Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 13 июля 20:52
Фотоальбом

Петербург. Большой петергофский дворец - 2

В мае 2023 г. исполнилось наше давнее желание — осмотрели интерьеры Большого петергофского дворца. В советское время попасть туда можно было только отстояв многочасовую очередь. Приходилось отказывать себе в этом удовольствии. Теперь ситуация с доступностью дворцов, слава Богу, поправилась. Дело только в цене вопроса. Цена билета далеко не символическая. К тому же она искусно разбита на части. Хочешь посмотреть Парадную анфиладу — одна цена, хочешь в придачу Церковный корпус или Особую кладовую — доплачивай. И надо еще заплатить за вход в парк, даже, если не собираешься по нему гулять (как это было в нашем случае). Но хотя бы раз попасть в Большой дворец надо. Без него впечатление от блистательного Петергофа останется неполным. К тому же все это великолепие надо поддерживать и восстанавливать (не секрет, что Больщой петергофский дворец, так же как и многие другие дворцы в Петербурге во время войны был превращен в руины и возрожден в буквальном смысле слова из пепла и обломков). Зато с доступностью, как я уже сказал, никаких проблем. Мы купили электронные билеты на определенное время, но приехали раньше, и нас пропустили без вопросов. Видимо, ощущался даже некоторый «недобор» экскурсантов. Впечатления остались незабываемые. Я уже говорил об этом в первом альбоме. Теперь продолжаю свой рассказ.

Кабинет императрицы. В кабинете представлены образцы западноевропейской мебели второй половины XVIII в., выполненные известными мебельщиками. Золоченый гарнитур из кресел и дивана выполнен в мастерской Жоржа Жакоба. Мебель "жакоб" всегда отличалась комфортабельностью и изящной отделкой.
Кабинет императрицы. В кабинете представлены образцы западноевропейской мебели второй половины XVIII в., выполненные известными мебельщиками. Золоченый гарнитур из кресел и дивана выполнен в мастерской Жоржа Жакоба. Мебель "жакоб" всегда отличалась комфортабельностью и изящной отделкой.
Секретер красного дерева у западной стены - образец творчества известного немецкого мебельного мастера Давида Рентгена. Над секретером висят два портрета: императора Павла I и его супруги императрицы Марии Федоровны. На южной стене в серебряной раме - портрет  Екатерины II. Императрица облачена в парадный костюм. Правой рукой она указывает на письменный стол с книгами и рукописями. Екатерина состояла в переписке с французскими философами-просветителями – Вольтером и Руссо. Их терракотовые бюсты, выполненные знаменитым французским скульптором Жан-Антуаном Гудоном, находятся в интерьере. В правом углу - бюст Вольтера, в левом - Руссо.
Секретер красного дерева у западной стены - образец творчества известного немецкого мебельного мастера Давида Рентгена. Над секретером висят два портрета: императора Павла I и его супруги императрицы Марии Федоровны. На южной стене в серебряной раме - портрет Екатерины II. Императрица облачена в парадный костюм. Правой рукой она указывает на письменный стол с книгами и рукописями. Екатерина состояла в переписке с французскими философами-просветителями – Вольтером и Руссо. Их терракотовые бюсты, выполненные знаменитым французским скульптором Жан-Антуаном Гудоном, находятся в интерьере. В правом углу - бюст Вольтера, в левом - Руссо.
Штандартная. Комната, оформленная в XVIII в., являлась проходной - за ее стеной скрывалась лестница. В XIX в. здесь разместились штандарты гвардейских полков, охранявших царскую резиденцию. Интерьер обставлен мебелью русской и французской работы XVIII в. По центру стоит стол для карточной игры русского мастера Н. Васильева, выполненный в 1760-1770-х гг. Столешница украшена набором из различных сортов ценной древесины. Стены украшают портреты царствующих особ. На восточной стене - изображение Петра I и аллегорической фигуры богини мудрости Минервы итальянского художника Якопо Амигони.
Штандартная. Комната, оформленная в XVIII в., являлась проходной - за ее стеной скрывалась лестница. В XIX в. здесь разместились штандарты гвардейских полков, охранявших царскую резиденцию. Интерьер обставлен мебелью русской и французской работы XVIII в. По центру стоит стол для карточной игры русского мастера Н. Васильева, выполненный в 1760-1770-х гг. Столешница украшена набором из различных сортов ценной древесины. Стены украшают портреты царствующих особ. На восточной стене - изображение Петра I и аллегорической фигуры богини мудрости Минервы итальянского художника Якопо Амигони.
На комоде у восточной стены стоят часы "Фонтан", напоминающая петергофский  фонтан "Фаворитный".
На комоде у восточной стены стоят часы "Фонтан", напоминающая петергофский фонтан "Фаворитный".
Кавалерская. В этой комнате находился обычно караул кавалергардов, который нес охрану царской резиденции. Также здесь проходили приемы высших военных чинов и придворных кавалеров. В Кавалерской представлены образцы голландской мебели середины XVIII века. На бюро стоят фарфоровые вазы японских и китайских мастеров XVIII века. Стены украшают картины батального жанра. Печь  создана по проекту Ф. Б. Растрелли. Изразцы, имитирующие старинные голландские кафли, расписаны синим кобальтом.
Кавалерская. В этой комнате находился обычно караул кавалергардов, который нес охрану царской резиденции. Также здесь проходили приемы высших военных чинов и придворных кавалеров. В Кавалерской представлены образцы голландской мебели середины XVIII века. На бюро стоят фарфоровые вазы японских и китайских мастеров XVIII века. Стены украшают картины батального жанра. Печь создана по проекту Ф. Б. Растрелли. Изразцы, имитирующие старинные голландские кафли, расписаны синим кобальтом.
Малая проходная. На комоде - часы, выполненные в технике "буль" в первой половине XVIII в. во Франции.
Малая проходная. На комоде - часы, выполненные в технике "буль" в первой половине XVIII в. во Франции.
Портрет Виттории Аккарамбоне кисти итальянского художника Пульцоне Шипионе, написанный во второй половине XVI в.
Портрет Виттории Аккарамбоне кисти итальянского художника Пульцоне Шипионе, написанный во второй половине XVI в.
Большая голубая гостиная. использовалась как столовая. Оформлена Ф. Б. Растрелли, который использовал золоченую резьбу, наборный паркет и брокатель (шелковую ткань с орнаментом "в тон" - подражанье тисненой коже) нежно-голубого цвета. В росписи падуги на фоне вензелей Елизаветы Петровны изображены знамена, пушки, ядра и прочие  воинские атрибуты. У восточной стены стоят два массивных шкафа, декорированные золоченой, тонко прочеканенной бронзой и черным деревом. Это изделия XIX в. из мастерской Фердинанда Барбидьена - известного французского мастера художественной бронзы.
Большая голубая гостиная. использовалась как столовая. Оформлена Ф. Б. Растрелли, который использовал золоченую резьбу, наборный паркет и брокатель (шелковую ткань с орнаментом "в тон" - подражанье тисненой коже) нежно-голубого цвета. В росписи падуги на фоне вензелей Елизаветы Петровны изображены знамена, пушки, ядра и прочие воинские атрибуты. У восточной стены стоят два массивных шкафа, декорированные золоченой, тонко прочеканенной бронзой и черным деревом. Это изделия XIX в. из мастерской Фердинанда Барбидьена - известного французского мастера художественной бронзы.
На обеденном и чайном столах, в шкафах представлен "Банкетный сервиз", изготовленный по указу Николая I специально для Большого дворца на Императорском фарфоровом заводе. Сервиз был рассчитан на 250 персон и включал более 5000 предметов.
На обеденном и чайном столах, в шкафах представлен "Банкетный сервиз", изготовленный по указу Николая I специально для Большого дворца на Императорском фарфоровом заводе. Сервиз был рассчитан на 250 персон и включал более 5000 предметов.
Отделка гостиной была воссоздана в 1978 г.
Отделка гостиной была воссоздана в 1978 г.
Белый зал. В годы Великой Отечественной войны отделка его интерьеров была полностью уничтожена.
Белый зал. В годы Великой Отечественной войны отделка его интерьеров была полностью уничтожена.
Первая запасная комната. Открывает анфиладу Запасной половины,  включавшей в себя четыре Запасные комнаты. С 1830-х гг. они относились к женской половине дворца.
Первая запасная комната. Открывает анфиладу Запасной половины, включавшей в себя четыре Запасные комнаты. С 1830-х гг. они относились к женской половине дворца.
Парадный портрет императора Николая I кисти Джорджа Доу.
Парадный портрет императора Николая I кисти Джорджа Доу.
Вторая Запасная комната. На круглом столике представлен уникальный серебряный сервиз. предметы его выполнены в России в 1840 г. и составляют часть приданного великой княжны Ольги Николаевны, средней дочери Николая I. Ее венчание с принцем Вюртембергским состоялось в 1846 г. в придворной церкви Большого петергофского дворца.
Вторая Запасная комната. На круглом столике представлен уникальный серебряный сервиз. предметы его выполнены в России в 1840 г. и составляют часть приданного великой княжны Ольги Николаевны, средней дочери Николая I. Ее венчание с принцем Вюртембергским состоялось в 1846 г. в придворной церкви Большого петергофского дворца.
Портрет великой княгини Ольги Николаевны кисти Кристины Робертсон.
Портрет великой княгини Ольги Николаевны кисти Кристины Робертсон.
Третья Запасная комната. На стене - портрет младшей дочери Николая I, Александры кисти Кристины Робертсон.
Третья Запасная комната. На стене - портрет младшей дочери Николая I, Александры кисти Кристины Робертсон.
Четвертая Запасная комната.
Четвертая Запасная комната.
На столах представлена коллекция фарфора работы берлинских севрских, парижских и петербургских мастеров.
На столах представлена коллекция фарфора работы берлинских севрских, парижских и петербургских мастеров.
Коронная (первоначально комната называлась Опочивальней, хотя по назначению никогда не использовалась). В годы правления Павла I здесь была установлена подставка для императорской короны. На расписных шелках, украшающих стены, представлен процесс производства китайского фарфора. Воссоздание интерьера завершено в 1964 г.
Коронная (первоначально комната называлась Опочивальней, хотя по назначению никогда не использовалась). В годы правления Павла I здесь была установлена подставка для императорской короны. На расписных шелках, украшающих стены, представлен процесс производства китайского фарфора. Воссоздание интерьера завершено в 1964 г.
В альковной нише - резная золоченая кровать, выполненная во Франции в XVIII в. Слева от ниши стоит кресло-клозет итальянской работы. Под подушкой скрыто круглое отверстие, под которым находилась ночная ваза. В центре Коронной стоит стол, изготовленный в Италии в XVIII в. Его столешница декорирована  набором из разноцветной смальты и поделочных камней.
В альковной нише - резная золоченая кровать, выполненная во Франции в XVIII в. Слева от ниши стоит кресло-клозет итальянской работы. Под подушкой скрыто круглое отверстие, под которым находилась ночная ваза. В центре Коронной стоит стол, изготовленный в Италии в XVIII в. Его столешница декорирована набором из разноцветной смальты и поделочных камней.
Дубовый кабинет Петра I. Старейший интерьер Большого дворца. Архитектурно-декоративная отделка кабинета создана в 1720-х гг. по проекту Ж.-Б. Леблона. Резные дубовые панно выполнены по рисункам и при участии французского скульптора Николая Пино (восемь  из них подлинные, шесть, утраченные в годы Великой Отечественной войны, восстановлены резчиком Б. Гершельманом).
Дубовый кабинет Петра I. Старейший интерьер Большого дворца. Архитектурно-декоративная отделка кабинета создана в 1720-х гг. по проекту Ж.-Б. Леблона. Резные дубовые панно выполнены по рисункам и при участии французского скульптора Николая Пино (восемь из них подлинные, шесть, утраченные в годы Великой Отечественной войны, восстановлены резчиком Б. Гершельманом).
В центре зала - глобус-сфера английской работы XVIII в.
В центре зала - глобус-сфера английской работы XVIII в.
На столах у восточной и западной стен представлены кабинеты петровского времени, в многочисленных ящиков которых хранились ценные бумаги и драгоценности.
На столах у восточной и западной стен представлены кабинеты петровского времени, в многочисленных ящиков которых хранились ценные бумаги и драгоценности.
На бюро - бронзовые походные часы и книга "Указы Петра Великого с 1714 по 28 января 1725 года".
На бюро - бронзовые походные часы и книга "Указы Петра Великого с 1714 по 28 января 1725 года".
К Дубовому кабинету примыкают две Проходные комнаты. В них представлен японский и китайский фарфор XVIII–XIX веков.
К Дубовому кабинету примыкают две Проходные комнаты. В них представлен японский и китайский фарфор XVIII–XIX веков.
Проектируя перестройку Верхних палат, Б.-Ф. Растрелли включил (как я уже писал в первом альбоме) в ансамбль Церковный корпус - небольшую дворцовую церковь, соединенную с дворцом одноэтажной галереей.
Проектируя перестройку Верхних палат, Б.-Ф. Растрелли включил (как я уже писал в первом альбоме) в ансамбль Церковный корпус - небольшую дворцовую церковь, соединенную с дворцом одноэтажной галереей.
Храм был увенчан, как того желала императрица Елизавета, пятью главами и вместил алтарь, освещенный в честь апостолов Петра и Павла. Купола корпуса богато украшены декоративной резьбой, выполненной в 1749 г. под наблюдением мастера К. Жирардона.
Храм был увенчан, как того желала императрица Елизавета, пятью главами и вместил алтарь, освещенный в честь апостолов Петра и Павла. Купола корпуса богато украшены декоративной резьбой, выполненной в 1749 г. под наблюдением мастера К. Жирардона.
Хотя и снаружи храм смотрится совсем не бедно, роскошь его интерьеров  затмевает все виденное мною в России. Ближайшая  аналогия - Золотая церковь в Лиссабоне.
Хотя и снаружи храм смотрится совсем не бедно, роскошь его интерьеров затмевает все виденное мною в России. Ближайшая аналогия - Золотая церковь в Лиссабоне.
Центр восьмигранного свода украшен плафоном в форме крестовидной розетки. На нем - изображение Святого Духа в виде голубя. Ниже плафона помещены образы четырех евангелистов, апостолов, Святой Девы Марии и символы евангелистов - таинственные существа: телец, ангел, лев и орел. В нижнем подкупольном пространстве изображены особо почитаемые святители, отцы церкви.
Центр восьмигранного свода украшен плафоном в форме крестовидной розетки. На нем - изображение Святого Духа в виде голубя. Ниже плафона помещены образы четырех евангелистов, апостолов, Святой Девы Марии и символы евангелистов - таинственные существа: телец, ангел, лев и орел. В нижнем подкупольном пространстве изображены особо почитаемые святители, отцы церкви.
Иконостас шестиярусный, резной, золоченый.
Иконостас шестиярусный, резной, золоченый.
Справа от Царских врат - иконы Христа Спасителя и Архангела Гавриила. Слева - иконы Богоматери с Младенцем и Архангела Михаила. Над Царскими вратами - икона "Тайная вечеря". Справа и слева от этой иконы, во втором и третьем рядах иконостаса находятся иконы праздничного чина - важнейших христианских праздников. Центральная икона третьего ряда - "Деисус": Христос Вседержитель , в царственном облачении с атрибутами царской власти
Справа от Царских врат - иконы Христа Спасителя и Архангела Гавриила. Слева - иконы Богоматери с Младенцем и Архангела Михаила. Над Царскими вратами - икона "Тайная вечеря". Справа и слева от этой иконы, во втором и третьем рядах иконостаса находятся иконы праздничного чина - важнейших христианских праздников. Центральная икона третьего ряда - "Деисус": Христос Вседержитель , в царственном облачении с атрибутами царской власти
Трапезная. В Трапезной высочайшие особы собирались перед началом богослужения. Она оформлена в середине XVIII в. по проекту Ф. Б. Растрелли. Живопись Трапезной посвящена двум Первоверховным Апостолам.
Трапезная. В Трапезной высочайшие особы собирались перед началом богослужения. Она оформлена в середине XVIII в. по проекту Ф. Б. Растрелли. Живопись Трапезной посвящена двум Первоверховным Апостолам.
Падуги украшены живописными вставками на тему деяний апостолов Петра и Павла. Среди изображений - "Хождение по водам" (южная падуга, центр).
Падуги украшены живописными вставками на тему деяний апостолов Петра и Павла. Среди изображений - "Хождение по водам" (южная падуга, центр).
На потолке - плафон, разделенный на две части изображением каменной стены. Слева представлена сцена "Вознесение Апостола Павла на небо", справа - "видение Апостола Петра в доме Симона кожевника". Живопись была выполнена в середине XVIII в. командой И. Я. Вишнякова.
На потолке - плафон, разделенный на две части изображением каменной стены. Слева представлена сцена "Вознесение Апостола Павла на небо", справа - "видение Апостола Петра в доме Симона кожевника". Живопись была выполнена в середине XVIII в. командой И. Я. Вишнякова.
В петергофской дворцовой церкви службы проводились в летнее время, во время присутствия императорского двора. 1 июля 1846 г. здесь состоялось венчание Ольги Николаевны, средней дочери Никола I. В 1893 г. здесь проходило венчание великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III. Церковь Петра и Павла известна тем, что здесь были крещены все дети Николая II, родившиеся на Нижней даче в Александрии: Татьяна, Мария, Анастасия и царевич Алексей.
В петергофской дворцовой церкви службы проводились в летнее время, во время присутствия императорского двора. 1 июля 1846 г. здесь состоялось венчание Ольги Николаевны, средней дочери Никола I. В 1893 г. здесь проходило венчание великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III. Церковь Петра и Павла известна тем, что здесь были крещены все дети Николая II, родившиеся на Нижней даче в Александрии: Татьяна, Мария, Анастасия и царевич Алексей.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому