндомского железнодорожного узла.
Между современным вокзалом и храмом располагается любопытный музей - Краеведческий центр "Дом Няна" с богатой и интересной экспозицией. Основан он сравнительно недавно - в 2005 г. Однако располагается в одном из старейших зданий города, построенном в 1896 г. Изначально здесь размещалась контора путевой части. В музее можно получить исчерпывающую информацию об истории Няндомского железнодорожного узла.
Есть один ходячий анекдот, который я слышал несколько раз в различных старинных купеческих городках. Суть его в том, что купцы преуспевающего (обычно расположенного на берегу реки) города не оценили выгоды железной дороги и не стали в нее вкладываться. В результате железная дорога проходит в некотором отдалении от упомянутого города. Свой просчет купцы осознают позже, когда  ближайшая к ним маленькая ж/д станция начинает вдруг бурно развиваться, становится в короткий срок крупным городом и перетягивает к себе всю экономическую жизнь. Новый город процветает, а старый хиреет и превращается из административного центра в заштатный городишко.   Подобную метаморфозу пережили, например, Великий Устюг и  Котлас, Сольвычегодск и Коряжма. Пара Каргополь - Няндома тоже на первый взгляд может считаться вариацией на эту тему. И тем не менее, отмеченный выше анекдот вам здесь не расскажут. Поскольку точно известно: с самого начала Мамонтов не планировал тянуть к Каргополю ж/д ветку. Он не желал, чтобы мещанский быт этого города оказал свое влияние на основанную им станцию. 
Няндома виделась Мамонтову зародышем нового социума с новыми отношениями, Он на полном серьезе мечтал создать "мир для счастливых людей, русскую Норвегию". Первое отличие заключалось во внешнем облике. Никакие случайные здания на новых станциях не возводились. Строились по типовым проектам одноэтажные особняки (дом начальника дистанции, дом врача), рядом вырастали вокзалы, конторы, погреба-ледники и туалетные домики. В дальнейшем к ним планировалось добавить храмы и учебные учреждения. Ж/д станции, таким образом, превращались из обычных транспортных пунктов в очаги культуры и просвещения.
Есть один ходячий анекдот, который я слышал несколько раз в различных старинных купеческих городках. Суть его в том, что купцы преуспевающего (обычно расположенного на берегу реки) города не оценили выгоды железной дороги и не стали в нее вкладываться. В результате железная дорога проходит в некотором отдалении от упомянутого города. Свой просчет купцы осознают позже, когда ближайшая к ним маленькая ж/д станция начинает вдруг бурно развиваться, становится в короткий срок крупным городом и перетягивает к себе всю экономическую жизнь. Новый город процветает, а старый хиреет и превращается из административного центра в заштатный городишко. Подобную метаморфозу пережили, например, Великий Устюг и Котлас, Сольвычегодск и Коряжма. Пара Каргополь - Няндома тоже на первый взгляд может считаться вариацией на эту тему. И тем не менее, отмеченный выше анекдот вам здесь не расскажут. Поскольку точно известно: с самого начала Мамонтов не планировал тянуть к Каргополю ж/д ветку. Он не желал, чтобы мещанский быт этого города оказал свое влияние на основанную им станцию. Няндома виделась Мамонтову зародышем нового социума с новыми отношениями, Он на полном серьезе мечтал создать "мир для счастливых людей, русскую Норвегию". Первое отличие заключалось во внешнем облике. Никакие случайные здания на новых станциях не возводились. Строились по типовым проектам одноэтажные особняки (дом начальника дистанции, дом врача), рядом вырастали вокзалы, конторы, погреба-ледники и туалетные домики. В дальнейшем к ним планировалось добавить храмы и учебные учреждения. Ж/д станции, таким образом, превращались из обычных транспортных пунктов в очаги культуры и просвещения.
Особенное внимание было уделено жилым домам. Эти старые дома  конца позапрошлого, начала прошлого века также сохранились в "исторической" части  Няндомы (на ул. Урицкого и Севастьянова). Их мы и отправились фотографировать.  При  архитектурном оформлении этих зданий был выбран так называемый "швейцарский стиль", в основе которого лежали элементы народного зодчества Швейцарии, архитектура крестьянских домов – шале. Для данного стиля характерны высокие крыши и своеобразный каркасный декор фасада.
Особенное внимание было уделено жилым домам. Эти старые дома конца позапрошлого, начала прошлого века также сохранились в "исторической" части Няндомы (на ул. Урицкого и Севастьянова). Их мы и отправились фотографировать. При архитектурном оформлении этих зданий был выбран так называемый "швейцарский стиль", в основе которого лежали элементы народного зодчества Швейцарии, архитектура крестьянских домов – шале. Для данного стиля характерны высокие крыши и своеобразный каркасный декор фасада.
В станционных зданиях применён конструктивный декор. Контур крыши подчёркивается своеобразным фризом – полосой вертикальной обшивки. Фриз обогащён резными кронштейнами, поддерживающими свесы кровли. Рубленые стены декорированы под фахверковые. Наружная тесовая обшивка на углах зданий делалась пилястрами. Разнообразны типы наличников и фигурных обрамлений слуховых окон.
В станционных зданиях применён конструктивный декор. Контур крыши подчёркивается своеобразным фризом – полосой вертикальной обшивки. Фриз обогащён резными кронштейнами, поддерживающими свесы кровли. Рубленые стены декорированы под фахверковые. Наружная тесовая обшивка на углах зданий делалась пилястрами. Разнообразны типы наличников и фигурных обрамлений слуховых окон.
Дворики между домами.
Дворики между домами.
Характерно, что жилые дома строились только для семейного заселения. Это способствовало закреплению рабочих на местах. Все дома проектировали для проживания двух и более семей с отдельными входами в каждую квартиру. Дома с хозпостройками были сосредоточены вдоль улиц, или линий. Кстати, эти топонимы сохранились и до сих пор.
Характерно, что жилые дома строились только для семейного заселения. Это способствовало закреплению рабочих на местах. Все дома проектировали для проживания двух и более семей с отдельными входами в каждую квартиру. Дома с хозпостройками были сосредоточены вдоль улиц, или линий. Кстати, эти топонимы сохранились и до сих пор.
Конечно, можно сказать, что мечты Мамонтова были в чем-то наивны. Но, во всяком случае, от той романтической эпохи в Няндоме сохранилось немало. Одних "швейцарских" шале, на вскидку, около двух десятков.
Конечно, можно сказать, что мечты Мамонтова были в чем-то наивны. Но, во всяком случае, от той романтической эпохи в Няндоме сохранилось немало. Одних "швейцарских" шале, на вскидку, около двух десятков.
Несмотря на столетнюю историю, многие и сейчас смотрятся неплохо.
Несмотря на столетнюю историю, многие и сейчас смотрятся неплохо.
Железнодорожная Няндома многолика. Рядом с мамонтовским "модерном" советский "конструктивизм".
Железнодорожная Няндома многолика. Рядом с мамонтовским "модерном" советский "конструктивизм".
Перспектива ул. Севастьянова, которая тянется вдоль ж/д путей.
Перспектива ул. Севастьянова, которая тянется вдоль ж/д путей.
По ней мы вернулись на вокзал, так как приближалось время прибытия и отправления нашего поезда. Путешествие завершилось.
По ней мы вернулись на вокзал, так как приближалось время прибытия и отправления нашего поезда. Путешествие завершилось.
Комментарии к альбому