Турист Константин (vladkonst)
Константин
сейчас на сайте
Фотоальбом

Центр народных ремесел «Берегиня» в Каргополе

Глиняная игрушка — самый известный бренд Каргополя. На протяжении нескольких веков этот старинный промысел процветал в деревнях Каргопольского уезда Токарево, Гринёво и Печниково. После революции спрос на гончарные изделия упал, и производство их прекратилось. Вновь промысел возродился в 60-е гг. ХХ в. уже в самом городе. Сейчас традиционную каргопольскую игрушку делают в нескольких мастерских. И самая известная из них — Центр народных ремесел «Берегиня».

Все альбомы:

КИРОВ (8-10.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/39820
ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ (8.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/40119
В КОТЕЛЬНИЧ, К ДИНОЗАВРАМ (9.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/40151
СЫКТЫВКАР (11-12.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/40757

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (12.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41135

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ В СЫКТЫВКАРЕ (12.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41135

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ (13-14.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41330
ЗАВОД "СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ" В ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ (13.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41813
ВОТЧИНА ДЕДА МОРОЗА ПОД ВЕЛИКИМ УСТЮГОМ (14.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41879
МУЗЕЙ НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ В ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ (14.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41983

СОЛЬВЫЧЕГОДСК (15.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42003
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР-МУЗЕЙ В СОЛЬВЫЧЕГОДСКЕ (15.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42062
КОТЛАС (16.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42073
МУЗЕЙ НАРОДОВ ПРИМОРЬЯ В ПОСЕЛКЕ УЕМСКИЙ (17.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42130
МАЛЫЕ КОРЕЛЫ (17.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42230
АРХАНГЕЛЬСК (18.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42412
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ В АРХАНГЕЛЬСКЕ (18.03)
https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42704

ДОМ ПЛОТНИКОВОЙ В АРХАНГЕЛЬСКЕ (18.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42786
ХОЛМОГОРЫ И ЛОМОНОСОВО (19.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42891
МУЗЕЙ ЛОМОНОСОВА (19.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42958
ПИНЕЖСКИЙ ЗАПОВЕДНИК И ГОЛУБИНО (19-20.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43080
КАРГОПОЛЬ (21.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43134
ЦЕНТР НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ "БЕРЕГИНЯ" В КАРГОПОЛЕ (22.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43200
НЯНДОМА (22.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43240

Последний шестнадцатый день нашего путешествия почти весь был отдан дороге: на 12 часов было заказано такси до Няндомы, в 15.38 отправлялся наш поезд на Москву. Оставалось всего несколько часов с утра, и это время мы с большой пользой провели в Центре ремесел "Берегиня".  Образовался он в  1993 году  и сейчас является филиалом Областной школы народных ремесел. Здесь трудятся около десятка мастеров.  При Центре функционирует небольшой музей глиняной игрушки.
Последний шестнадцатый день нашего путешествия почти весь был отдан дороге: на 12 часов было заказано такси до Няндомы, в 15.38 отправлялся наш поезд на Москву. Оставалось всего несколько часов с утра, и это время мы с большой пользой провели в Центре ремесел "Берегиня". Образовался он в 1993 году и сейчас является филиалом Областной школы народных ремесел. Здесь трудятся около десятка мастеров. При Центре функционирует небольшой музей глиняной игрушки.
Экспозицию музея можно, конечно, осмотреть самостоятельно. Но гораздо интереснее заказать экскурсию. Проводит ее один из мастеров, то есть человек знакомый с этим ремеслом не по наслышке, но досконально знающим его "изнутри". Нашим экскурсоводом стала Фарутина Ольга Николаевна.
Экспозицию музея можно, конечно, осмотреть самостоятельно. Но гораздо интереснее заказать экскурсию. Проводит ее один из мастеров, то есть человек знакомый с этим ремеслом не по наслышке, но досконально знающим его "изнутри". Нашим экскурсоводом стала Фарутина Ольга Николаевна.
Каргопольская игрушка интересна тем, что некоторые ее образы восходят чуть ли не к языческим временам. Например,  полкан - человек с телом коня. Этакий северный вариант кентавра.
Каргопольская игрушка интересна тем, что некоторые ее образы восходят чуть ли не к языческим временам. Например, полкан - человек с телом коня. Этакий северный вариант кентавра.
Еще один архаичный образ - берегиня - полуобнаженная женщина с голубями в руках. От нее действительно веет чем-то языческим.
Еще один архаичный образ - берегиня - полуобнаженная женщина с голубями в руках. От нее действительно веет чем-то языческим.
Промысел каргопольской игрушки в Советском Союзе в какой-то момент практически умер. Старые дореволюционные традиции были сохранены и донесены до наших дней одним-единственным человеком – Ульяной Бабкиной (1888-1977). Именно она стала связующим звеном между последними мастерами 30-х годов и ныне действующими ее последователями. В 1950-е гг. Ульяне Ивановне удалось заинтересовать этим промыслом нескольких односельчан  своей родной деревни Гринево. В 1960-е гг. интерес к творчеству Ульяны Бабкиной проявили уже местные власти, которые и поспособствовали возрождению каргопольской игрушки.
Промысел каргопольской игрушки в Советском Союзе в какой-то момент практически умер. Старые дореволюционные традиции были сохранены и донесены до наших дней одним-единственным человеком – Ульяной Бабкиной (1888-1977). Именно она стала связующим звеном между последними мастерами 30-х годов и ныне действующими ее последователями. В 1950-е гг. Ульяне Ивановне удалось заинтересовать этим промыслом нескольких односельчан своей родной деревни Гринево. В 1960-е гг. интерес к творчеству Ульяны Бабкиной проявили уже местные власти, которые и поспособствовали возрождению каргопольской игрушки.
Другой человек, стоящий у основания современной каргопольской игрушки - Александр Петрович Шевелев (1910-1990). В 1967 г. он организовал в Каргополе гончарную мастерскую, а в 1968 г. возглавил каргопольский филиал Архангельского производственного объединения  "Беломорские узоры". Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В его игрушке появились усложненность, многофигурность, движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Он придумал целый ряд новых повествовательных сюжетов, которые стали потом каноническими для современных мастеров-игрушечников.
Другой человек, стоящий у основания современной каргопольской игрушки - Александр Петрович Шевелев (1910-1990). В 1967 г. он организовал в Каргополе гончарную мастерскую, а в 1968 г. возглавил каргопольский филиал Архангельского производственного объединения "Беломорские узоры". Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В его игрушке появились усложненность, многофигурность, движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Он придумал целый ряд новых повествовательных сюжетов, которые стали потом каноническими для современных мастеров-игрушечников.
Производственный процесс остается неизменным вот уже несколько веков. Сначала заготавливается местная глина. Затем из нее лепят игрушки.
Производственный процесс остается неизменным вот уже несколько веков. Сначала заготавливается местная глина. Затем из нее лепят игрушки.
Издревле игрушки обжигали в русской дровяной печи, расписывали самодельными красками.Сначала "забеливали" известкой, а для цветных узоров разводили краски  на молоке или яичном белке - добавляли то сажу, то сок травы, то ягод или свеклы.
Издревле игрушки обжигали в русской дровяной печи, расписывали самодельными красками.Сначала "забеливали" известкой, а для цветных узоров разводили краски на молоке или яичном белке - добавляли то сажу, то сок травы, то ягод или свеклы.
Изготовление глиняных церквей (в основном каргопольских) сравнительно новое направление. Поскольку игрушки в основном покупаются туристами как сувениры, подобные поделки оказались востребованными, хотя (на мой взгляд) собственно игрушкой они уже не являются.
Изготовление глиняных церквей (в основном каргопольских) сравнительно новое направление. Поскольку игрушки в основном покупаются туристами как сувениры, подобные поделки оказались востребованными, хотя (на мой взгляд) собственно игрушкой они уже не являются.
Церковь преподобных Зосимы и Савватия.
Церковь преподобных Зосимы и Савватия.
До революции сюжетный ряд каргопольской игрушки был достаточно узок. Кроме полкана и берегини изготавливали в основном фигурки зверей. Зато теперь сюжеты чрезвычайно разнообразны.
До революции сюжетный ряд каргопольской игрушки был достаточно узок. Кроме полкана и берегини изготавливали в основном фигурки зверей. Зато теперь сюжеты чрезвычайно разнообразны.
Как же в Архангельской области без Ломоносова!
Как же в Архангельской области без Ломоносова!
Помещение, где трудятся мастера глиняной игрушки. Весь производственный процесс (лепка, обжиг, роспись) осуществляется одним мастером. Никакого разделения.
Помещение, где трудятся мастера глиняной игрушки. Весь производственный процесс (лепка, обжиг, роспись) осуществляется одним мастером. Никакого разделения.
Существуют определенные каноны каргопольской игрушки, которые нарушать нельзя. Хотя сюжеты постоянно обновляются, сами образы остаются традиционными.
Существуют определенные каноны каргопольской игрушки, которые нарушать нельзя. Хотя сюжеты постоянно обновляются, сами образы остаются традиционными.
Производство игрушек главное, но далеко не единственное направление деятельности "Берегини". Здесь пытаются возрождать и поддерживать все исконные каргопольские промыслы: производство берестяных туесов, тканных дорожек, традиционных кукол и многое другое.
Производство игрушек главное, но далеко не единственное направление деятельности "Берегини". Здесь пытаются возрождать и поддерживать все исконные каргопольские промыслы: производство берестяных туесов, тканных дорожек, традиционных кукол и многое другое.
Все изделия местных мастеров продаются в лавке при Центре ремесел. Выбор очень велик!
Все изделия местных мастеров продаются в лавке при Центре ремесел. Выбор очень велик!
Комментарии к альбому