Турист Константин (vladkonst)
Константин
был сегодня 17:50
Фотоальбом

Музей изобразительных искусств в Архангельске

Гуляя по Архангельску, мы зашли в два местных музея, и оба нам понравились. Особенно надо отметить Музей изобразительных искусств на площади Ленина. Здесь можно увидеть очень приличную подборку северорусских икон (в основном XVII в.), а также прекраснные образчики резьбы по кости в холмогорском стиле. Я уже писал в одном из предыдущих альбомов, что прежде иконы нас никогда не интересовали. Но в этом путешествии неожиданно открылась особенная выразительность северного иконописного искусства. Мы начали знакомиться с ним в Кирове, потом был Сольвычегодск. Архангельск добавил новых впечатлений. Понятно, что фотографии не равнозначны живому созерцанию. Поэтому я постараюсь не злоупотреблять подробностями. Однако несколько фоток все-таки хочется представить. Быть может, это будет полезно для тех, кто планирует поехать в Архангельск и думает: идти или не идти ему в Музей изобразительных искусств. На наш взгляд, он безусловно заслуживает посещения.

Все альбомы:

КИРОВ (8-10.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/39820
ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ (8.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/40119
В КОТЕЛЬНИЧ, К ДИНОЗАВРАМ (9.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/40151
СЫКТЫВКАР (11-12.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/40757
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (12.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41135
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ В СЫКТЫВКАРЕ (12.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41135

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ (13-14.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41330
ЗАВОД "СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ" В ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ (13.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41813
ВОТЧИНА ДЕДА МОРОЗА ПОД ВЕЛИКИМ УСТЮГОМ (14.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41879
МУЗЕЙ НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ В ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ (14.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41983

СОЛЬВЫЧЕГОДСК (15.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42003
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР-МУЗЕЙ В СОЛЬВЫЧЕГОДСКЕ (15.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42062
КОТЛАС (16.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42073
МУЗЕЙ НАРОДОВ ПРИМОРЬЯ В ПОСЕЛКЕ УЕМСКИЙ (17.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42130
МАЛЫЕ КОРЕЛЫ (17.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42230
АРХАНГЕЛЬСК (18.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42412
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ В АРХАНГЕЛЬСКЕ (18.03)
https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42704

ДОМ ПЛОТНИКОВОЙ В АРХАНГЕЛЬСКЕ (18.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42786
ХОЛМОГОРЫ И ЛОМОНОСОВО (19.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42891
МУЗЕЙ ЛОМОНОСОВА (19.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42958
ПИНЕЖСКИЙ ЗАПОВЕДНИК И ГОЛУБИНО (19-20.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43080
КАРГОПОЛЬ (21.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43134
ЦЕНТР НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ "БЕРЕГИНЯ" В КАРГОПОЛЕ (22.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43200
НЯНДОМА (22.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43240

"Спас Нерукотворный". Икона из Введенской церкви деревни Кузмино на Княжеском острове. Втор. пол. XIV в.
"Спас Нерукотворный". Икона из Введенской церкви деревни Кузмино на Княжеском острове. Втор. пол. XIV в.
"Усекновение главы св. Иоанна Предтечи". Икона из села Турчасово на реке Онеге. Втор. пол. XVII в.
"Усекновение главы св. Иоанна Предтечи". Икона из села Турчасово на реке Онеге. Втор. пол. XVII в.
"Богоматерь Неопалимая купина". Из Никольской церкви деревни Якимовская Красноборского района. XVII в.
"Богоматерь Неопалимая купина". Из Никольской церкви деревни Якимовская Красноборского района. XVII в.
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Из Никольской церкви села Ненокса. XVII в.
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Из Никольской церкви села Ненокса. XVII в.
Резная икона "Великомученица Праскева". Холмогоры. XVII в. Какая пластика!
Резная икона "Великомученица Праскева". Холмогоры. XVII в. Какая пластика!
"Христос в темнице". Скульптура из Воскресенской церкви села Данилово Каргопольского района. Кон. XVIII - начало XIX в. Тоже очень выразительная скульптура.
"Христос в темнице". Скульптура из Воскресенской церкви села Данилово Каргопольского района. Кон. XVIII - начало XIX в. Тоже очень выразительная скульптура.
"Святые Прокопий и Иоанн Устюжские". Из ризницы Соловецкого монастыря. Посл. треть XVII в.
"Святые Прокопий и Иоанн Устюжские". Из ризницы Соловецкого монастыря. Посл. треть XVII в.
Царские врата из Димитриевской церкви на Курострове. Кон. XVI в.
Царские врата из Димитриевской церкви на Курострове. Кон. XVI в.
"Святитель Николай". Из церкви св. Климента деревни Макарьино Онежского района. Поразительно, что такие иконы в большинстве своем писались для сельских и деревенских церквей. Не для князей или купцов, не для монастырей и аристократов, а для обычных крестьян и поморов. И таких церквей было множество (в одном только Каргопольском уезде в нач. XVIII в. их насчитывалось 167). Местные иконописные артели процветали, так как никогда не имели недостатка в заказах.
"Святитель Николай". Из церкви св. Климента деревни Макарьино Онежского района. Поразительно, что такие иконы в большинстве своем писались для сельских и деревенских церквей. Не для князей или купцов, не для монастырей и аристократов, а для обычных крестьян и поморов. И таких церквей было множество (в одном только Каргопольском уезде в нач. XVIII в. их насчитывалось 167). Местные иконописные артели процветали, так как никогда не имели недостатка в заказах.
О том, что поморы и крестьяне Архангельской губернии обладали прекрасным вкусом и чувством изящного можно судить по обычным бытовым предметам. Прялки. Кон. XIX - нач. ХХ в.
О том, что поморы и крестьяне Архангельской губернии обладали прекрасным вкусом и чувством изящного можно судить по обычным бытовым предметам. Прялки. Кон. XIX - нач. ХХ в.
Изразцы из Красноборска. XVIII в.
Изразцы из Красноборска. XVIII в.
Детские санки. Кон. XIX - нач. ХХ в.
Детские санки. Кон. XIX - нач. ХХ в.
Большой  интерес вызвали у нас витрины, где представлены работы местных мастеров-костерезов конца ХХ - начала XXI вв. Ларцы, шкатулки, вазы, коробочки... Прежде как-то не доводилось  видеть их в таком многообразии. А тут было столько прекрасных вещиц, что просто глаза разбегались. Остановлюсь только на некоторых.
Большой интерес вызвали у нас витрины, где представлены работы местных мастеров-костерезов конца ХХ - начала XXI вв. Ларцы, шкатулки, вазы, коробочки... Прежде как-то не доводилось видеть их в таком многообразии. А тут было столько прекрасных вещиц, что просто глаза разбегались. Остановлюсь только на некоторых.
Ваза "Галактика" А.С. Гурьева. 1981 г.
Ваза "Галактика" А.С. Гурьева. 1981 г.
Шкатулка "Космонавт и Стрелец" Н. Д. Буторина. 1986 г.
Шкатулка "Космонавт и Стрелец" Н. Д. Буторина. 1986 г.
Шкатулка "Императрица Екатерина" (В.С. Лохов, 2000 г.).
Шкатулка "Императрица Екатерина" (В.С. Лохов, 2000 г.).
Икона "Троица Ветхозаветная".
Икона "Троица Ветхозаветная".
Здесь же в Архангельском музее представлена постоянно действующая экспозиция "Иконы Каргополя. Возрождение". Каргопольская земля (протянувшаяся вдоль берегов Онеги от оз. Лаче до Белого моря)  вообще славилась своей самобытной культурой. В некоторых деревнях до сегодняшнего дня сохранились уникальные деревянные церкви со старинными иконостасами. Но этим значение данных мест не ограничивается. Каргополь издревле был известен своими певцами и сказителями. Именно  здесь впервые  были записаны многие известные русские  былины. Так что значение местной культуры далеко выходит за пределы региона. В каком-то смысле жаль, что иконостасы вывезены теперь в областной центр. В обстановке своих храмов они бы смотрелись более органично. Но зато в Архангельске они в лучшей сохранности. К тому же все можно увидеть разом. Не надо колесить по району. Да и не до каждой церкви зимой доберешься. 
Деисусный чин из церкви Богоявления села Ошевенское Каргопольского района. Посл. треть XVII в.
Здесь же в Архангельском музее представлена постоянно действующая экспозиция "Иконы Каргополя. Возрождение". Каргопольская земля (протянувшаяся вдоль берегов Онеги от оз. Лаче до Белого моря) вообще славилась своей самобытной культурой. В некоторых деревнях до сегодняшнего дня сохранились уникальные деревянные церкви со старинными иконостасами. Но этим значение данных мест не ограничивается. Каргополь издревле был известен своими певцами и сказителями. Именно здесь впервые были записаны многие известные русские былины. Так что значение местной культуры далеко выходит за пределы региона. В каком-то смысле жаль, что иконостасы вывезены теперь в областной центр. В обстановке своих храмов они бы смотрелись более органично. Но зато в Архангельске они в лучшей сохранности. К тому же все можно увидеть разом. Не надо колесить по району. Да и не до каждой церкви зимой доберешься. Деисусный чин из церкви Богоявления села Ошевенское Каргопольского района. Посл. треть XVII в.
"Троица Новозаветная" из церкви Богоявления села Ошевенское Каргопольского района. Последняя треть XVII в.
"Троица Новозаветная" из церкви Богоявления села Ошевенское Каргопольского района. Последняя треть XVII в.
"Великомученицы Екатерина, Праскева и Варвара". из церкви Богоявления села Ошевенское Каргопольского района. Последняя треть XVII в.
"Великомученицы Екатерина, Праскева и Варвара". из церкви Богоявления села Ошевенское Каргопольского района. Последняя треть XVII в.
Деисусный и празднечный чин. из церкви Богоявления села Ошевенское Каргопольского района. Последняя треть XVII в.
Деисусный и празднечный чин. из церкви Богоявления села Ошевенское Каргопольского района. Последняя треть XVII в.
Комментарии к альбому