Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 13 июля 20:52
Фотоальбом

Петербург. Большой петергофский дворец — 1

Царская загородная резиденция в Петергофе со всеми ее дворцами и парками появилась, как известно, по воле Петра I. В январе 1715 г. царь подписал указ: «В Питергофе полатки зделать, а также канал до моря выкопать». Основой проекта стал рисунок, собственноручно набросанный Петром. В 1716 г. под руководством немецкого архитектора Н. Брауншвейна строители возвели Нагорные или Верхние палаты — первый двухэтажный Петергофский дворец. По длине он соответствовал Большому каскаду, устроенному у подножия дворца. Дальнейшее строительство и оформление внутреннего убранства происходило под управлением французского архитектора Ж.-Б. Леблона. Собственно, и сам замысел загородной резиденции окончательно сформировался в 1717 г., после путешествия Петра I во Францию. По свидетельству герцога де Сен-Симона, царь особенно внимание уделил загородным королевским резиденциям, прежде всего, Версалю. Его интересовали прежде всего технические детали устройства фонтанов и парков, подробности архитектуры дворцов и павильонов. Усилиями Леблона в Петербурге было основано множество мастерских, работавших, в том числе, на Петергоф. В 1720 г. началось сооружение водовода с Ропшинских высот в 24 км от Петергофа, — мощного гидротехнического сооружения, питающего водой все фонтаны Верхнего сада и Нижнего парка. Официальные торжества в связи с открытием Петергофа состоялись 15 августа 1723 г.

При Елизавете Петровне в Петергофе началась работа по переустройству старого петровского дворца. В 1745 г. придворный зодчий Б.-Ф. Растрелли "сочинил" чертежи нового здания, в центральном объеме которого сохранил как ядро  петровские Верхние палаты. Одновременно он перестроил в камне боковые галереи и возвел великолепные Гербовый и Церковный корпуса. Тогда же были переоформлены внутренние интерьеры и сооружены самые роскошные дворцовые помещения - Парадная лестница и Танцевальный зал. В результате скромные Верхние палаты превратились в пышные императорские чертоги. Грандиозная реконструкция была закончена в 1756 г. и отмечена шумными празднествами.
При Елизавете Петровне в Петергофе началась работа по переустройству старого петровского дворца. В 1745 г. придворный зодчий Б.-Ф. Растрелли "сочинил" чертежи нового здания, в центральном объеме которого сохранил как ядро петровские Верхние палаты. Одновременно он перестроил в камне боковые галереи и возвел великолепные Гербовый и Церковный корпуса. Тогда же были переоформлены внутренние интерьеры и сооружены самые роскошные дворцовые помещения - Парадная лестница и Танцевальный зал. В результате скромные Верхние палаты превратились в пышные императорские чертоги. Грандиозная реконструкция была закончена в 1756 г. и отмечена шумными празднествами.
Парадная лестница. Создана в середине XVIII в. Ф. Б. Растрелли. Лестницу украшает деревянная золоченая резьба и скульптура, выполненная бригадой русских резчиков. Вся эта красота была уничтожена в годы войны. Окончательно воссоздана она была только в 1985 г. Вход в Танцевальный зал венчает царская корона, по сторонам которой расположены фигуры "Справедливости" и "Верности", сжимающие зеркало и пылающее сердце.
Парадная лестница. Создана в середине XVIII в. Ф. Б. Растрелли. Лестницу украшает деревянная золоченая резьба и скульптура, выполненная бригадой русских резчиков. Вся эта красота была уничтожена в годы войны. Окончательно воссоздана она была только в 1985 г. Вход в Танцевальный зал венчает царская корона, по сторонам которой расположены фигуры "Справедливости" и "Верности", сжимающие зеркало и пылающее сердце.
Стены лестницы украшает живопись, написанная темперой по штукатурке. На верхней площадке лестницы установлены фигуры четырех девушек, символизирующих времена года
Стены лестницы украшает живопись, написанная темперой по штукатурке. На верхней площадке лестницы установлены фигуры четырех девушек, символизирующих времена года
Танцевальный зал. Его интерьер был создан Ф. Б. Растрелли по указу императрицы Елизаветы Петровны для проведения парадных балов, маскарадов и прочих торжественных мероприятий.  Реставрация зала закончилась в 1995 г.
Танцевальный зал. Его интерьер был создан Ф. Б. Растрелли по указу императрицы Елизаветы Петровны для проведения парадных балов, маскарадов и прочих торжественных мероприятий. Реставрация зала закончилась в 1995 г.
Живописный плафон "Парнас" на потолке  прославляет Елизавету Петровну, выступающую в роли покровительницы  искусства и науки.
Живописный плафон "Парнас" на потолке прославляет Елизавету Петровну, выступающую в роли покровительницы искусства и науки.
Стены покрыты узорами позолоченного декора.
Стены покрыты узорами позолоченного декора.
Резьба оформляет окна, зеркала, двустворчатые двери.
Резьба оформляет окна, зеркала, двустворчатые двери.
Чесменский зал. Был оформлен в 1770-х гг. по проекту архитектора Ю. М. Фельтона в стиле классицизма. Убранство зала прославляет победу России над Турцией.
Чесменский зал. Был оформлен в 1770-х гг. по проекту архитектора Ю. М. Фельтона в стиле классицизма. Убранство зала прославляет победу России над Турцией.
Главным элементом отделки зала служат 12 живописных полотен, написанных немецким художником Я. Ф. Хаккертом.
Главным элементом отделки зала служат 12 живописных полотен, написанных немецким художником Я. Ф. Хаккертом.
Сюжеты полотен посвящены событиям Архипелагской экспедиции и морской победе России - Чесменскому сражению.
Сюжеты полотен посвящены событиям Архипелагской экспедиции и морской победе России - Чесменскому сражению.
В ночь с 25 на 26 июня 1770 г. русские корабли под командованием графа Алексея Орлова разгромили лучшую линейную эскадру турецкого флота.
В ночь с 25 на 26 июня 1770 г. русские корабли под командованием графа Алексея Орлова разгромили лучшую линейную эскадру турецкого флота.
Голубая приемная. В этом помещении находился  секретарь – камер-фурьер. Он вел специальный журнал, своеобразную летопись придворной жизни, куда записывались все события при дворе.
Голубая приемная. В этом помещении находился секретарь – камер-фурьер. Он вел специальный журнал, своеобразную летопись придворной жизни, куда записывались все события при дворе.
В интерьере представлена мебель, предметы из бронзы и фарфора, выполненные в XVIII–XIX вв. русскими и европейскими мастерами. Паркет рисунка "зигзаг" набран из пальмы, ореха и клена. Воссоздание интерьера завершилось в 1975 г.
В интерьере представлена мебель, предметы из бронзы и фарфора, выполненные в XVIII–XIX вв. русскими и европейскими мастерами. Паркет рисунка "зигзаг" набран из пальмы, ореха и клена. Воссоздание интерьера завершилось в 1975 г.
Тронный зал. Самый большой по площади зал дворца (330 кв. м). Предназначался для официальных приемов и парадных обедов. Его оформлением в 1778-1779 гг. занимался архитектор Фельтен. Отделка зала была воссоздана в 1969 г.
Тронный зал. Самый большой по площади зал дворца (330 кв. м). Предназначался для официальных приемов и парадных обедов. Его оформлением в 1778-1779 гг. занимался архитектор Фельтен. Отделка зала была воссоздана в 1969 г.
В центре восточной стены - конный портрет Екатерины II, написанный в 1762 г. датским художником В. Зриксеном. Императрица облачена в мундир Преображенского полка, который был на ней в день переворота и восшествия на престол.
В центре восточной стены - конный портрет Екатерины II, написанный в 1762 г. датским художником В. Зриксеном. Императрица облачена в мундир Преображенского полка, который был на ней в день переворота и восшествия на престол.
Тронное кресло было выполнено в 1720–1730-х гг. русскими мастерами по заказу князя Меншикова для Петра I. Кресло вырезано из дуба, вызолочено и обито красным бархатом.
Тронное кресло было выполнено в 1720–1730-х гг. русскими мастерами по заказу князя Меншикова для Петра I. Кресло вырезано из дуба, вызолочено и обито красным бархатом.
В медальонах между окнами второго света находятся 12 портретов всех представителей династии Романовых, начиная с патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича. Зал освещает 12 хрустальных люстр XVIII в. Все они изготовлены на Петербургском стеклянном заводе.
В медальонах между окнами второго света находятся 12 портретов всех представителей династии Романовых, начиная с патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича. Зал освещает 12 хрустальных люстр XVIII в. Все они изготовлены на Петербургском стеклянном заводе.
Бюст "Девушка под вуалью" (каррарский мрамор) - фрагмент знаменитой статуи "Вера" скульптора Антонио Коррадини, купленной для коллекции Петра Великого в Венеции.
Бюст "Девушка под вуалью" (каррарский мрамор) - фрагмент знаменитой статуи "Вера" скульптора Антонио Коррадини, купленной для коллекции Петра Великого в Венеции.
Аудиенц-зал (статс-дамская). Предназначался для малых государственных приемов. Один из тех интерьеров, оформлением которых в середине XVIII в. занимался Ф. Б. Растрелли.
Аудиенц-зал (статс-дамская). Предназначался для малых государственных приемов. Один из тех интерьеров, оформлением которых в середине XVIII в. занимался Ф. Б. Растрелли.
Убранство зала дополняют предметы мебели - золоченые стулья русской работы середины XIX века в стиле "второго рококо", карточные столы, консоли. На столах стоят изделия из фарфора. 
Камин украшают музыкальные часы "Венера и Амур", приобретенные во Франции для Екатерины II.
Убранство зала дополняют предметы мебели - золоченые стулья русской работы середины XIX века в стиле "второго рококо", карточные столы, консоли. На столах стоят изделия из фарфора. Камин украшают музыкальные часы "Венера и Амур", приобретенные во Франции для Екатерины II.
Отделка зала воссоздана в 1979 г.
Отделка зала воссоздана в 1979 г.
Белая столовая. В праздничные дни в Большом дворце устраивали торжественные обеды. Ни одно важное событие также не обходилось без застолий. Большое значение придавали украшению столов: скатерти, перевязанные разноцветными лентами, живые и искусственные цветы, пирамиды из кондитерских изделий, фонтаны из вина, зеркальные дорожки, серебряные вазы, хрустальные жирандоли. 
На столе представлен фаянсовый сервиз на 30 персон - заказ императрицы Екатерины II, изготовленный в Англии. Сервировку стола дополняют изделия из русского стекла второй половины XVIII века - штофы, графины, стаканы, рюмки. Отделка интерьера воссоздана в 1965 г.
Белая столовая. В праздничные дни в Большом дворце устраивали торжественные обеды. Ни одно важное событие также не обходилось без застолий. Большое значение придавали украшению столов: скатерти, перевязанные разноцветными лентами, живые и искусственные цветы, пирамиды из кондитерских изделий, фонтаны из вина, зеркальные дорожки, серебряные вазы, хрустальные жирандоли. На столе представлен фаянсовый сервиз на 30 персон - заказ императрицы Екатерины II, изготовленный в Англии. Сервировку стола дополняют изделия из русского стекла второй половины XVIII века - штофы, графины, стаканы, рюмки. Отделка интерьера воссоздана в 1965 г.
Сюжеты лепного гипсового декора подчеркивают назначение помещения. Они изображают дары охоты, рыболовства, корзины с плодами и цветами.
Сюжеты лепного гипсового декора подчеркивают назначение помещения. Они изображают дары охоты, рыболовства, корзины с плодами и цветами.
Столовую освещают хрустальные люстры, изготовленные на стеклянном заводе в Петербурге.
Столовую освещают хрустальные люстры, изготовленные на стеклянном заводе в Петербурге.
Две печи облицованы белыми изразцами, символизирующими музыку и поэзию.
Две печи облицованы белыми изразцами, символизирующими музыку и поэзию.
Рядом со столовой располагалась Подогревальня. Она использовалась  для подогрева и сервировки кушаний, подаваемых к столу. В настоящее время в помещении установлено коронационное кресло Николая I. На спинке кресла вышит вензель императора.
Рядом со столовой располагалась Подогревальня. Она использовалась для подогрева и сервировки кушаний, подаваемых к столу. В настоящее время в помещении установлено коронационное кресло Николая I. На спинке кресла вышит вензель императора.
Западный китайский кабинет. Наверно, самый экзотический интерьер во всем дворце. Напоминает драгоценную шкатулку. Отделка его была воссоздана в 1972 г.
Западный китайский кабинет. Наверно, самый экзотический интерьер во всем дворце. Напоминает драгоценную шкатулку. Отделка его была воссоздана в 1972 г.
Фигурная печь в Западном кабинете покрыта изразцами с изображением драконов и сцен из восточной жизни.
Фигурная печь в Западном кабинете покрыта изразцами с изображением драконов и сцен из восточной жизни.
Палисандровые кресла с инкрустацией перламутром.
Палисандровые кресла с инкрустацией перламутром.
Стены украшены створками подлинных старинных китайских ширм, расписанными золотом и серебром по черному лаковому фону.
Стены украшены створками подлинных старинных китайских ширм, расписанными золотом и серебром по черному лаковому фону.
Портретный зал. Облик его несколько раз менялся на протяжении XVIII столетия.
Портретный зал. Облик его несколько раз менялся на протяжении XVIII столетия.
При Елизавете Растрелли украсил двери золоченой резьбой. При Екатерине II на стенах развесили 368 картин кисти Пьетро Ротари.
При Елизавете Растрелли украсил двери золоченой резьбой. При Екатерине II на стенах развесили 368 картин кисти Пьетро Ротари.
В основном на полотнах портреты молодых девушек в национальных костюмах. Отделка зала была воссоздана в 1964 г.
В основном на полотнах портреты молодых девушек в национальных костюмах. Отделка зала была воссоздана в 1964 г.
Восточный китайский кабинет. К сожалению, панно сильно бликуют. Так и не удалось снять их целиком.
Восточный китайский кабинет. К сожалению, панно сильно бликуют. Так и не удалось снять их целиком.
Куропаточная гостиная. Продолжает северную анфиладу  дворца на женской (собственной) половине. В отличие от парадных залов, доступ сюда имел ограниченный круг лиц. Выполняла роль будуара - гостиной для отдыха.
Куропаточная гостиная. Продолжает северную анфиладу дворца на женской (собственной) половине. В отличие от парадных залов, доступ сюда имел ограниченный круг лиц. Выполняла роль будуара - гостиной для отдыха.
Комната получила название при Екатерине II, когда ее стены украсил привезенный из Франции драгоценный голубой лионский шелк, на котором среди цветов и колосьев были вытканы куропатки. В центре стоит арфа, изготовленная в Лондоне. Отделка интерьера была воссоздана в 1964 г.
Комната получила название при Екатерине II, когда ее стены украсил привезенный из Франции драгоценный голубой лионский шелк, на котором среди цветов и колосьев были вытканы куропатки. В центре стоит арфа, изготовленная в Лондоне. Отделка интерьера была воссоздана в 1964 г.
Ниша  с диваном.
Ниша с диваном.
Диванная (опочивальня). Первоначально в этом апартаменте располагалась спальня Елизаветы Петровны с альковом для парадной кровати.
Диванная (опочивальня). Первоначально в этом апартаменте располагалась спальня Елизаветы Петровны с альковом для парадной кровати.
Диванную украшают уникальные фарфоровые изделия. В их числе фарфоровая фигурка Земфиры - любимой собачки Екатерины II, выполненная в натуральную величину.
Диванную украшают уникальные фарфоровые изделия. В их числе фарфоровая фигурка Земфиры - любимой собачки Екатерины II, выполненная в натуральную величину.
Стены диванной  затянуты китайским шелком с акварельной росписью изображающей сцены из китайской жизни. Возле окна - большой угловой диван в турецком стиле. По преданию он был подарен Екатерине Григорием Потёмкиным после русско-турецкой войны. Над диваном висит копия с известного портрета  Луи Каравака, изображающего императрицу Елизавету Петровну в младенчестве.
Стены диванной затянуты китайским шелком с акварельной росписью изображающей сцены из китайской жизни. Возле окна - большой угловой диван в турецком стиле. По преданию он был подарен Екатерине Григорием Потёмкиным после русско-турецкой войны. Над диваном висит копия с известного портрета Луи Каравака, изображающего императрицу Елизавету Петровну в младенчестве.
Туалетная. Здесь императрицу Елизавету готовили к выходу в свет или к отходу ко сну.
Туалетная. Здесь императрицу Елизавету готовили к выходу в свет или к отходу ко сну.
Значительную роль в убранстве комнаты  играет декоративная ткань, из которой выполнены портьеры, обивка стен и мебели. Перед  диваном представлен столик необычной формы. Такие столы использовались для различных целей, а за сходство столешницы с бобовым плодом получил название "столик-бобик". Кабинет черного дерева, установленный на комоде, изготовлен в Германии в конце XVIII в.
Значительную роль в убранстве комнаты играет декоративная ткань, из которой выполнены портьеры, обивка стен и мебели. Перед диваном представлен столик необычной формы. Такие столы использовались для различных целей, а за сходство столешницы с бобовым плодом получил название "столик-бобик". Кабинет черного дерева, установленный на комоде, изготовлен в Германии в конце XVIII в.
На столе у восточной стены - предметы фарфорового туалетного набора в стиле рококо (флаконы для духов, рукомойные кувшины, пудреница, пенал для шпилек, подушка для булавок),  выполненных на Императорском фарфоровом заводе.
На столе у восточной стены - предметы фарфорового туалетного набора в стиле рококо (флаконы для духов, рукомойные кувшины, пудреница, пенал для шпилек, подушка для булавок), выполненных на Императорском фарфоровом заводе.
Над туалетным столиком в обрамлении золоченой рамы висит портрет Елизаветы Петровны кисти одного из крупнейших мастеров рококо Ш. Ван Лоо. Продолжение рассказа о прогулке по Большому Петергофскому дворцу - в другом альбоме.
Над туалетным столиком в обрамлении золоченой рамы висит портрет Елизаветы Петровны кисти одного из крупнейших мастеров рококо Ш. Ван Лоо. Продолжение рассказа о прогулке по Большому Петергофскому дворцу - в другом альбоме.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому