Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 13 июля 20:52
Фотоальбом

Петербург. Большой дворец в Ораниенбауме

Большой дворец в Ораниенбауме был построен в 1711—1727 гг. сподвижником Петра I Александром Даниловичем Меншиковым. После падения Меншикова в 1727 г. дворец был передан, а Канцелярию строений, а в 1736 г. — Адмиралтейств-коллегии для устройства госпиталя.

Новый расцвет усадьбы начался в 1743 г., когда Елизавета Петровна подарила ее наследнику престола великому унязю Петру Федоровичу и его супруге Екатерине Алексеевне. Внутренние интерьеры были переоформлены тогда сообразуясь со вкусами новых хозяев (работами руководили два лучших архитектора той эпохи — Ф. Б. Растрелли и А. Ринальди).

Павел I пожаловал резиденцию своему сыну и наследнику Александру Павловичу. После него в 1826 г. Ораниенбаум перешел к младшему брату Михаилу Павловичу. В 1830-х гг. тот подарил дворец своей жене великой княгине Елене Павловне. С ее именем связано новое возрождение Ораниенбаума. Великая княгиня не жалела средств на благоустройство любимой летней резиденции. Все убранство Большого дворца было обновлено.

Потомки Елены Павловны, герцоги Мекленбург-Стрелицкие владели Оранинбаумом до 1917 г. В советское время здесь располагались, сменяя друг друга, различные советские учреждения. В годы войны Оранинбаум (в отличие от других царских дворцов) фактически не пострадал.

Вид на дворец из Нижнего сада. На дворцовую террасу ведут  симметричные пандусы и лестницы, образующие своего рода цоколь.
Вид на дворец из Нижнего сада. На дворцовую террасу ведут симметричные пандусы и лестницы, образующие своего рода цоколь.
С противоположной (южной) стороны  боковые крылья дворца, завершающиеся башенными павильонами (Церковным и Японским), а также два служебных флигеля (Фрейлинский и Кухонный) образуют парадный двор.
С противоположной (южной) стороны боковые крылья дворца, завершающиеся башенными павильонами (Церковным и Японским), а также два служебных флигеля (Фрейлинский и Кухонный) образуют парадный двор.
С самого начала дворец получил характерную для архитектуры барокко симметричную планировку. Первый этаж был отведен  под служебные помещения, сгруппированные вокруг вестибюля. На втором этаже располагались анфиладой  парадные и жилые покои.
С самого начала дворец получил характерную для архитектуры барокко симметричную планировку. Первый этаж был отведен под служебные помещения, сгруппированные вокруг вестибюля. На втором этаже располагались анфиладой парадные и жилые покои.
При Меншикове второй этаж  делился на две половины - летнюю и зимнюю (отапливаемую), а при последующих владельцах - на мужскую и женскую.
При Меншикове второй этаж делился на две половины - летнюю и зимнюю (отапливаемую), а при последующих владельцах - на мужскую и женскую.
Один из флигелей дворца за Японским павильоном.
Один из флигелей дворца за Японским павильоном.
Светлейший князь Меншиков. Создатель и первый владелец Ораниенбаума.
Светлейший князь Меншиков. Создатель и первый владелец Ораниенбаума.
Второй владелец усадьбы великий князь Петр Федорович (император Петр III). Его судьба, как известно, тоже сложилась трагически. В 1762 г. именно в Ораниенбауме застало Петра известие о дворцовом перевороте, устроенном его женой Екатериной. Вскоре после этого он был убит.
Второй владелец усадьбы великий князь Петр Федорович (император Петр III). Его судьба, как известно, тоже сложилась трагически. В 1762 г. именно в Ораниенбауме застало Петра известие о дворцовом перевороте, устроенном его женой Екатериной. Вскоре после этого он был убит.
Буфетная. Это помещение, так же как и расположенная рядом Столовая,  появилось сравнительно поздно – во время реконструкции 1852–1854 гг. при великой княгине Елене Павловне. Здесь приготовленные блюда подогревались перед подачей к столу. В Буфетной представлен великолепный буфет середины XIX века с фарфоровыми вставками, изготовленными на Берлинской фарфоровой мануфактуре.
Буфетная. Это помещение, так же как и расположенная рядом Столовая, появилось сравнительно поздно – во время реконструкции 1852–1854 гг. при великой княгине Елене Павловне. Здесь приготовленные блюда подогревались перед подачей к столу. В Буфетной представлен великолепный буфет середины XIX века с фарфоровыми вставками, изготовленными на Берлинской фарфоровой мануфактуре.
Столовая. Это помещение также появилось в ходе реконструкции 1852–1854 гг. Стены и потолок были украшены тогда лепным декором в стиле неорококо.Хрупкие узоры из растительных и цветочных мотивов на фоне нежных оттенков голубого, зеленого и кремового напоминают фарфоровое кружево. Столовый гарнитур для Столовой был изготовлен в 1858 г. в ораниенбаумских столярных мастерских
Столовая. Это помещение также появилось в ходе реконструкции 1852–1854 гг. Стены и потолок были украшены тогда лепным декором в стиле неорококо.Хрупкие узоры из растительных и цветочных мотивов на фоне нежных оттенков голубого, зеленого и кремового напоминают фарфоровое кружево. Столовый гарнитур для Столовой был изготовлен в 1858 г. в ораниенбаумских столярных мастерских
 Оконные проемы оформили эффектными резными наличниками и увенчали фигурками трубящих путти.
Оконные проемы оформили эффектными резными наличниками и увенчали фигурками трубящих путти.
Малиновая гостиная. Это помещение приобрело свой окончательный облик в конце 1850-х гг. при великой княгине Елене Павловне. Именно тогда стены были обиты шелком насыщенного малинового цвета. На рубеже XIX-XX вв. в Малиновой гостиной собирались семья и гости последних владельцев дворца - герцога Мекленбург-Стрелицкого и его супруги графини Карловой. Столик со столешницей в технике флорентийской мозаики из мрамора, лазурита, агата и яшмы выполнен в середине XIX в. мастерами из Петергофа.
Малиновая гостиная. Это помещение приобрело свой окончательный облик в конце 1850-х гг. при великой княгине Елене Павловне. Именно тогда стены были обиты шелком насыщенного малинового цвета. На рубеже XIX-XX вв. в Малиновой гостиной собирались семья и гости последних владельцев дворца - герцога Мекленбург-Стрелицкого и его супруги графини Карловой. Столик со столешницей в технике флорентийской мозаики из мрамора, лазурита, агата и яшмы выполнен в середине XIX в. мастерами из Петергофа.
Бюро.
Бюро.
Белый (Концертный) зал. Предназначался для парадных церемоний, торжественных приёмов, пышных театральных действий и танцев. Нынешний облик зал приобрел в 1850-е гг.  Именно тогда окна верхнего света получили овальную форму.
Белый (Концертный) зал. Предназначался для парадных церемоний, торжественных приёмов, пышных театральных действий и танцев. Нынешний облик зал приобрел в 1850-е гг. Именно тогда окна верхнего света получили овальную форму.
Архитектор Боссе создал блестящий образец парадного интерьера в стиле неорококо.
Архитектор Боссе создал блестящий образец парадного интерьера в стиле неорококо.
Сегодня в Белом зале представлены предметы убранства XIX в.: два стола со столешницами из молочного стекла, жардиньерки, стулья и каминные экраны.
Сегодня в Белом зале представлены предметы убранства XIX в.: два стола со столешницами из молочного стекла, жардиньерки, стулья и каминные экраны.
Большой кабинет. Восстановлен приблизительно в том виде, каким он был в середине XIX в. при великой княгине Елене Павловне и заполнен мебелью, характерной для 1850–1870-х гг.
Большой кабинет. Восстановлен приблизительно в том виде, каким он был в середине XIX в. при великой княгине Елене Павловне и заполнен мебелью, характерной для 1850–1870-х гг.
Портрет императрицы Марии Федоровны кисти неизвестного мастера XIX века.
Портрет императрицы Марии Федоровны кисти неизвестного мастера XIX века.
Этажерка орехового дерева (Россия, 1840–1860-е гг.).
Этажерка орехового дерева (Россия, 1840–1860-е гг.).
Бюро из красного дерева (Россия, посл. четв. XIX в.).
Бюро из красного дерева (Россия, посл. четв. XIX в.).
Опочивальня и Уборная великой княгини Елены Павловны. Современный облик эти покои приняли в 1860-х гг. В моду тогда вошла обивка стен и мебели ситцевой тканью с нарядным цветочным рисунком, зонирование пространства  с помощью ширм и альковных перегородок, обилие драпировок, ореховая мебель   с плавными изогнутыми контурами.
Опочивальня и Уборная великой княгини Елены Павловны. Современный облик эти покои приняли в 1860-х гг. В моду тогда вошла обивка стен и мебели ситцевой тканью с нарядным цветочным рисунком, зонирование пространства с помощью ширм и альковных перегородок, обилие драпировок, ореховая мебель с плавными изогнутыми контурами.
В интерьерах представлена мебель русской работы XIX века: ореховый диванный гарнитур, два "вольтеровских" кресла с высокими спинками, столик для рукоделия в технике "маркетри".
В интерьерах представлена мебель русской работы XIX века: ореховый диванный гарнитур, два "вольтеровских" кресла с высокими спинками, столик для рукоделия в технике "маркетри".
Опочивальня Воронцовой. В южной части Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме располагались личные покои фрейлины Елизаветы Романовны, фаворитки Петра Федоровича. Центральное место в них отводилось спальне, которая сообщалась с будуаром и двумя покоями западного крыла. Существующая отделка стен, как и камина в альковной нише, появились уже в 1900-е годы.
Опочивальня Воронцовой. В южной части Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме располагались личные покои фрейлины Елизаветы Романовны, фаворитки Петра Федоровича. Центральное место в них отводилось спальне, которая сообщалась с будуаром и двумя покоями западного крыла. Существующая отделка стен, как и камина в альковной нише, появились уже в 1900-е годы.
Интерьер дополняют предметы мебели из Ораниенбаумской исторической коллекции.
Интерьер дополняют предметы мебели из Ораниенбаумской исторической коллекции.
В конце XIX века интерьеры «Покоев Воронцовой», в Большом Меншиковском дворце были приспособлены под жилую половину последних владельцев дворца: семьи герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого и его супруги Н. Ф. Ванлярской, в замужестве графини Карловой. На месте южного углового покоя, служившего в XIX веке кухней, разместился рабочий Кабинет герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого.
В конце XIX века интерьеры «Покоев Воронцовой», в Большом Меншиковском дворце были приспособлены под жилую половину последних владельцев дворца: семьи герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого и его супруги Н. Ф. Ванлярской, в замужестве графини Карловой. На месте южного углового покоя, служившего в XIX веке кухней, разместился рабочий Кабинет герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого.
Герцог Георгий Георгиевич, старший сын великой княгини Екатерины Михайловны и герцога Георга-Августа Мекленбург-Стрелицкого, правнук императора Павла I посвятил себя военной службе, следуя традиции русского императорского дома, и был удостоен чина генерал-майора. В интерьере представлены предметы, традиционные для обстановки мужского рабочего кабинета конца XIX - начала XX века. Это мебель русской работы, фанерованная орехом и красным деревом: книжный шкаф, письменный стол с креслом, конторка.
Герцог Георгий Георгиевич, старший сын великой княгини Екатерины Михайловны и герцога Георга-Августа Мекленбург-Стрелицкого, правнук императора Павла I посвятил себя военной службе, следуя традиции русского императорского дома, и был удостоен чина генерал-майора. В интерьере представлены предметы, традиционные для обстановки мужского рабочего кабинета конца XIX - начала XX века. Это мебель русской работы, фанерованная орехом и красным деревом: книжный шкаф, письменный стол с креслом, конторка.
Витрина, шкаф-горка.
Витрина, шкаф-горка.
Фонограф (США «Edison»).
Фонограф (США «Edison»).
Важную роль в историческом убранстве кабинета, наряду с живописью и графикой играло обилие фотографий.
Важную роль в историческом убранстве кабинета, наряду с живописью и графикой играло обилие фотографий.
Золотой кабинет. Убранство кабинета восходит к 1770-1780-м гг., когда это небольшое помещение стало частью личных покоев Екатерины II. Тогда стены были украшены позолоченным лепным декором в стиле рококо, Обилие позолоты и дало интерьеру его нынешнее название. Дополняют роскошь обстановки малиновые с золотом ткани оконных драпировок и мебельной обивки.
Золотой кабинет. Убранство кабинета восходит к 1770-1780-м гг., когда это небольшое помещение стало частью личных покоев Екатерины II. Тогда стены были украшены позолоченным лепным декором в стиле рококо, Обилие позолоты и дало интерьеру его нынешнее название. Дополняют роскошь обстановки малиновые с золотом ткани оконных драпировок и мебельной обивки.
Церковь св. Пантелеймона (1727) на протяжении двух веков исполняла двойную функцию - была домовым храмом и приходской церковью Ораниенбаума, сосредотачивая в себе всю религиозную жизнь города. Главным украшением интерьера здесь стал монументальный деревянный иконостас, созданный по заказу Меншикова в московской мастерской И. Зарудного.
Церковь св. Пантелеймона (1727) на протяжении двух веков исполняла двойную функцию - была домовым храмом и приходской церковью Ораниенбаума, сосредотачивая в себе всю религиозную жизнь города. Главным украшением интерьера здесь стал монументальный деревянный иконостас, созданный по заказу Меншикова в московской мастерской И. Зарудного.
Живописное, скульптурное и резное убранство алтаря наряду с христианскими догматами утверждало императорскую власть, триумфы и преобразования петровского времени.
Живописное, скульптурное и резное убранство алтаря наряду с христианскими догматами утверждало императорскую власть, триумфы и преобразования петровского времени.
Икона св. мучеников Адриана и Наталии (последняя треть XVIII в.).
Икона св. мучеников Адриана и Наталии (последняя треть XVIII в.).

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому