Турист Константин (vladkonst)
Константин
был вчера 7:41
Фотоальбом

Санкт-Петербург. Ледокол "Красин"

Санкт-Петербург: полезная информация

Ледокол «Красин» — одна из знаковых достопримечательностей Васильевского острова. Для тех, кто интересуется историей российского флота или же просто устройством больших морских судов, здесь, безусловно, есть на что посмотреть. За свою уже более чем столетнюю историю «Красин» успел стать участником многих важных событиях. Две войны, высокоширотные научные экспедиции, сопровождение арктических караванов, спасательные операции, участие в боях — все было в его судьбе. Были и достаточно уникальные для ледокола события (например, кругосветное плавание, затопление и последующий подъем с морского дна). За свою долгую жизнь ледокол пережил несколько кардинальных модернизаций, до неузнаваемости изменивших его первоначальный облик и позволивших необычайно долго поддерживать корабль в активном рабочем состоянии. «Красин» является детищем не одной, а нескольких технологических эпох, и в этом тоже состоит его уникальность. Он и сейчас, говорят, находится в хорошей форме. Все его механизмы, все его приборы действуют. В отличие, скажем, от ледокола «Ленин» в Мурманске или от той же «Авроры» в Санкт-Петербурге, «Красин» сохранил свое механическое сердце (паровые машины) и может, в принципе, в любой момент отправиться в плавание (при условии, конечно, что удастся собрать квалифицированный экипаж, способный его обслуживать).

Паровой ледокол, получивший название "Святогор", был построен в 1916–1917 г. на судостроительной верфи в Ньюкасле (Великобритания). История этого корабля оказалась долгой и удивительной. В мае 1917 г. он прибыл в Архангельск. Однако уже в августе 1918 г. его затопили в фарватере Северной Двины для преграждения пути кораблям интервентов. В том же месяце англичане подняли ледокол на поверхность. В сентябре 1919 г. "Святогор" вернулся в Великобританию. В 1921 г. после долгих переговоров корабль был передан Советской России, при этом была выплачена сумма в размере 75000 ф. с. – именно столько царское правительство задолжало судостроительной компании. До 1928 г. ледокол работал на Балтике и был приписан к Петрограду (Ленинграду).
Паровой ледокол, получивший название "Святогор", был построен в 1916–1917 г. на судостроительной верфи в Ньюкасле (Великобритания). История этого корабля оказалась долгой и удивительной. В мае 1917 г. он прибыл в Архангельск. Однако уже в августе 1918 г. его затопили в фарватере Северной Двины для преграждения пути кораблям интервентов. В том же месяце англичане подняли ледокол на поверхность. В сентябре 1919 г. "Святогор" вернулся в Великобританию. В 1921 г. после долгих переговоров корабль был передан Советской России, при этом была выплачена сумма в размере 75000 ф. с. – именно столько царское правительство задолжало судостроительной компании. До 1928 г. ледокол работал на Балтике и был приписан к Петрограду (Ленинграду).
В ноябре 1927 г. "Святогор" переименовали в "Красин" (в память о недавно умершем советском дипломате Леониде Красине).
В ноябре 1927 г. "Святогор" переименовали в "Красин" (в память о недавно умершем советском дипломате Леониде Красине).
В мае 1928 г. потерпел аварию дирижабль "Италия" известного полярного исследователя Умберто Нобиле. Девять оставшихся в живых членов экипажа оказались на льдине посреди океана. Итальянское правительство обратилось к советскому правительству с просьбой отправить на помощь мощный ледокол. Было принято решение поручить это трудное дело "Красину".  После сложнейшего перехода 12 июля "Красин" добрался до потерпевших крушение аэронавтов и принял их на борт. Благодаря этому подвигу имя его прогремело по всему миру. До 1934 г. ледокол работал на Балтике и в Западной Артике. В 1934 г. "Красин" поменял порт приписки. Через Атлантику и Тихий океан он совершил переход во Владивосток.
В мае 1928 г. потерпел аварию дирижабль "Италия" известного полярного исследователя Умберто Нобиле. Девять оставшихся в живых членов экипажа оказались на льдине посреди океана. Итальянское правительство обратилось к советскому правительству с просьбой отправить на помощь мощный ледокол. Было принято решение поручить это трудное дело "Красину". После сложнейшего перехода 12 июля "Красин" добрался до потерпевших крушение аэронавтов и принял их на борт. Благодаря этому подвигу имя его прогремело по всему миру. До 1934 г. ледокол работал на Балтике и в Западной Артике. В 1934 г. "Красин" поменял порт приписки. Через Атлантику и Тихий океан он совершил переход во Владивосток.
В октябре 1941 г. правительство США договори лось с Советским правительством об использовании ледокола "Красин" в высадке десанта на берег Гренландии, где немцы устроили свои базы. В ноябре того же года "Красин"  пересек Тихий океан и прибыл в Сиэтл, в январе прошел через Панамский канал в Атлантический океан. В январе-феврале "Красин" был вооружен пушкой и 10 пулеметами. После чего ледокол отправился в Галифакс (Канада). Необходимость в гренландском десанте к этому времени отпала. "Красин" пересек Атлантический океан и в марте прибыл в Глазго, где на него установили дополнительное вооружение (три трехдюймовых орудия и семь скорострельных автоматических пушек). В апреле "Красин" прибыл в Исландию, где формировался караван PQ-15. Он вышел из Рейкьявика 26 апреля 1942 г.В начале мая караван атаковала немецкая авиация. Нашлась работа для зенитчиков. 3 мая огнем из своих пушек и пулеметов "Красин" сбил два вражеских торпедоносца.  5 мая конвой добрался до Мурманска. 
 В августе 1942 г. "Красин" вывел в море Лаптевых караван из девяти судов, а потом работал на Северном морском пути. Когда возникла необходимость в ремонте "Красин" в октябре 1943 г. вернулся во Владивосток, завершив 885-суточное кругосветное плавание. 
В настоящее время "Красин" - единственный корабль - участник арктических сражений Второй мировой войны, находящийся на плаву.
В октябре 1941 г. правительство США договори лось с Советским правительством об использовании ледокола "Красин" в высадке десанта на берег Гренландии, где немцы устроили свои базы. В ноябре того же года "Красин" пересек Тихий океан и прибыл в Сиэтл, в январе прошел через Панамский канал в Атлантический океан. В январе-феврале "Красин" был вооружен пушкой и 10 пулеметами. После чего ледокол отправился в Галифакс (Канада). Необходимость в гренландском десанте к этому времени отпала. "Красин" пересек Атлантический океан и в марте прибыл в Глазго, где на него установили дополнительное вооружение (три трехдюймовых орудия и семь скорострельных автоматических пушек). В апреле "Красин" прибыл в Исландию, где формировался караван PQ-15. Он вышел из Рейкьявика 26 апреля 1942 г.В начале мая караван атаковала немецкая авиация. Нашлась работа для зенитчиков. 3 мая огнем из своих пушек и пулеметов "Красин" сбил два вражеских торпедоносца. 5 мая конвой добрался до Мурманска. В августе 1942 г. "Красин" вывел в море Лаптевых караван из девяти судов, а потом работал на Северном морском пути. Когда возникла необходимость в ремонте "Красин" в октябре 1943 г. вернулся во Владивосток, завершив 885-суточное кругосветное плавание. В настоящее время "Красин" - единственный корабль - участник арктических сражений Второй мировой войны, находящийся на плаву.
До 1950 г. "Красин" работал в восточной Арктике. В начале 1950-х гг. ледокол был подвергнут на верфи "Матиас-Тезен" в Висмаре (ГДР) полной реконструкции, означавшей для него "второе рождение". Старую энергетическую установку заменили новой, спланировали современную по архитектуре и планировке надстройку, две трубы заменили одной, в корме оборудовали вертолетную площадку. В результате внешний вид ледокола изменился почти до неузнаваемости. Были заменены также паровые котлы. Ледокол перешел с угля на мазут. После длительного ремонта и реконструкции "Красин" был направлен на проводку судов по трассе Севморпути, где проработал более 10 лет. Всего он отработал в Артике, на Балтике и Дальнем Востоке 54 года. В 1972 г. "Красин" переоборудовали из ледокола в плавучую электростанцию и передали в введение Министерства геологии РСФСР. В 1970–1980-х гг. судно обеспечивало работу геологических экспедиций на полярных архипелагах – Шпицберген и Земля Франца-Иосифа. В конце 1980-х "Красин" был выведен из эксплуатации. В 1995 г. на его борту открылась музейная экспозиция, а в 2004 г. он стал филиалом Музей Мирового океана.
Во время экскурсии нам удалось осмотреть легендарный ледокол целиком - от верхней палубы до трюма. Это было весьма увлекательное путешествие!
Во время экскурсии нам удалось осмотреть легендарный ледокол целиком - от верхней палубы до трюма. Это было весьма увлекательное путешествие!
Ходовой мостик.
Ходовой мостик.
Здесь сохранилось множество карт, приборов, аппаратов, устройств для успешного ведения корабля через ледяную пустыню.
Здесь сохранилось множество карт, приборов, аппаратов, устройств для успешного ведения корабля через ледяную пустыню.
Штурвал.
Штурвал.
Радиолокационная станция "Наяда-5" (1986). Предназначена для контроля за навигационной обстановкой, особенно в районах плавания с ограниченной видимостью и при плавании во льдах.
Радиолокационная станция "Наяда-5" (1986). Предназначена для контроля за навигационной обстановкой, особенно в районах плавания с ограниченной видимостью и при плавании во льдах.
Переговорная труба (1958). Была установлена на ледоколе в ходе модернизации в Висмаре. Подобного рода металлические трубы небольшого сечения связывали между собой некоторые помещения судна. Благодаря им осуществлялась внутрисудовая связь. Так рулевая рубка была связана с машинным отделением и каютой капитана. Каждая переговорная труба заканчивается раструбом и свистком вызова. Наибольшая длина трубы (до румпельного отделения) составляет 90 м.
Переговорная труба (1958). Была установлена на ледоколе в ходе модернизации в Висмаре. Подобного рода металлические трубы небольшого сечения связывали между собой некоторые помещения судна. Благодаря им осуществлялась внутрисудовая связь. Так рулевая рубка была связана с машинным отделением и каютой капитана. Каждая переговорная труба заканчивается раструбом и свистком вызова. Наибольшая длина трубы (до румпельного отделения) составляет 90 м.
Машинный телеграф ЭМТ (1958). Предназначен для передачи команд с капитанского мостика в машинное отделение.
Машинный телеграф ЭМТ (1958). Предназначен для передачи команд с капитанского мостика в машинное отделение.
Машинный электрический телеграф (1958). Также предназначался для передачи команд  с капитанского мостика в машинное отделение.
Машинный электрический телеграф (1958). Также предназначался для передачи команд с капитанского мостика в машинное отделение.
Радиолокационная станция "Дон" (1961). Предназначена для контроля за навигационной обстановкой, особенно в районах плавания с ограниченной видимостью. Дальность ее действия - до 50 миль (92,6 км).
Радиолокационная станция "Дон" (1961). Предназначена для контроля за навигационной обстановкой, особенно в районах плавания с ограниченной видимостью. Дальность ее действия - до 50 миль (92,6 км).
С ходового мостика отправляемся в кают-компанию.
С ходового мостика отправляемся в кают-компанию.
Центральным местом кают-кампании является стол, за которым проходили общие собрания офицеров и прием пищи. Место во главе стола предназначается капитану, а в его отсутствие - старпому. Этот край стола называется старшим, а противоположный ему - младшим или боковым. Передвижению посуды во время качки препятствуют бортики по краям стола  и дополнительные перегородки в специальных пазах. Всего за столом могло разместиться 32 человека. Иллюминаторы помещений на верхней палубе, в том числе в кают-компании, снабжены специальными щитками - броняшками. Броняшки служат для дополнительной герметизации и защиты глаза от воздействий яркого света в условиях полярного дня.
Центральным местом кают-кампании является стол, за которым проходили общие собрания офицеров и прием пищи. Место во главе стола предназначается капитану, а в его отсутствие - старпому. Этот край стола называется старшим, а противоположный ему - младшим или боковым. Передвижению посуды во время качки препятствуют бортики по краям стола и дополнительные перегородки в специальных пазах. Всего за столом могло разместиться 32 человека. Иллюминаторы помещений на верхней палубе, в том числе в кают-компании, снабжены специальными щитками - броняшками. Броняшки служат для дополнительной герметизации и защиты глаза от воздействий яркого света в условиях полярного дня.
Предметы из кофейного сервиза "Красина".
Предметы из кофейного сервиза "Красина".
Важное место в кают-компании занимает пианино. Инструмент создан в Лейпциге на предприятии фирмы "Rоnisch".
Важное место в кают-компании занимает пианино. Инструмент создан в Лейпциге на предприятии фирмы "Rоnisch".
Спускаемся на второй ярус, где располагалась жилая палуба. После реконструкции 1950-х гг. на "Красине" было 14 одноместных кают, 13 двухместных и 15 четырехместных. Помимо кают на жилой палубе располагалась библиотека и красный уголок, а также кладовые, душевые,  туалеты (гальюны), камбуз и пекарня.
Спускаемся на второй ярус, где располагалась жилая палуба. После реконструкции 1950-х гг. на "Красине" было 14 одноместных кают, 13 двухместных и 15 четырехместных. Помимо кают на жилой палубе располагалась библиотека и красный уголок, а также кладовые, душевые, туалеты (гальюны), камбуз и пекарня.
Каюта капитана, интерьер которой был создан в ходе  модернизации в конце 1950-х гг. Она состоит из нескольких частей. Прежде всего, это рабочий кабинет, где капитан принимал членов экипажа с рапортами, занимался составлением радиограмм и их расшифровкой, писал рейсовые донесения.
Каюта капитана, интерьер которой был создан в ходе модернизации в конце 1950-х гг. Она состоит из нескольких частей. Прежде всего, это рабочий кабинет, где капитан принимал членов экипажа с рапортами, занимался составлением радиограмм и их расшифровкой, писал рейсовые донесения.
Картина ""Красин" во льдах" художника В. Чикина (1928 г.).
Картина ""Красин" во льдах" художника В. Чикина (1928 г.).
Спальня. Здесь капитан отдыхал и спал.
Спальня. Здесь капитан отдыхал и спал.
Через слуховую трубу капитан мог узнавать обо всем, что происходит в рубке.
Через слуховую трубу капитан мог узнавать обо всем, что происходит в рубке.
Каюта начальника экспедиции. Ледокол "Красин" не только проводил сквозь льды другие суда, но и занимался исследованием Северного Ледовитого океана. Почти в каждом рейсе на нем трудились ученые и проводились научные наблюдения.  Начальник экспедиции был важнейшим человеком на корабле. Его каюта расположена в непосредственной близости от каюты капитана. Здесь проходило обсуждение предстоящих исследований, решались вопросы плавания в сложной  ледовой обстановке.
Каюта начальника экспедиции. Ледокол "Красин" не только проводил сквозь льды другие суда, но и занимался исследованием Северного Ледовитого океана. Почти в каждом рейсе на нем трудились ученые и проводились научные наблюдения. Начальник экспедиции был важнейшим человеком на корабле. Его каюта расположена в непосредственной близости от каюты капитана. Здесь проходило обсуждение предстоящих исследований, решались вопросы плавания в сложной ледовой обстановке.
Шкафчики членов экипажа.
Шкафчики членов экипажа.
Штурманская рубка. Здесь также сохранилось немало приборов и устройств прошлого века, использовавшихся при прокладке курса..
Штурманская рубка. Здесь также сохранилось немало приборов и устройств прошлого века, использовавшихся при прокладке курса..
Фототелеграфный аппарат "ФАК-П" (1978). Предназначался для передачи или приема неподвижных полутоновых изображений. На "Красине" использовался для получения карт метеопрогнозов. Эти черно-белые изображения получали на специальной электрохимической бумаге.
Фототелеграфный аппарат "ФАК-П" (1978). Предназначался для передачи или приема неподвижных полутоновых изображений. На "Красине" использовался для получения карт метеопрогнозов. Эти черно-белые изображения получали на специальной электрохимической бумаге.
Исторический штурвал.
Исторический штурвал.
Из жилых помещений отправляемся в технические отсеки, чтобы рассмотреть разнообразные механизмы, обеспечивавшие движение, управление и жизнедеятельность судна.
Из жилых помещений отправляемся в технические отсеки, чтобы рассмотреть разнообразные механизмы, обеспечивавшие движение, управление и жизнедеятельность судна.
Масляные насосы.
Масляные насосы.
Вытяжные трубы.
Вытяжные трубы.
Мастерская ср станками.
Мастерская ср станками.
Вертикальная переборка с червячным механизмом.
Вертикальная переборка с червячным механизмом.
Танки для дизельного топлива.
Танки для дизельного топлива.
О сбоях в работе механизмов извещают сигнальные лампы.
О сбоях в работе механизмов извещают сигнальные лампы.
Паровой котел.
Паровой котел.
Датчики, помогающие контролировать работу паровой машины.
Датчики, помогающие контролировать работу паровой машины.
Система пожаротушения.
Система пожаротушения.
Рубка машинного отделения.
Рубка машинного отделения.
Отвод пара через обернутые асбестом трубы.
Отвод пара через обернутые асбестом трубы.
На этом фото показана работа кочегара (в ту пору, когда в качестве топлива использовался уголь). Работа эта была исключительно тяжелой. Несмотря на то, что снаружи стояла жестокая стужа, в кочегарке царила сорокоградусная жара. К этому надо добавить едкую пыль, недостаток кислорода, тяжелые физические нагрузки. Сама работа требовала внимания и сосредоточенности, ведь загружать уголь в топку - это совсем не то, что просто кидать уголь в кучу. Уголь должен равномерно распределяться по всей площади колосников, только тогда горение будет ровным, и топливо станет сгорать с наибольшей пользой. Время от времени горящий уголь надо было  подрезать длинным тяжелым ломом. Сгорание не было полным и раз в смену топку очищали особой кочергой. Вахта продолжалась 4 часа, после чего полагался 12-часовой отдых. Всего на "Красине" в 1920-1930-х гг. числилось порядка 50 кочегаров.
На этом фото показана работа кочегара (в ту пору, когда в качестве топлива использовался уголь). Работа эта была исключительно тяжелой. Несмотря на то, что снаружи стояла жестокая стужа, в кочегарке царила сорокоградусная жара. К этому надо добавить едкую пыль, недостаток кислорода, тяжелые физические нагрузки. Сама работа требовала внимания и сосредоточенности, ведь загружать уголь в топку - это совсем не то, что просто кидать уголь в кучу. Уголь должен равномерно распределяться по всей площади колосников, только тогда горение будет ровным, и топливо станет сгорать с наибольшей пользой. Время от времени горящий уголь надо было подрезать длинным тяжелым ломом. Сгорание не было полным и раз в смену топку очищали особой кочергой. Вахта продолжалась 4 часа, после чего полагался 12-часовой отдых. Всего на "Красине" в 1920-1930-х гг. числилось порядка 50 кочегаров.
Когда машина была переведена на мазут, процесс поддержания в котлах необходимой температуры сильно упростился. Кочегаров сменили насосы. Однако "Красин" оставался пароходом и имел свою специфическую систему зажигания. Сюда вставляли зажженный факел.
Когда машина была переведена на мазут, процесс поддержания в котлах необходимой температуры сильно упростился. Кочегаров сменили насосы. Однако "Красин" оставался пароходом и имел свою специфическую систему зажигания. Сюда вставляли зажженный факел.
Индикаторы работы системы зажигания.
Индикаторы работы системы зажигания.
В этом месте специальным щупом определяли расход масла.
В этом месте специальным щупом определяли расход масла.
Информация паровой машины и других механизмов сводилась на пульт управления.
Информация паровой машины и других механизмов сводилась на пульт управления.
Электрогенератор. Энергия разогретого пара посредством турбогенераторов преобразовывалась в электрическую.  Это было особенно важно в последние годы эксплуатации "Красина", когда он превратился в плавучую электростанцию.
Электрогенератор. Энергия разогретого пара посредством турбогенераторов преобразовывалась в электрическую. Это было особенно важно в последние годы эксплуатации "Красина", когда он превратился в плавучую электростанцию.
Турбогенератор.
Турбогенератор.
Датчики работы электрогенератора.
Датчики работы электрогенератора.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.

Комментарии к альбому