Турист Константин (vladkonst)
Константин
был сегодня 17:50
Фотоальбом

Пинежский заповедник и Голубино

Пинежский заповедник привлек наше внимание по нескольким причинам. Во-первых, нам очень хотелось хотя бы в одном месте соприкоснуться с суровой северной природой, но так, чтобы это не потребовало больших временных затрат и усилий. Конечно, прекрасных лесов, рек и озер в Архангельской области немало, но добраться до них, особенно в марте, непросто. Учитывая местное бездорожье на легковой машине туда и соваться не стоит. Пинежский заповедник в этом смысле исключение. Недалеко от Архангельска (порядка 200 км). Связан с областным центром сравнительно неплохими дорогами. Большая часть из них даже асфальтированная, лишь последние 90 км — грунтовка. При этом большая часть занятой заповедником территории (свыше 50 тыс. га) — девственная тайга. Еще во время посещения Малых Корел мы узнали, что Пинега — самый крупный приток Северной Двины, протянувшийся с юго-востока на северо-запад более чем на 700 км, а Пинежье — один из глухих уголков Архангельской области, таежный, суровый край. Конечно, «глухость» в 21 в. понятие относительное, но заповедник есть заповедник, там все должно быть «по-настоящему». Вторая причина посетить это место — знаменитые пинежские пещеры. К реке выходит Голубинский карстовый массив, породы которого легко размываются талыми водами. В результате образовалось более 90 пещер, некоторые из которых отличаются приличной длиной. Под их сводами есть даже небольшие подземные озера.

Все альбомы:

КИРОВ (8-10.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/39820
ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ (8.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/40119
В КОТЕЛЬНИЧ, К ДИНОЗАВРАМ (9.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/40151
СЫКТЫВКАР (11-12.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/40757
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (12.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41135
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ В СЫКТЫВКАРЕ (12.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41135

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ (13-14.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41330
ЗАВОД "СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ" В ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ (13.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41813
ВОТЧИНА ДЕДА МОРОЗА ПОД ВЕЛИКИМ УСТЮГОМ (14.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41879
МУЗЕЙ НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ В ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ (14.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/41983

СОЛЬВЫЧЕГОДСК (15.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42003
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР-МУЗЕЙ В СОЛЬВЫЧЕГОДСКЕ (15.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42062
КОТЛАС (16.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42073
МУЗЕЙ НАРОДОВ ПРИМОРЬЯ В ПОСЕЛКЕ УЕМСКИЙ (17.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42130
МАЛЫЕ КОРЕЛЫ (17.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42230
АРХАНГЕЛЬСК (18.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42412
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ В АРХАНГЕЛЬСКЕ (18.03)
https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42704

ДОМ ПЛОТНИКОВОЙ В АРХАНГЕЛЬСКЕ (18.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42786
ХОЛМОГОРЫ И ЛОМОНОСОВО (19.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42891
МУЗЕЙ ЛОМОНОСОВА (19.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/42958
ПИНЕЖСКИЙ ЗАПОВЕДНИК И ГОЛУБИНО (19-20.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43080
КАРГОПОЛЬ (21.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43134
ЦЕНТР НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ "БЕРЕГИНЯ" В КАРГОПОЛЕ (22.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43200
НЯНДОМА (22.03) https://vladkonst.tourister.ru/photoalbum/43240

Распрощавшись с музеем Ломоносова, мы пересекли в северо-восточном направлении  Куростров и выехали у Лыжино к ледовой переправе через Северную Двину. Переправа эта осталась одним из самых ярких впечатлений всего  автопутешествия. Как я уже писал в одном из предыдущих альбомов,  дороги на Курострове оказались завалены снегом. Переправу, разумеется, тоже никто не чистил. А поскольку в последние дни температура была плюсовая, снег начал таять. Поверх льда образовалась глубокая снежная каша, в которой крепко увязло несколько легковых машин. Их хозяева напрасно взывали о помощи. Мы промчались мимо на максимально возможной скорости, прекрасно понимая, что стоит нам притормозить, и наш "Логан" также окажется в снежном плену. И что нам тогда делать посреди реки на ночь глядя? Правый берег Двины оказался очень высоким и крутым. К тому же асфальт кончился, и вверх вела грязная грунтовка, вся разбитая грузовиками. Честно говоря, было мало надежды, что "Логан" одолеет этот крутой и длинный подъем, но он, вопреки всем ожиданиям, справился и с этой задачей. До места ночлега - лесного отеля "Голубино" нас отделяло порядка 120 км. В общем, не так много, но мы очень скоро убедились, что 120 км в Подмосковье и 120 км в Архангельской области далеко не одно и тоже. Хотя грейдер был в общем неплохой - без рытвин и колдобин, но его давно не чистили. Встречались участки с глубоким снегом, где машина вязла и едва тащилась на второй передаче. 30 км/ч казались приличной скоростью.
Распрощавшись с музеем Ломоносова, мы пересекли в северо-восточном направлении Куростров и выехали у Лыжино к ледовой переправе через Северную Двину. Переправа эта осталась одним из самых ярких впечатлений всего автопутешествия. Как я уже писал в одном из предыдущих альбомов, дороги на Курострове оказались завалены снегом. Переправу, разумеется, тоже никто не чистил. А поскольку в последние дни температура была плюсовая, снег начал таять. Поверх льда образовалась глубокая снежная каша, в которой крепко увязло несколько легковых машин. Их хозяева напрасно взывали о помощи. Мы промчались мимо на максимально возможной скорости, прекрасно понимая, что стоит нам притормозить, и наш "Логан" также окажется в снежном плену. И что нам тогда делать посреди реки на ночь глядя? Правый берег Двины оказался очень высоким и крутым. К тому же асфальт кончился, и вверх вела грязная грунтовка, вся разбитая грузовиками. Честно говоря, было мало надежды, что "Логан" одолеет этот крутой и длинный подъем, но он, вопреки всем ожиданиям, справился и с этой задачей. До места ночлега - лесного отеля "Голубино" нас отделяло порядка 120 км. В общем, не так много, но мы очень скоро убедились, что 120 км в Подмосковье и 120 км в Архангельской области далеко не одно и тоже. Хотя грейдер был в общем неплохой - без рытвин и колдобин, но его давно не чистили. Встречались участки с глубоким снегом, где машина вязла и едва тащилась на второй передаче. 30 км/ч казались приличной скоростью.
Вскоре мы добрались до Пинеги. Дальше, вплоть до самого отеля, дорога шла по правому берегу реки. Незадолго до заката из-за облаков стало показываться солнце. Под его лучами окружающая местность удивительным образом преобразилась. Снежные просторы, широкая северная река, вдоль берегов которой тянутся хвойные леса, подсвеченные солнцем облака - все это было необычайно красиво.
Вскоре мы добрались до Пинеги. Дальше, вплоть до самого отеля, дорога шла по правому берегу реки. Незадолго до заката из-за облаков стало показываться солнце. Под его лучами окружающая местность удивительным образом преобразилась. Снежные просторы, широкая северная река, вдоль берегов которой тянутся хвойные леса, подсвеченные солнцем облака - все это было необычайно красиво.
Спустя три месяца мы также на машине пересекали Норвегию, а спустя шесть вновь на машине прокатились по горной дороге в Черногории вдоль берегов Скадарского озера. Каждый, кто побывал в тех краях, подтвердит, что это прекраснейшие места. Однако  поездка вдоль Пинеги по окраине Пинежского заповедника не намного уступала им по силе впечатления.
Спустя три месяца мы также на машине пересекали Норвегию, а спустя шесть вновь на машине прокатились по горной дороге в Черногории вдоль берегов Скадарского озера. Каждый, кто побывал в тех краях, подтвердит, что это прекраснейшие места. Однако поездка вдоль Пинеги по окраине Пинежского заповедника не намного уступала им по силе впечатления.
Жаль, что времени на фотографирование у нас было мало, да и те фотографии, что сделаны, далеко не передают прелесть этого места. Но что вышло, то вышло...
Жаль, что времени на фотографирование у нас было мало, да и те фотографии, что сделаны, далеко не передают прелесть этого места. Но что вышло, то вышло...
Деревни, встречавшиеся по дороге, тоже показались мне весьма колоритными.
Деревни, встречавшиеся по дороге, тоже показались мне весьма колоритными.
Когда скрылось солнце, нам стало уже не до фотографирования. Дорога все не кончалась. Мы ехали в полной темноте, то и дело, рискуя увязнуть в очередном сугробе. Ни одной машины навстречу. Казалось, что мы вообще одни на этой дороге. К тому же навигатор постоянно терял спутник и показывал нам одно сплошное "молоко". Беспокоило, что  можем проскочить мимо отеля, но, к счастью, обошлось. Добрались до Голубино около девяти часов вечера. Отель был почти пустой (кроме нашей машины - еще парочка). Да и кто потащится в такую глушь и даль по нечищенным дорогам? За 2400 р нам выделили крошечную комнатку, в которой едва помещались две кровати, но зато с душевой кабиной. А что еще надо после целого дня на колесах?
Когда скрылось солнце, нам стало уже не до фотографирования. Дорога все не кончалась. Мы ехали в полной темноте, то и дело, рискуя увязнуть в очередном сугробе. Ни одной машины навстречу. Казалось, что мы вообще одни на этой дороге. К тому же навигатор постоянно терял спутник и показывал нам одно сплошное "молоко". Беспокоило, что можем проскочить мимо отеля, но, к счастью, обошлось. Добрались до Голубино около девяти часов вечера. Отель был почти пустой (кроме нашей машины - еще парочка). Да и кто потащится в такую глушь и даль по нечищенным дорогам? За 2400 р нам выделили крошечную комнатку, в которой едва помещались две кровати, но зато с душевой кабиной. А что еще надо после целого дня на колесах?
Утром прогулялись по территории отеля. Она достаточно большая. Несколько корпусов и инфраструктура. Предоставляются все возможные формы отдыха на природе.  В этом ресторане мы завтракали и обедали в полном одиночестве. Только официант и мы. Кормили, кстати, прилично.
Утром прогулялись по территории отеля. Она достаточно большая. Несколько корпусов и инфраструктура. Предоставляются все возможные формы отдыха на природе. В этом ресторане мы завтракали и обедали в полном одиночестве. Только официант и мы. Кормили, кстати, прилично.
Корпуса отеля. Нас поселили в том, что дальше.
Корпуса отеля. Нас поселили в том, что дальше.
Спуск к Пинеге.
Спуск к Пинеге.
В отеле можно проводить различные мероприятия. В том числе, детские. Возможности для этого есть.
В отеле можно проводить различные мероприятия. В том числе, детские. Возможности для этого есть.
Впрочем, особенно прохлаждаться, времени не было. С вечера мы записались на экскурсию в Голубинский провал - одну из самых известных пещер Архангельской области. После завтрака нас уже ждала женщина-проводник.
Впрочем, особенно прохлаждаться, времени не было. С вечера мы записались на экскурсию в Голубинский провал - одну из самых известных пещер Архангельской области. После завтрака нас уже ждала женщина-проводник.
Прежде всего нас повели одеваться. Все снаряжение (каски с фонарями, горные ботинки, штормовки, брезентовые штаны) предоставляется отелем. Вроде как бесплатно (стоимость снаряжения учтена в стоимости экскурсии). Через четверть часа мы уже выглядели как заправские спелеологи.  Пусть и на вид немножко полноватые, так как штормовки нам пришлось натянуть поверх зимних курток.
Прежде всего нас повели одеваться. Все снаряжение (каски с фонарями, горные ботинки, штормовки, брезентовые штаны) предоставляется отелем. Вроде как бесплатно (стоимость снаряжения учтена в стоимости экскурсии). Через четверть часа мы уже выглядели как заправские спелеологи. Пусть и на вид немножко полноватые, так как штормовки нам пришлось натянуть поверх зимних курток.
Вход в пещеру располагается в устье небольшого ущелья, которое называется (как я позже узнал) Тараканьим логом.
Вход в пещеру располагается в устье небольшого ущелья, которое называется (как я позже узнал) Тараканьим логом.
Стены ущелья выглядят достаточно внушительно  и, в общем, красиво.
Стены ущелья выглядят достаточно внушительно и, в общем, красиво.
Тропа ведет вверх.
Тропа ведет вверх.
И вот он вход в пещеру. Впервые она была обследована спелеологами в 1967 г. Причем попасть внутрь они смогли далеко не сразу, так как пологого спуска в пещеру нет. Спускаться приходилось через провал с крутыми стенками (в то время обледеневшими). Но для современных туристов, как мы видим, никаких проблем теперь нет.
И вот он вход в пещеру. Впервые она была обследована спелеологами в 1967 г. Причем попасть внутрь они смогли далеко не сразу, так как пологого спуска в пещеру нет. Спускаться приходилось через провал с крутыми стенками (в то время обледеневшими). Но для современных туристов, как мы видим, никаких проблем теперь нет.
Белый гипс стен, в сочетании со льдом в солнечных лучах смотрится необычайно красиво. Но, увы, мне так и не удалось поймать эту красоту фотоаппаратом.
Белый гипс стен, в сочетании со льдом в солнечных лучах смотрится необычайно красиво. Но, увы, мне так и не удалось поймать эту красоту фотоаппаратом.
Внутри мы тоже много фотографировали, но я не буду помещать эти снимки, так как смотрятся они весьма заурядно. Хотя сама экскурсия оставила яркие воспоминания. Пещера большая, с длинными галереями и "залами". Есть здесь небольшие подземные ручейки, стекающие к Пинеге (до нее метров 800), несколько "озерков" (скорее, больших луж). Весной, когда интенсивно тает снег, по подземным галереям несется стремительный поток воды. Как я уже писал, Голубинский провал далеко не единственная пещера в этих местах. Есть и очень интересные, в которые можно попасть только зимой, так как летом они залиты водой. Я читал, что благодаря искусной электрической подсветке пещеры эти производят большое впечатление. С потолка здесь свешиваются величественные сосульки, стены блестят и сверкают, словно залы в дворце Снежной королевы. Может быть, нам стоило отправиться вместо Голубинского провала туда? Хотя это не рядом с отелем, надо ехать на машине. Экскурсию также можно заказать у администратора.
Внутри мы тоже много фотографировали, но я не буду помещать эти снимки, так как смотрятся они весьма заурядно. Хотя сама экскурсия оставила яркие воспоминания. Пещера большая, с длинными галереями и "залами". Есть здесь небольшие подземные ручейки, стекающие к Пинеге (до нее метров 800), несколько "озерков" (скорее, больших луж). Весной, когда интенсивно тает снег, по подземным галереям несется стремительный поток воды. Как я уже писал, Голубинский провал далеко не единственная пещера в этих местах. Есть и очень интересные, в которые можно попасть только зимой, так как летом они залиты водой. Я читал, что благодаря искусной электрической подсветке пещеры эти производят большое впечатление. С потолка здесь свешиваются величественные сосульки, стены блестят и сверкают, словно залы в дворце Снежной королевы. Может быть, нам стоило отправиться вместо Голубинского провала туда? Хотя это не рядом с отелем, надо ехать на машине. Экскурсию также можно заказать у администратора.
Когда вернулись из пещеры, до обеда оставалось еще немного времени, и мы решили доехать до другой местной достопримечательности - до руин Красногорского Богородицкого монастыря. Для этого надо было въехать на высокую Красную горку. Мы сомневались в качестве дороги, но она оказалась почищенной, так что поездка удалась.
Когда вернулись из пещеры, до обеда оставалось еще немного времени, и мы решили доехать до другой местной достопримечательности - до руин Красногорского Богородицкого монастыря. Для этого надо было въехать на высокую Красную горку. Мы сомневались в качестве дороги, но она оказалась почищенной, так что поездка удалась.
Монастырь, основанный в XVII в., считался одним из самых красивых на русском севере, но советская власть положила конец его существованию. Так он и остается до сих пор заброшенным.
Монастырь, основанный в XVII в., считался одним из самых красивых на русском севере, но советская власть положила конец его существованию. Так он и остается до сих пор заброшенным.
В Богородицком монастыре похоронен князь Василий Васильевич Голицын, первый фаворит и сподвижник царевны Софьи. Кто читал роман А. Толстого "Петр Первый", конечно помнит этого яркого исторического деятеля, предводителя русской рати в Крымских походах. После падения Софьи, он вполне мог лишиться жизни, но влиятельная родня спасла его от смерти. Князь Голицын был сослан на север, здесь и умер.
В Богородицком монастыре похоронен князь Василий Васильевич Голицын, первый фаворит и сподвижник царевны Софьи. Кто читал роман А. Толстого "Петр Первый", конечно помнит этого яркого исторического деятеля, предводителя русской рати в Крымских походах. После падения Софьи, он вполне мог лишиться жизни, но влиятельная родня спасла его от смерти. Князь Голицын был сослан на север, здесь и умер.
Деревня Красная горка засыпана снегом по самые крыши. Между домов прорыты траншеи-тропинки. Мы немного прошлись по ним, но так и не встретили ни одного человека.
Деревня Красная горка засыпана снегом по самые крыши. Между домов прорыты траншеи-тропинки. Мы немного прошлись по ним, но так и не встретили ни одного человека.
Ходили мы не просто так, а искали  место , откуда можно полюбоваться видом на долину Пинеги (она протекает внизу). Но, увы, хорошей "обзорной площадки" не нашли. Везде либо дома, либо сараи, либо сугробы по пояс.
Ходили мы не просто так, а искали место , откуда можно полюбоваться видом на долину Пинеги (она протекает внизу). Но, увы, хорошей "обзорной площадки" не нашли. Везде либо дома, либо сараи, либо сугробы по пояс.
Но хотя бы некоторое представление об этом действительно замечательно красивом месте можно получить.
Но хотя бы некоторое представление об этом действительно замечательно красивом месте можно получить.
Вернулись в отель, пообедали в ресторане, уложили вещи и двинулись в обратный путь, в Архангельск. У нас были билеты на вечерний поезд на Няндому. Хотя расстояние небольшое (190 км) выехали с запасом, учитывая проблемы с дорогой. Однако нас ждал приятный сюрприз - по пути мы то и дело встречали тяжелую технику (оказывается она здесь есть!), которая быстро и успешно расчищала дорогу от заносов. Так что обратно мы мчались "с ветерком" - кое-где выжимали даже 60 км/ч!
Вернулись в отель, пообедали в ресторане, уложили вещи и двинулись в обратный путь, в Архангельск. У нас были билеты на вечерний поезд на Няндому. Хотя расстояние небольшое (190 км) выехали с запасом, учитывая проблемы с дорогой. Однако нас ждал приятный сюрприз - по пути мы то и дело встречали тяжелую технику (оказывается она здесь есть!), которая быстро и успешно расчищала дорогу от заносов. Так что обратно мы мчались "с ветерком" - кое-где выжимали даже 60 км/ч!
Несколько фотографий, сделанных по пути.
Несколько фотографий, сделанных по пути.
Среди местных деревушек встречаются очень колоритные. Мне кажется, если поискать, там вполне можно наткнуться на старые дома, вроде тех, которые мы видели в музее Малые Корелы.
Среди местных деревушек встречаются очень колоритные. Мне кажется, если поискать, там вполне можно наткнуться на старые дома, вроде тех, которые мы видели в музее Малые Корелы.
Наш героический "Логан", благодаря которому мы благополучно завершили этот 400 км пробег по окрестностям Архангельска. Но правда его внешний вид после этого был далеко не парадный. Когда мы сдавали на вокзале машину представителю каршеринговой компании, у того несколько вытянулось лицо. Хотя наш маршрут не являлся для него секретом: заказывая машину, мы честно указали все места, которые наметили посетить. Приемщик посетовал, что мы гоняли их автомобиль по плохим дорогам. Мы спросили, где он видел в Архангельской области хорошие дороги за пределами федеральной трассы (потому что и в самом областном центре они далеки от идеала). Он не нашелся, что ответить, но залог отказался сразу возвращать. Сказал, что машину надо как следует отмыть и проверить. Спорить мы не стали. Никаких "огрех" за нами не было и машину мы берегли как могли. И действительно, деньги вскоре вернулись на карту, вернулись целиком, без всяких вычетов. Это значит, что "Рено-Логан" благополучно пережил нашу поездку и теперь поджидает других туристов. Порадуемся за него и за них!
Наш героический "Логан", благодаря которому мы благополучно завершили этот 400 км пробег по окрестностям Архангельска. Но правда его внешний вид после этого был далеко не парадный. Когда мы сдавали на вокзале машину представителю каршеринговой компании, у того несколько вытянулось лицо. Хотя наш маршрут не являлся для него секретом: заказывая машину, мы честно указали все места, которые наметили посетить. Приемщик посетовал, что мы гоняли их автомобиль по плохим дорогам. Мы спросили, где он видел в Архангельской области хорошие дороги за пределами федеральной трассы (потому что и в самом областном центре они далеки от идеала). Он не нашелся, что ответить, но залог отказался сразу возвращать. Сказал, что машину надо как следует отмыть и проверить. Спорить мы не стали. Никаких "огрех" за нами не было и машину мы берегли как могли. И действительно, деньги вскоре вернулись на карту, вернулись целиком, без всяких вычетов. Это значит, что "Рено-Логан" благополучно пережил нашу поездку и теперь поджидает других туристов. Порадуемся за него и за них!
Комментарии к альбому