Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 19 ноября 21:24
Фотоальбом

Петербург. Васильевский остров. Приморье

4 15
Санкт-Петербург — Россия Сентябрь 2023
Санкт-Петербург: полезная информация

Васильевский остров — это Петербург в миниатюре. Тут можно отыскать все, чем славится этот город. В начале XVIII в. Меншиков возвел на острове свой дворец, положив тем самым начало каменному строительству в северной столице.  Трезини, лучший архитектор той поры, по приказу царя разработал план регулярной застройки острова. Здесь возводятся важнейшее правительственное здание Двенадцати коллегий и первый русский музей – Кунсткамера. Позже появляются здания Академии наук и Академии художеств. В конце XVIII — начале XIX в. на Васильевском острове обосновались самые известные учебные заведения столицы - Горный институт и Петербургский университет. Здесь живут и работают величайшие русские ученые (в их числе Менделеев и Павлов). Университетская набережная и Стрелка Васильевского острова – важнейшие архитектурные ансамбли современного Петербурга. К ним можно прибавить и другие  достопримечательности: знаменитые василеостровские проспекты и линии, Смоленское кладбище, старейший в городе трамвайный парк. Все вышесказанное относится к северной и восточной части острова, повернутой к материковому Петербургу. Между тем западная и южная его сторона жили совсем другой жизнью. Начало ей положило сооружение галерной гавани, а потом перемещение на Васильевский остров Петербургского порта. Это послужило стимулом к строительству на острове промышленных предприятий. Один за другим вырастают заводы Трубочный, «Сименс-Гальске», Кабельный, «Сименс-Шуккерт», Кожевенная фабрика Брусницыных и др. Однако всех их превосходит своими размерами и мощью знаменитый Балтийский завод. Таким образом, жизнь на Васильевском острове бурлила с первых дней основания Петербурга. На его улицах и площадях можно найти следы всех прошедших эпох, начиная с петровской и заканчивая постсоветской. И в наше время остров продолжает преображаться. В XXI в. западная его часть превращена в морской фасад Санкт-Петербурга. Здесь сооружен новый морской порт для приема пассажирских паромов и океанских круизных лайнеров. С этой западной, приморской части мы и начали свое знакомство с островом. 

Наш маршрут.
Наш маршрут.
Начинаем свою прогулку от станции метро "Приморская" по Наличной улице. Эта часть острова застраивалась в 70-80-е гг. прошлого века.
Начинаем свою прогулку от станции метро "Приморская" по Наличной улице. Эта часть острова застраивалась в 70-80-е гг. прошлого века.
Впрочем, есть здесь дома и поновее. У пересечения с ул. Нахимова роскошный дом бизнес-класса "Васильевский квартал" (2013). Квартиры, офисы, магазины, отели...
Впрочем, есть здесь дома и поновее. У пересечения с ул. Нахимова роскошный дом бизнес-класса "Васильевский квартал" (2013). Квартиры, офисы, магазины, отели...
Сворачиваем на ул. Нахимова. Она приводит к гостинице "Космос Прибалтийская" (1978) - самой большой гостинице Петербурга. В советское время здесь любили останавливаться интуристы. Потому не случайно гостиница засветилась в фильме "Интердевочка". Перед гостиницей - памятник Петру I.
Сворачиваем на ул. Нахимова. Она приводит к гостинице "Космос Прибалтийская" (1978) - самой большой гостинице Петербурга. В советское время здесь любили останавливаться интуристы. Потому не случайно гостиница засветилась в фильме "Интердевочка". Перед гостиницей - памятник Петру I.
Неподалеку от гостиницы сквер Малые Гаванцы, где установлен памятник адмиралу Нахимову.
Неподалеку от гостиницы сквер Малые Гаванцы, где установлен памятник адмиралу Нахимову.
Ресторан Токио-city в том же сквере.
Ресторан Токио-city в том же сквере.
Минуем ресторан и выходим к Галерной гавани. Сооружение этой гавани (и небольшого селения на ее берегу) было начато в 1721 г. по приказу Петра I. В конце 1720-х гг. после окончания строительства сюда перевели весь галерный флот. Позже, в конце XIX в. здесь располагался Невский яхт-клуб.
Минуем ресторан и выходим к Галерной гавани. Сооружение этой гавани (и небольшого селения на ее берегу) было начато в 1721 г. по приказу Петра I. В конце 1720-х гг. после окончания строительства сюда перевели весь галерный флот. Позже, в конце XIX в. здесь располагался Невский яхт-клуб.
Сейчас берега гавани застроены современными многоэтажками. Тихо и спокойно.
Сейчас берега гавани застроены современными многоэтажками. Тихо и спокойно.
Из старых построек бросается в глаза водонапорная башня (1895).
Из старых построек бросается в глаза водонапорная башня (1895).
НПП "ЦРТС"  на улице Шкиперский проток.
НПП "ЦРТС" на улице Шкиперский проток.
От этого здания открывается вид на Шкиперский канал, прорытый в 1721–1723 гг. Он связывает Галерную гавань с Невской губой. На берегу совсем новый бизнес-центр Морская резиденция.
От этого здания открывается вид на Шкиперский канал, прорытый в 1721–1723 гг. Он связывает Галерную гавань с Невской губой. На берегу совсем новый бизнес-центр Морская резиденция.
От канала поворачиваем на восток и по улице Шкиперский проток вновь выходим к Наличной улице.
От канала поворачиваем на восток и по улице Шкиперский проток вновь выходим к Наличной улице.
На берегу Финского залива павильоны выставочного комплекса Ленэкспо.
На берегу Финского залива павильоны выставочного комплекса Ленэкспо.
Рядом с ними - подводная лодка Д-2 "Народоволец", спущенная на воду в далеком 1929 г. Подлодка находилась в боевом составе Балтийского флота до 1956 г. С 1994 г. это мемориальный музей.
Рядом с ними - подводная лодка Д-2 "Народоволец", спущенная на воду в далеком 1929 г. Подлодка находилась в боевом составе Балтийского флота до 1956 г. С 1994 г. это мемориальный музей.
Наличная улица выводит к зданию Морского вокзала (1983). В свое время он строился для приема прибывающих морем гостей города (может принять до 1 млн чел. в год). Однако, как следует из короткой заметки в Википедии, вокзал сейчас работает далеко не на полную мощность. Виной тому многие причины, в том числе  старый морской канал. Поэтому большие круизные суда и морские паромы швартуются к причалам нового Морского пассажирского порта здесь же на Васильевском острове. (Впрочем, после 2022 г.  пассажирские суда из европейских государств сюда больше не заходят).
Наличная улица выводит к зданию Морского вокзала (1983). В свое время он строился для приема прибывающих морем гостей города (может принять до 1 млн чел. в год). Однако, как следует из короткой заметки в Википедии, вокзал сейчас работает далеко не на полную мощность. Виной тому многие причины, в том числе старый морской канал. Поэтому большие круизные суда и морские паромы швартуются к причалам нового Морского пассажирского порта здесь же на Васильевском острове. (Впрочем, после 2022 г. пассажирские суда из европейских государств сюда больше не заходят).
Далее начинается промзона. Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт на пересечении Большого проспекта и Кожевенной улицы. За ним начинаются цеха Балтийского завода - одного из крупнейших судостроительных заводов России. Именно здесь была построена в 1929 г. подводная лодка "Народоволец". В настоящее время на заводе строятся различные современные корабли, в том числе атомные ледоколы.  Наш дальнейший путь - на юго-восток по узкой прибрежной полосе между территорией Балтийского завода и Невской губой. Здесь совершенно особенная городская среда бывшей промзоны.
Далее начинается промзона. Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт на пересечении Большого проспекта и Кожевенной улицы. За ним начинаются цеха Балтийского завода - одного из крупнейших судостроительных заводов России. Именно здесь была построена в 1929 г. подводная лодка "Народоволец". В настоящее время на заводе строятся различные современные корабли, в том числе атомные ледоколы. Наш дальнейший путь - на юго-восток по узкой прибрежной полосе между территорией Балтийского завода и Невской губой. Здесь совершенно особенная городская среда бывшей промзоны.
Перспектива Кожевенной линии.
Перспектива Кожевенной линии.
Прежде всего заглядываем на территорию  бывшего Севкабель Порта, где теперь устроено общественное культурно-деловое пространство. Здесь сконцентрировано большое количество различных точек питания на любой вкус: фаст-фуд, столовки, бары, кафе, рестораны. Явный намек на то, что здесь должно собираться большое количество народа.
Прежде всего заглядываем на территорию бывшего Севкабель Порта, где теперь устроено общественное культурно-деловое пространство. Здесь сконцентрировано большое количество различных точек питания на любой вкус: фаст-фуд, столовки, бары, кафе, рестораны. Явный намек на то, что здесь должно собираться большое количество народа.
Мы, кстати, этого народа не заметили. Да и зачем ему здесь собираться? Оказывается, есть зачем. В бывших цехах вроде бы как функционирует большое количество магазинов, выставок, видовых пространств, всякого рода студий и пр. К этому надо добавить большой каток, который заливается зимой.
Мы, кстати, этого народа не заметили. Да и зачем ему здесь собираться? Оказывается, есть зачем. В бывших цехах вроде бы как функционирует большое количество магазинов, выставок, видовых пространств, всякого рода студий и пр. К этому надо добавить большой каток, который заливается зимой.
Территория Северкабель Порта одно из немногих мест на западе Васильевского  острова, где действительно имеется набережная, где можно посидеть и поглазеть на море (вернее, на Невскую губу). Самый красивый вид открывается на ЗСД (Западный скоростной диаметр).
Территория Северкабель Порта одно из немногих мест на западе Васильевского острова, где действительно имеется набережная, где можно посидеть и поглазеть на море (вернее, на Невскую губу). Самый красивый вид открывается на ЗСД (Западный скоростной диаметр).
Потому что северные берега лежащих  напротив Канонерского и Вольного островов - это тот же порт и промзона.
Потому что северные берега лежащих напротив Канонерского и Вольного островов - это тот же порт и промзона.
Надо отдать должное местным дизайнерам - затратив минимум средств, они сумели хотя бы отчасти уйти от скуки и серости промышленных зданий, бывших цехов и НИИ.
Надо отдать должное местным дизайнерам - затратив минимум средств, они сумели хотя бы отчасти уйти от скуки и серости промышленных зданий, бывших цехов и НИИ.
Если пройти дальше по Кожевенной линии, то попадаешь на территорию другого общественного пространства - в культурный квартал Брусницын на территории бывшей кожевенной фабрики "Брусницын Н. М. с сыновьями". Тут все устроено с еще большим размахом. На крыше располагается концептуальное пространство  Roof Place с двумя танцполами, барами, террасой. Кроме того, в квартале сосредоточены площадки для игр, стрит-арт променад, музыкальный двор, рестораны, бары, кафе, антикварный салон , магазины и пр.
Если пройти дальше по Кожевенной линии, то попадаешь на территорию другого общественного пространства - в культурный квартал Брусницын на территории бывшей кожевенной фабрики "Брусницын Н. М. с сыновьями". Тут все устроено с еще большим размахом. На крыше располагается концептуальное пространство Roof Place с двумя танцполами, барами, террасой. Кроме того, в квартале сосредоточены площадки для игр, стрит-арт променад, музыкальный двор, рестораны, бары, кафе, антикварный салон , магазины и пр.
Но, надо полагать, настоящее оживление начинается ближе к вечеру. С утра здесь царило сонное оцепенение. Большинство точек начинают работу с полудня. Так что все культурные прелести этого места  не были нами оценены по достоинству.
Но, надо полагать, настоящее оживление начинается ближе к вечеру. С утра здесь царило сонное оцепенение. Большинство точек начинают работу с полудня. Так что все культурные прелести этого места не были нами оценены по достоинству.
Roof Place - трехэтажное здание посередине. Не знаю, как это смотрится изнутри, а снаружи выглядит вот так.
Roof Place - трехэтажное здание посередине. Не знаю, как это смотрится изнутри, а снаружи выглядит вот так.
Зато есть набережная. Правда на противоположном берегу тоже промзона.
Зато есть набережная. Правда на противоположном берегу тоже промзона.
Покидаем культурный квартал и движемся дальше. На углу Кожевенной и Косой линий - кожевенный завод Брусницыных (1885). В 2010-х гг. здание, оказавшееся бесхозным, стало разрушаться. В 2022 здесь расположился Культурный квартал. Теперь, по крайней мере внешне, все выглядит прилично.
Покидаем культурный квартал и движемся дальше. На углу Кожевенной и Косой линий - кожевенный завод Брусницыных (1885). В 2010-х гг. здание, оказавшееся бесхозным, стало разрушаться. В 2022 здесь расположился Культурный квартал. Теперь, по крайней мере внешне, все выглядит прилично.
Крытые переходы были выполнены уже в советское время. На противоположной стороне располагается особняк Брусницыных. Внешне это  достаточно обшарпанное здание, но внутри, говорят, сохраняется достойный интерьер. По зданию устраиваются экскурсии. Однако задерживаться мы здесь не стали. Свернули на Косую линию.
Крытые переходы были выполнены уже в советское время. На противоположной стороне располагается особняк Брусницыных. Внешне это достаточно обшарпанное здание, но внутри, говорят, сохраняется достойный интерьер. По зданию устраиваются экскурсии. Однако задерживаться мы здесь не стали. Свернули на Косую линию.
По пути к Большому проспекту - бывший дом призрения Брусницыных (1896). Братья построили его в честь  50-летия своего завода и в память о родителях, пожертвовав на это заведение 1,5 млн рублей. Дом призрения включал в себя богадельню на 120 мест для престарелых рабочих  и приют на 180 сирот с начальной школой, мастерскими и больницей.
По пути к Большому проспекту - бывший дом призрения Брусницыных (1896). Братья построили его в честь 50-летия своего завода и в память о родителях, пожертвовав на это заведение 1,5 млн рублей. Дом призрения включал в себя богадельню на 120 мест для престарелых рабочих и приют на 180 сирот с начальной школой, мастерскими и больницей.
Сейчас в здании располагается Морская академия им. адмирала С. О. Макарова.
Сейчас в здании располагается Морская академия им. адмирала С. О. Макарова.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому