Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 19 ноября 21:24
Фотоальбом

Санкт-Петербург. Екатерининский дворец

Царское Село как императорская резиденция ведет свое начало от Саарской мызы, где в 1716—1726 гг. Екатериной I, женой Петра I, были построены каменные палаты «о 16 светлицах». Вокруг разбили небольшой парк в голландском стиле. При ее дочери Елизавете Петровне дворец был полностью перестроен Бартоломео Растрелли, но сохранил свое название.

Побывать внутри Екатерининского дворца было давнишним нашим желанием. В молодости, еще в доперестроичные времена, мы пару раз его посещали (тогда каждый визит предварялся многочасовым стоянием в очереди). Однако хотелось освежить впечатления. В 2017 г. во время предыдущей поездки в Пушкин, не получилось. Ограничились тогда только прогулкой по парку. И вот теперь, в мае 2023 г. мечта наконец осуществилась.

Грандиозное здание Екатерининского дворца протяженностью 306 м было построено в 1744-1756 гг.
Грандиозное здание Екатерининского дворца протяженностью 306 м было построено в 1744-1756 гг.
Гений барокко Растрелли украсил фасад великолепными колоннами, пилястрами, позолоченными лепными скульптурами и резными украшениями.
Гений барокко Растрелли украсил фасад великолепными колоннами, пилястрами, позолоченными лепными скульптурами и резными украшениями.
Позже, при Екатерине II, позолоту на фасаде заменили краской. Однако и после этого дворец сохранил свой нарядный и торжественный вид. Что касается интерьеров, то "золотое изобилие" сохранялось там и позже.  Особенно это касалось парадной анфилады второго этажа, которую современники окрестили "Золотой".
Позже, при Екатерине II, позолоту на фасаде заменили краской. Однако и после этого дворец сохранил свой нарядный и торжественный вид. Что касается интерьеров, то "золотое изобилие" сохранялось там и позже. Особенно это касалось парадной анфилады второго этажа, которую современники окрестили "Золотой".
Путь в "Золотую" анфиладу идет через Парадную лестницу, стены которой украшены великолепной лепниной.
Путь в "Золотую" анфиладу идет через Парадную лестницу, стены которой украшены великолепной лепниной.
Потолок Парадной лестницы.
Потолок Парадной лестницы.
Между Большим залом и Парадной лестницей расположена Кавалерская столовая. Ее резной убор многократно отражается в зеркалах. В столовой устраивали приемы, рассчитанные на небольшое количество гостей. В центре зала - банкетный стол в форме буквы "Е" - вензеля императриц.
Между Большим залом и Парадной лестницей расположена Кавалерская столовая. Ее резной убор многократно отражается в зеркалах. В столовой устраивали приемы, рассчитанные на небольшое количество гостей. В центре зала - банкетный стол в форме буквы "Е" - вензеля императриц.
Золоченые кресла, как и многие другие элементы украшения, выполнены по рисункам Растрелли.
Золоченые кресла, как и многие другие элементы украшения, выполнены по рисункам Растрелли.
Главное место в анфиладе принадлежит Большому залу, площадью 860 квадратных метров. В царствование Елизаветы Петровны здесь устраивались торжественные приемы, балы и маскарады. Здесь же проводились грандиозные парадные обеды.
Главное место в анфиладе принадлежит Большому залу, площадью 860 квадратных метров. В царствование Елизаветы Петровны здесь устраивались торжественные приемы, балы и маскарады. Здесь же проводились грандиозные парадные обеды.
В узкие простенки между окон вставлены зеркала, обрамленные золоченой резьбой.
В узкие простенки между окон вставлены зеркала, обрамленные золоченой резьбой.
Золоченная резьба на стенах Большого зала выполнена с большим мастерством и исполнена экспрессии. Ее составляют цветочные гирлянды и раковины, в которые вплетены фигуры кариатид и амуров.
Золоченная резьба на стенах Большого зала выполнена с большим мастерством и исполнена экспрессии. Ее составляют цветочные гирлянды и раковины, в которые вплетены фигуры кариатид и амуров.
Каждый завиток блестящей декорации Большого дворца - плод фантазии  Растрелли. Все модели орнаментов и скульптур были изготовлены скульптором  Дункером по его эскизам.
Каждый завиток блестящей декорации Большого дворца - плод фантазии Растрелли. Все модели орнаментов и скульптур были изготовлены скульптором Дункером по его эскизам.
Стеклянные двери ведут из Большого зала в три Антикамеры, также обильно украшенные золоченой резьбой. Здесь в XVIII в. гости дожидались выхода императорских особ из личных апартаментов.
Стеклянные двери ведут из Большого зала в три Антикамеры, также обильно украшенные золоченой резьбой. Здесь в XVIII в. гости дожидались выхода императорских особ из личных апартаментов.
Стены в первой Антикамере разделены пилястрами с капителями в виде триглифов.
Стены в первой Антикамере разделены пилястрами с капителями в виде триглифов.
Почти все залы Растрелли украсил печами, облицованными изразцами и расписанными синим кобальтом. Всего во дворце насчитывалось 79 изразцовых печей. Однако по назначению они использовались только в XVIII в. Позднее в залы дворца было проведено воздушное, так называемое "амосовское", отопление, когда в залы поднимался теплый воздух от печей, расположенных на подвальном этаже.
Почти все залы Растрелли украсил печами, облицованными изразцами и расписанными синим кобальтом. Всего во дворце насчитывалось 79 изразцовых печей. Однако по назначению они использовались только в XVIII в. Позднее в залы дворца было проведено воздушное, так называемое "амосовское", отопление, когда в залы поднимался теплый воздух от печей, расположенных на подвальном этаже.
Особенностью Первой Антикамеры считается обилие золоченных скульптур.
Особенностью Первой Антикамеры считается обилие золоченных скульптур.
Потолок украшает восстановленный реставраторами плафон "Бахус и Ариадна" кисти Пьетро и Франческо Градицци, утраченный в годы Великой Отечественной войны .
Потолок украшает восстановленный реставраторами плафон "Бахус и Ариадна" кисти Пьетро и Франческо Градицци, утраченный в годы Великой Отечественной войны .
Основной элемент отделки второй Антикамеры - пилястры с разнообразными резными орнаментами и зеркала в пышных золоченых рамах.
Основной элемент отделки второй Антикамеры - пилястры с разнообразными резными орнаментами и зеркала в пышных золоченых рамах.
Столовая посуда, использовавшаяся во время застолья, хранилась тут же в шкафах-витринах, так называемых горках. Все они выполнены в начале XVIII в. в Германии и Голландии; украшены орнаментом и заполнены изделиями из фарфора, изготовленными в Германии и Петербурге.
Столовая посуда, использовавшаяся во время застолья, хранилась тут же в шкафах-витринах, так называемых горках. Все они выполнены в начале XVIII в. в Германии и Голландии; украшены орнаментом и заполнены изделиями из фарфора, изготовленными в Германии и Петербурге.
Малиновая столбовая. Растрелли разделил здесь стены пилястрами из прозрачного стекла, под которое подложена малиновая фольга. Сами стены затянуты белым штофом, на фоне которого эффектно смотрятся золоченые узоры рам. У стены - шкаф-секретер работы немецкого мастера Абрахама Рентгена, который часто выполнял заказы Екатерины II. Раньше бюро находилось в личных покоях императрицы и предназначалась для хранения ее личных документов.
Малиновая столбовая. Растрелли разделил здесь стены пилястрами из прозрачного стекла, под которое подложена малиновая фольга. Сами стены затянуты белым штофом, на фоне которого эффектно смотрятся золоченые узоры рам. У стены - шкаф-секретер работы немецкого мастера Абрахама Рентгена, который часто выполнял заказы Екатерины II. Раньше бюро находилось в личных покоях императрицы и предназначалась для хранения ее личных документов.
По вечерам в Малиновой столбовой играли в карты и шахматы. Под стеклянным колпаком - резные китайские шахматы XVIII в. Доска инкрустирована пластинками перламутра.
По вечерам в Малиновой столбовой играли в карты и шахматы. Под стеклянным колпаком - резные китайские шахматы XVIII в. Доска инкрустирована пластинками перламутра.
Зеленая столбовая. Здесь по воскресениям после обедни Екатерина II обычно принимала поздравления от своей свиты, "жаловала" к руке. Зал служил так же буфетной. В углу расположена печь "гамбургских изразцов" (воссоздана после войны).
Зеленая столбовая. Здесь по воскресениям после обедни Екатерина II обычно принимала поздравления от своей свиты, "жаловала" к руке. Зал служил так же буфетной. В углу расположена печь "гамбургских изразцов" (воссоздана после войны).
Мебельное убранство Зеленой столбовой в настоящее время состоит из дивана и стульев французской работы, изготовленных в начале XIX в.
Мебельное убранство Зеленой столбовой в настоящее время состоит из дивана и стульев французской работы, изготовленных в начале XIX в.
В бюро работы немецкого мастера XVIII в., выполненном из ореха, Екатерина хранила личные документы.
В бюро работы немецкого мастера XVIII в., выполненном из ореха, Екатерина хранила личные документы.
Белая Парадная столовая предназначалась для "ординарных" (повседневных) обедов. Здесь накрывался стол для императорской семьи, когда не было гостей. Украшения и сервировка стола соответствует реалиям XVIII в. "При парадных обедах, - сообщается в одном из документов, - скатерти искусно перевязывались алыми и зелеными лентами...а столы украшали разными фигурами".
Белая Парадная столовая предназначалась для "ординарных" (повседневных) обедов. Здесь накрывался стол для императорской семьи, когда не было гостей. Украшения и сервировка стола соответствует реалиям XVIII в. "При парадных обедах, - сообщается в одном из документов, - скатерти искусно перевязывались алыми и зелеными лентами...а столы украшали разными фигурами".
Портретная зала. На стене портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти немецкого художника Г. Бухгольца. Он был написан в 1768 г. уже после смерти императрицы.
Портретная зала. На стене портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти немецкого художника Г. Бухгольца. Он был написан в 1768 г. уже после смерти императрицы.
Н. Адольский. Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком. (После 1725 г.). Считается одним из лучших образцов русского портретного искусства  первой четверти XVIII в.
Н. Адольский. Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком. (После 1725 г.). Считается одним из лучших образцов русского портретного искусства первой четверти XVIII в.
Янтарная комната - самый известный зал, из числа входивших в "Золотую" анфиладу парадных залов. Большая часть из янтарных мозаик, использованных Растрелли в оформлении этих апартаментов,  была подарена в 1716 г. Петру I  прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.
Янтарная комната - самый известный зал, из числа входивших в "Золотую" анфиладу парадных залов. Большая часть из янтарных мозаик, использованных Растрелли в оформлении этих апартаментов, была подарена в 1716 г. Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.
В 1942 г. янтарные панели были вывезены нацистами в Кенигсберг и бесследно исчезли. К 300-летию Санкт-Петербурга они были восстановлены по старым изображениям петербургскими мастерами-камнерезами. Всего на восстановление было израсходовано 5,7 т янтаря.
В 1942 г. янтарные панели были вывезены нацистами в Кенигсберг и бесследно исчезли. К 300-летию Санкт-Петербурга они были восстановлены по старым изображениям петербургскими мастерами-камнерезами. Всего на восстановление было израсходовано 5,7 т янтаря.
В оформлении Янтарной комнаты были использованы четыре мозаичные картины из разноцветных полудрагоценных камней на тему пяти чувств человека - "Зрение", "Вкус", "Слух", "Осязание и обоняние". Они были выполнены в 1752 г. во Флоренции по картине Дж. Дзокки и поднесены Елизавете Петровне от австрийской императрицы Марии-Терезии.
В оформлении Янтарной комнаты были использованы четыре мозаичные картины из разноцветных полудрагоценных камней на тему пяти чувств человека - "Зрение", "Вкус", "Слух", "Осязание и обоняние". Они были выполнены в 1752 г. во Флоренции по картине Дж. Дзокки и поднесены Елизавете Петровне от австрийской императрицы Марии-Терезии.
Часы-канделябр в форме дерева с пасторальной сценой. Около 1750 г. Франция.
Часы-канделябр в форме дерева с пасторальной сценой. Около 1750 г. Франция.
Картинный зал. Во времена Екатерины он служил парадной столовой. В оформлении зала использованы картины самых разных жанров: пейзажи, батальные и бытовые сцены, натюрморты, композиции на исторические и мифологические темы. Растрелли постарался создать из них яркий красочный ковер.
Картинный зал. Во времена Екатерины он служил парадной столовой. В оформлении зала использованы картины самых разных жанров: пейзажи, батальные и бытовые сцены, натюрморты, композиции на исторические и мифологические темы. Растрелли постарался создать из них яркий красочный ковер.
Малая белая столовая. Стены зала покрывает белый штоф в резных золоченых рамах, двери украшены композициями с охотничьими трубами, колчаном, орлом и т. д.
Малая белая столовая. Стены зала покрывает белый штоф в резных золоченых рамах, двери украшены композициями с охотничьими трубами, колчаном, орлом и т. д.
На стенах - коллекция живописи с видами Большого Царскосельского дворца и парков.
На стенах - коллекция живописи с видами Большого Царскосельского дворца и парков.
Интерьер дополняет печь с «гамбургскими» изразцами, зеркала в резных золоченых рамах и наборный паркет.
Интерьер дополняет печь с «гамбургскими» изразцами, зеркала в резных золоченых рамах и наборный паркет.
 Историческое бюро наборного дерева, заказанного, по всей видимости, лично Екатериной II.
Историческое бюро наборного дерева, заказанного, по всей видимости, лично Екатериной II.
Китайская гостиная Александра I. Стены ее были отделаны расписным китайским шёлком (утраченным во время войны и восстановленным совсем недавно). Каждое отдельное шёлковое полотнище украшено уникальным рисунками из деревьев и цветов, а вместе они составляют композицию, символизирующую времена года. 
На одной из стен - большой портрет Александра I работы Ботмана.
Китайская гостиная Александра I. Стены ее были отделаны расписным китайским шёлком (утраченным во время войны и восстановленным совсем недавно). Каждое отдельное шёлковое полотнище украшено уникальным рисунками из деревьев и цветов, а вместе они составляют композицию, символизирующую времена года. На одной из стен - большой портрет Александра I работы Ботмана.
Непременная часть всех интерьеров Растрелли – кобальтовая печь с миниатюрными колоннами и нишами.
Непременная часть всех интерьеров Растрелли – кобальтовая печь с миниатюрными колоннами и нишами.
В гостиной выставлены предметы японского и китайского фарфора и изделия берлинской королевской фарфоровой мануфактуры.
В гостиной выставлены предметы японского и китайского фарфора и изделия берлинской королевской фарфоровой мануфактуры.
Парадный портрет Екатерины II - копия с работы Лампи.
Парадный портрет Екатерины II - копия с работы Лампи.
Буфетная. Во время больших приемов здесь устраивался служебный буфет для сервировки столов.
Буфетная. Во время больших приемов здесь устраивался служебный буфет для сервировки столов.
Зеленая столовая. Была отделана в 1780-е гг.  английским архитектором Ч. Камероном, который украсил ее фигурами-горельефами на античные темы. Весь лепной декор был выполнен  известным скульптором И. Мартосом. Столовая предназначалась  для обедов семьи великого князя Павла Павловича. Столы вносились в столовую  только во время обедов и убирались сразу после окончания трапезы.
Зеленая столовая. Была отделана в 1780-е гг. английским архитектором Ч. Камероном, который украсил ее фигурами-горельефами на античные темы. Весь лепной декор был выполнен известным скульптором И. Мартосом. Столовая предназначалась для обедов семьи великого князя Павла Павловича. Столы вносились в столовую только во время обедов и убирались сразу после окончания трапезы.
Официантская.
Официантская.
Во время Великой Отечественной войны Екатерининский дворец был фактически превращен в руины. Его интерьеры были полностью уничтожены. На восстановление первоначального облика ушли десятилетия упорного труда.
Во время Великой Отечественной войны Екатерининский дворец был фактически превращен в руины. Его интерьеры были полностью уничтожены. На восстановление первоначального облика ушли десятилетия упорного труда.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому