Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 20 апреля 22:14
Фотоальбом

Петербург. Подводная лодка «Народоволец»

Санкт-Петербург: полезная информация

В приморской части Васильевского острова музеев немного. Один из них — подводную лодку Д-2 «Народоволец» — мы еще до поездки решили обязательно посетить. Раньше в Калининграде побывали на борту старой дизель-электрической подводной лодки «Б-413». Но «Народоволец», мне кажется, интереснее, так как относится к более ранней эпохе — концу 1920-х — началу 1930-х гг. Вообще хорошие современные подлодки под руководством выдающегося корабельного инженера Ивана Бубнова на Балтийском заводе строили и прежде. Десятки субмарин были спущены на воду до начала Первой мировой войны (самая первая — «Дельфин» прошла испытания в 1903 г.). Однако от этих ранних подлодок ничего не сохранилось. «Народоволец» — счастливое исключение.

 

Длина лодки - 76 м. Подводное водоизмещение - 1354 т. Предельная глубина погружения - 90 м. Вооружение: восемь торпедных аппаратов и 100-мм пушка. Экипаж - 53 чел.
Длина лодки - 76 м. Подводное водоизмещение - 1354 т. Предельная глубина погружения - 90 м. Вооружение: восемь торпедных аппаратов и 100-мм пушка. Экипаж - 53 чел.
В марте 1927 г.  на Балтийском  судостроительном и механическом заводе началась постройка  подводной лодки "Декабрист", которая стала первой в серии из шести лодок. "Декабрист" (Д-1) был спущен на воду в ноябре 1928 г. (он затонул в ноябре 1940 г. во время учебного похода вместе со всем экипажем; обнаружили лодку на дне моря только в 2018 г.). "Народоволец" (Д-2) шел сразу за ним (спущен на воду в мае 1929). Третьим был "Красногвардеец" (Д-3) (спущен на воду в июле1929; погиб в июне 1942 г.). Замыкали серию "Революционер" (Д-4) (спущен в апреле 1929, погиб в декабре 1943 г.), "Спартаковец" (Д-5) (спущен в октябре 1930 г., находился в составе Черноморского флота вплоть до декабря 1955 г., затем был утилизирован), "Якобинец" (Д-6) (спущен на воду в ноябре 1930 г.; в 1942 г. его затопили в Севастополе, после войны подняли и порезали на металл). "Народоволец", построенный на Балтийском заводе в Ленинграде, в 1933 г. совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу и был включен в состав Северного флота. Здесь "Народоволец" принял участие в нескольких  высокоширотных экспедициях. Так в 1935 г. в тяжелейших метеоусловиях  подлодка совершила переход к Новой Земле. В 1936 г. еще один тяжелый поход в Карское море с посещением Новой Земли, о. Медвежий и Шпицбергенской банки. Выдержав по пути 9-бальный шторм, лодка прошла 7000 миль, из них 500 - под водой.  В 1939 г. ее вновь перевели в Ленинград и поставили на капитальный ремонт. Здесь "Народоволец" и встретил начало войны.
В марте 1927 г. на Балтийском судостроительном и механическом заводе началась постройка подводной лодки "Декабрист", которая стала первой в серии из шести лодок. "Декабрист" (Д-1) был спущен на воду в ноябре 1928 г. (он затонул в ноябре 1940 г. во время учебного похода вместе со всем экипажем; обнаружили лодку на дне моря только в 2018 г.). "Народоволец" (Д-2) шел сразу за ним (спущен на воду в мае 1929). Третьим был "Красногвардеец" (Д-3) (спущен на воду в июле1929; погиб в июне 1942 г.). Замыкали серию "Революционер" (Д-4) (спущен в апреле 1929, погиб в декабре 1943 г.), "Спартаковец" (Д-5) (спущен в октябре 1930 г., находился в составе Черноморского флота вплоть до декабря 1955 г., затем был утилизирован), "Якобинец" (Д-6) (спущен на воду в ноябре 1930 г.; в 1942 г. его затопили в Севастополе, после войны подняли и порезали на металл). "Народоволец", построенный на Балтийском заводе в Ленинграде, в 1933 г. совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу и был включен в состав Северного флота. Здесь "Народоволец" принял участие в нескольких высокоширотных экспедициях. Так в 1935 г. в тяжелейших метеоусловиях подлодка совершила переход к Новой Земле. В 1936 г. еще один тяжелый поход в Карское море с посещением Новой Земли, о. Медвежий и Шпицбергенской банки. Выдержав по пути 9-бальный шторм, лодка прошла 7000 миль, из них 500 - под водой. В 1939 г. ее вновь перевели в Ленинград и поставили на капитальный ремонт. Здесь "Народоволец" и встретил начало войны.
Поднимаемся на борт. 7 отсек (кормовой торпедный и вспомогательных механизмов). Справа на переднем плане - запасной пост управления вертикальным рулем. У дальней переборки - казенные части кормовых торпедных аппаратов
Поднимаемся на борт. 7 отсек (кормовой торпедный и вспомогательных механизмов). Справа на переднем плане - запасной пост управления вертикальным рулем. У дальней переборки - казенные части кормовых торпедных аппаратов
Общий вид 7-го отсека. По боевому расписанию здесь несли вахту восемь подводников. В основном это были электрики.
Общий вид 7-го отсека. По боевому расписанию здесь несли вахту восемь подводников. В основном это были электрики.
6 отсек - дизельный. По правому и левому борту здесь установлены два  1100-сильных дизеля (в цилиндрических корпусах), которые использовались для надводного хода. Расходные топливные баки находятся прямо под потолком. Трубчатые конструкции по обе стороны прохода - это насосы водяного охлаждения дизелей.
6 отсек - дизельный. По правому и левому борту здесь установлены два 1100-сильных дизеля (в цилиндрических корпусах), которые использовались для надводного хода. Расходные топливные баки находятся прямо под потолком. Трубчатые конструкции по обе стороны прохода - это насосы водяного охлаждения дизелей.
Пост управления дизелем правого борта.
Пост управления дизелем правого борта.
Приборная доска правого дизеля.
Приборная доска правого дизеля.
В 4 отсеке размещается центральный пост (а прямо над ним - боевая рубка). На фото - боевой пост управления горизонтальными рулями.
В 4 отсеке размещается центральный пост (а прямо над ним - боевая рубка). На фото - боевой пост управления горизонтальными рулями.
Головная часть зенитного перископа.
Головная часть зенитного перископа.
Боевой пост управления погружением и всплытием.
Боевой пост управления погружением и всплытием.
Товсь - Пли!
Товсь - Пли!
3 отсек (жилой офицерский и аккумуляторный). Здесь располагаются каюты штурмана, командира и комиссара, кают-компания и камбуз). На фото - стол в кают-компании офицеров.
3 отсек (жилой офицерский и аккумуляторный). Здесь располагаются каюты штурмана, командира и комиссара, кают-компания и камбуз). На фото - стол в кают-компании офицеров.
В трюме 3 отсека размещаются 120 аккумуляторных баков, сведенных в две аккумуляторных группы. По бортам и под аккумуляторами размещены топливные цистерны. Как известно, дизель-электрические подводные лодки оснащаются дизельными двигателями для надводного хода и электрическими двигателями - для подводного хода. Электрические двигатели работают от аккумуляторных батарей.
В трюме 3 отсека размещаются 120 аккумуляторных баков, сведенных в две аккумуляторных группы. По бортам и под аккумуляторами размещены топливные цистерны. Как известно, дизель-электрические подводные лодки оснащаются дизельными двигателями для надводного хода и электрическими двигателями - для подводного хода. Электрические двигатели работают от аккумуляторных батарей.
Каюта комиссара.
Каюта комиссара.
За годы Великой Отечественной войны "Народоволец" совершил четыре боевых похода. Самым драматичным и успешным из них оказался первый - в сентябре - ноябре 1942 г. Сначала "Народоволец" чуть не погиб, запутавшись в немецкой противолодочной цепи.  Но потом у острова Борнхольм подлодка в результате успешной торпедной атаки потопила  немецкий транспорт "Якубус Фрицен". Через несколько дней подлодке удалось серьезно повредить железнодорожный паром "Дойчланд". В ответ немцы сбросили 110 глубинных бомб. Однако "Народовольцу" посчастливилось уйти из-под удара и благополучно возвратиться на базу.
За годы Великой Отечественной войны "Народоволец" совершил четыре боевых похода. Самым драматичным и успешным из них оказался первый - в сентябре - ноябре 1942 г. Сначала "Народоволец" чуть не погиб, запутавшись в немецкой противолодочной цепи. Но потом у острова Борнхольм подлодка в результате успешной торпедной атаки потопила немецкий транспорт "Якубус Фрицен". Через несколько дней подлодке удалось серьезно повредить железнодорожный паром "Дойчланд". В ответ немцы сбросили 110 глубинных бомб. Однако "Народовольцу" посчастливилось уйти из-под удара и благополучно возвратиться на базу.
Камбуз.
Камбуз.
 2 отсек (радио- и гидроакустический и аккумуляторный). Здесь же находился подводный гальюн (туалет). Рубка гидроакустика.
2 отсек (радио- и гидроакустический и аккумуляторный). Здесь же находился подводный гальюн (туалет). Рубка гидроакустика.
И наконец, 1 отсек (торпедный, жилой рядового состава и вспомогательных механизмов).
И наконец, 1 отсек (торпедный, жилой рядового состава и вспомогательных механизмов).
Вдоль стен - запасные торпеды.
Вдоль стен - запасные торпеды.
Матросы спали на быстросъемных койках прямо рядом с торпедами.
Матросы спали на быстросъемных койках прямо рядом с торпедами.
Казенные части шести торпедных аппаратов, размещенных в 1 отсеке.
Казенные части шести торпедных аппаратов, размещенных в 1 отсеке.
При лодке в отдельном ангаре небольшой морской музей. На переднем плане - морская мина образца 1908-1939 гг.
При лодке в отдельном ангаре небольшой морской музей. На переднем плане - морская мина образца 1908-1939 гг.
Водолазный костюм.
Водолазный костюм.
В 1956 г. "Народоволец" исключили из состава боевого флота. Но это не стало для него приговором.  Подводная лодка долгие годы использовалась в качестве учебно-тренировочной станции для отработки экипажей по борьбе за живучесть. В 1989 году специальным постановлением правительства было решено создать мемориальный комплекс, посвящённый героям-подводникам Великой Отечественной войны, учёным, конструкторам и судостроителям.  В том же году «Д-2» была установлена в качестве мемориала-музея в Шкиперском протоке, неподалёку от площади Морской Славы, в Санкт-Петербурге, где стоит и в настоящее время. В 1993 году на лодке «Д-2» была открыта музейная экспозиция, при открытии музея присутствовали В. В. Путин - в то время председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.
В 1956 г. "Народоволец" исключили из состава боевого флота. Но это не стало для него приговором. Подводная лодка долгие годы использовалась в качестве учебно-тренировочной станции для отработки экипажей по борьбе за живучесть. В 1989 году специальным постановлением правительства было решено создать мемориальный комплекс, посвящённый героям-подводникам Великой Отечественной войны, учёным, конструкторам и судостроителям. В том же году «Д-2» была установлена в качестве мемориала-музея в Шкиперском протоке, неподалёку от площади Морской Славы, в Санкт-Петербурге, где стоит и в настоящее время. В 1993 году на лодке «Д-2» была открыта музейная экспозиция, при открытии музея присутствовали В. В. Путин - в то время председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому