Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 1 декабря 21:45
Фотоальбом

Национальный музей Сербии в Белграде

Национальный музей Сербии, основанный в 1844 г., — главный музей не только столицы, но и всей страны. В его залах, помимо обширной коллекции картин югославских художников, можно увидеть полотна многих известных европейских мастеров. Выставлены здесь также ювелирные украшения и монеты. Правда иностранные художники представлены далеко не самыми известными своими шедеврами. С другими крупными музейными центрами (Римом, Веной, Флоренцией, Дрезденом, Петербургом, Москвой или Будапештом) Белграду не равняться. Но если есть желание познакомиться конкретно с сербским (и шире — югославским) искусством, то лучшего места, пожалуй, не найти.

Вообще стараемся в каждом новом городе посетить местный художественный музей, но в Белграде мы бы точно до него не добрались, поскольку изначально он был только местом пересадки с одного самолета на другой (ведь летели мы не в Сербию, а в Черногорию). Однако суровая судьба в лице Сербских авиалиний властно поменяла наши планы…

Почему вместо прямого перелета мы предпочли пересадку в Белграде? Ответ простой - Сербские авиалинии предлагали очень дешевые билеты. Да и сама пересадка должна была занять совсем немного времени - порядка 50 мин. Не мы первые купились на эту приманку, и, полагаю, не последние. Поскольку вылет из Шереметьева предполагался очень ранний - в 4.10. утра - мы впервые воспользовались капсульным отелем при аэропорте. Ночь в таком отеле обходится сравнительно недорого. В 2019 г. мы заплатили около 600 р., так как бронировали через bookihg (если договариваться в самом аэропорту, то выходило чуть ли не в два раза дороже).
Почему вместо прямого перелета мы предпочли пересадку в Белграде? Ответ простой - Сербские авиалинии предлагали очень дешевые билеты. Да и сама пересадка должна была занять совсем немного времени - порядка 50 мин. Не мы первые купились на эту приманку, и, полагаю, не последние. Поскольку вылет из Шереметьева предполагался очень ранний - в 4.10. утра - мы впервые воспользовались капсульным отелем при аэропорте. Ночь в таком отеле обходится сравнительно недорого. В 2019 г. мы заплатили около 600 р., так как бронировали через bookihg (если договариваться в самом аэропорту, то выходило чуть ли не в два раза дороже).
Засыпая, предвкушали ранний авиаперелет и скорое свидание с Адриатическим морем, до которого предполагали доехать часам к 12 дня. Увы, все эти планы оказались всего лишь радужными мечтами. В три утра были уже в зале ожидания. Однако самолет Сербских авиалиний не прилетел. Не появился он и через час. Посадка началась только через полтора часа после назначенного времени отлета... Излишне говорить, что на стыковочный рейс мы не попали. самолет благополучно улетел в Подгорицу без нас. Улетел, как я подозреваю, совершенно пустой, так как все его потенциальные пассажиры томились в это время в Шереметьево. Конечно, эта неудача всех нас ужасно расстроила. Особенно, когда объявили, что следующий рейс для опоздавших в Черногорию отправится только в 20 часов. Так что вместо пляжа нас ожидало томительное бдение в аэропорту. Реальность, правда, оказалась не такой беспросветной. Часа через полтора после прибытия в Белград нас погрузили в автобус и отвезли в отель. Всех бесллатно расселили по номерам, выдали талоны на бесплатное питание тут же в ресторане при отеле.
Однако, не сидеть же все время в гостинице! Собрались, отправились гулять по Белграду, где мы прежде никогда до этого не бывали. Но едва вышли из отеля, на нас обрушилась невыносимая жара. Было, кажется, градусов 35, и все улицы под яркими лучами солнца казались прокаленными до бела. Сделали небольшой круг и вернулись в отель. Успели сфотографировать только одну афишу.
Вот тут и родилась идея отправиться в музей! И действительно, при сложившихся обстоятельствах это был самый оптимальный вариант  с пользой провести отпущенное нам на Белград свободное время.  Решено - сделано! Остановили такси и спустя короткое время добрались до площади Республики. Нынешнее здание музея - настоящий дворец. Построен он был в 1902-1903 гг. для Управления фондами ипотечного банка. Национальный музей переместился сюда уже после Второй мировой войны. Перед фасадом музея стоит памятник Михаилу Обреновичу, правившему Сербией в 1839-1842 и в 1860-1868 гг.
Вот тут и родилась идея отправиться в музей! И действительно, при сложившихся обстоятельствах это был самый оптимальный вариант с пользой провести отпущенное нам на Белград свободное время. Решено - сделано! Остановили такси и спустя короткое время добрались до площади Республики. Нынешнее здание музея - настоящий дворец. Построен он был в 1902-1903 гг. для Управления фондами ипотечного банка. Национальный музей переместился сюда уже после Второй мировой войны. Перед фасадом музея стоит памятник Михаилу Обреновичу, правившему Сербией в 1839-1842 и в 1860-1868 гг.
Внутри музея нас встретили тишина и прохлада. Посетителей было мало, времени у нас достаточно. Поэтому мы не торопясь обошли все залы. В целом сербское искусство тесно связано с европейским. Большинство местных художников училось в Германии или Австрии. Однако все они имеют скорее национальную, чем европейскую известность. За пределами страны их имена, кажется, не на слуху (по крайней мере, нам они прежде были совершенно неизвестны). Тем не менее, в музее собрано достаточно интересных картин с ярким национальным колоритом.
Внутри музея нас встретили тишина и прохлада. Посетителей было мало, времени у нас достаточно. Поэтому мы не торопясь обошли все залы. В целом сербское искусство тесно связано с европейским. Большинство местных художников училось в Германии или Австрии. Однако все они имеют скорее национальную, чем европейскую известность. За пределами страны их имена, кажется, не на слуху (по крайней мере, нам они прежде были совершенно неизвестны). Тем не менее, в музее собрано достаточно интересных картин с ярким национальным колоритом.
Прежде всего мы осмотрели несколько залов с сербскими иконами. "Вознесение Христово"
Потом обратились к картинам, созданным еще до освобождения Сербии из-под турецкого власти.Йован Исаилович. "Князь Милан на смертном Одре" (1839) - самая знаменитая картина художника. Изображает умершего князя Милана II Обреновича в окружении известных людей своего времени.
Потом обратились к картинам, созданным еще до освобождения Сербии из-под турецкого власти.Йован Исаилович. "Князь Милан на смертном Одре" (1839) - самая знаменитая картина художника. Изображает умершего князя Милана II Обреновича в окружении известных людей своего времени.
Катарина Иванович. "Портрет итальянского виноградаря" (1842). Иванович, родившаяся в Австрийской империи и получившая образование в  Вене, считается первой сербской художницей в истории современного искусства. Она  первая стала писать жанровые картины и натюрморты. Одна из основательниц Национального музея в Белграде.
Катарина Иванович. "Портрет итальянского виноградаря" (1842). Иванович, родившаяся в Австрийской империи и получившая образование в Вене, считается первой сербской художницей в истории современного искусства. Она первая стала писать жанровые картины и натюрморты. Одна из основательниц Национального музея в Белграде.
Катарина Иванович "Автопортрет". Иванович попробовала себя  в разных художественных жанрах. Но прославилась она прежде всего своими портретами и автопортретами.  Действительно, не блистая красотой, она имела очень выразительное лицо и умела себя подать.
Катарина Иванович "Автопортрет". Иванович попробовала себя в разных художественных жанрах. Но прославилась она прежде всего своими портретами и автопортретами. Действительно, не блистая красотой, она имела очень выразительное лицо и умела себя подать.
Аресений Петрович. "Князь Петр Карагеоргиевич в детстве" (1845). Портрет будущего короля Сербии, а также (с 1918 г.) государства сербов, хорватов и словенцев (Югославии).
Аресений Петрович. "Князь Петр Карагеоргиевич в детстве" (1845). Портрет будущего короля Сербии, а также (с 1918 г.) государства сербов, хорватов и словенцев (Югославии).
Любомир Александрович. "Девушка, собирающая виноград" (1878).Более всего Александрович был известен своими портретами и церковными росписями, которые украшают многие православные церкви.
Любомир Александрович. "Девушка, собирающая виноград" (1878).Более всего Александрович был известен своими портретами и церковными росписями, которые украшают многие православные церкви.
Джордже Кристич "Гружанка" (1883). Кристич был одним из основоположников сербского реалистического искусства. Он глубоко изучал народное искусство и особенности национального костюма.
Джордже Кристич "Гружанка" (1883). Кристич был одним из основоположников сербского реалистического искусства. Он глубоко изучал народное искусство и особенности национального костюма.
"Веселые братья" (1887). Картина известного  художника-реалиста Уроша Предича. Его полотна, кстати,  показались мне наиболее интересными.
"Веселые братья" (1887). Картина известного художника-реалиста Уроша Предича. Его полотна, кстати, показались мне наиболее интересными.
Урош Предич "Беглецы из Герцеговины"  (1889).
Урош Предич "Беглецы из Герцеговины" (1889).
Симеон Роксандич "Мальчик с ушибленной ногой" (1911). Роксандич один из известных сербских скульпторов. Прославился своими бронзовыми изделиями и фонтанами.
Симеон Роксандич "Мальчик с ушибленной ногой" (1911). Роксандич один из известных сербских скульпторов. Прославился своими бронзовыми изделиями и фонтанами.
Симеон Роксандич "Мальчик с ушибленной ногой" (фрагмент.).
Симеон Роксандич "Мальчик с ушибленной ногой" (фрагмент.).
Бранко Попович "Обнаженная" (1912). Попович был очень популярен после Первой мировой войны, участвовал во многих европейских выставках. Однако в 1944, вскоре после освобождения Белграда, его казнили по приговору Военного трибунала Национально-освободительной армии.
Бранко Попович "Обнаженная" (1912). Попович был очень популярен после Первой мировой войны, участвовал во многих европейских выставках. Однако в 1944, вскоре после освобождения Белграда, его казнили по приговору Военного трибунала Национально-освободительной армии.
Пая Йованович "Украшение невесты"  (1886). Йованович - один из самых известных сербских художников. Выпускник Венской академии художеств, он много путешествовал, глубоко интересовался жизнью и обычаями балканских народов, всегда детально зарисовывал костюмы, украшения, оружие. Поэтому все его картины очень точно передают реалии современной ему эпохи.
Пая Йованович "Украшение невесты" (1886). Йованович - один из самых известных сербских художников. Выпускник Венской академии художеств, он много путешествовал, глубоко интересовался жизнью и обычаями балканских народов, всегда детально зарисовывал костюмы, украшения, оружие. Поэтому все его картины очень точно передают реалии современной ему эпохи.
Пая Йованович "Женщина в шляпе" (1905).
Пая Йованович "Женщина в шляпе" (1905).
Пая Йованович "Портрет жены артиста Муни в салоне" (после 1919).
Пая Йованович "Портрет жены артиста Муни в салоне" (после 1919).
Пая Йованович "Предатель" (1925).
Пая Йованович "Предатель" (1925).
Джордже Йованович "Брошенная" (1907). Йованович  был очень плодовитым скульптором. Оставил после себя около 300 работ разных жанров (статуи, статуэтки, бюсты, медали), Известен в Сербии прежде всего своими памятниками, установленными во многих городах.
Джордже Йованович "Брошенная" (1907). Йованович был очень плодовитым скульптором. Оставил после себя около 300 работ разных жанров (статуи, статуэтки, бюсты, медали), Известен в Сербии прежде всего своими памятниками, установленными во многих городах.
Джордже Йованович "Аромат роз" (1914).
Джордже Йованович "Аромат роз" (1914).
Моша Пияде "Автопортрет с японскими куклами" (1916). Пиаде исключительно интересная личность. Еврей по национальности, он в молодости вступил в коммунистическую партию, стал ближайшим соратником  маршала Тито, активным деятелем  партизанского движения. После Второй мировой войны Пияде занимал видные государственные посты, был председателем Народной скупщины (парламента) Югославии. К живописи он обращался урывками, в свободные минуты, но, тем не менее, достиг и в этой области выдающихся успехов. Особенно интересны его автопортреты, в которых проявилось свойственное Пиаде стремление к синтезу гротесковой заостренности образа с подчеркнутой декоративностью.
Моша Пияде "Автопортрет с японскими куклами" (1916). Пиаде исключительно интересная личность. Еврей по национальности, он в молодости вступил в коммунистическую партию, стал ближайшим соратником маршала Тито, активным деятелем партизанского движения. После Второй мировой войны Пияде занимал видные государственные посты, был председателем Народной скупщины (парламента) Югославии. К живописи он обращался урывками, в свободные минуты, но, тем не менее, достиг и в этой области выдающихся успехов. Особенно интересны его автопортреты, в которых проявилось свойственное Пиаде стремление к синтезу гротесковой заостренности образа с подчеркнутой декоративностью.
Миливой Узелац "Трое" (1919). Хорватский художник Узелац в молодости прославился портретами представителей загребской богемы. Многие его картины весьма выразительны. В 1923 г. художник переехал во Францию и в дальнейшем не раз менял манеру своего письма.
Миливой Узелац "Трое" (1919). Хорватский художник Узелац в молодости прославился портретами представителей загребской богемы. Многие его картины весьма выразительны. В 1923 г. художник переехал во Францию и в дальнейшем не раз менял манеру своего письма.
Милена Павлович-Барили. Автопортрет (1933). Рано умершая художница и поэтесса Павлович-Барили большую часть жизни провела за пределами Югославии. Наиболее известна своими портретами и автопортретами. Помимо сербских (югославских) мастеров, в музее представлены европейские скульпторы и художники. Они нас интересовали меньше, чем местные, но все-таки мы отметили для себя некоторые работы.
Милена Павлович-Барили. Автопортрет (1933). Рано умершая художница и поэтесса Павлович-Барили большую часть жизни провела за пределами Югославии. Наиболее известна своими портретами и автопортретами. Помимо сербских (югославских) мастеров, в музее представлены европейские скульпторы и художники. Они нас интересовали меньше, чем местные, но все-таки мы отметили для себя некоторые работы.
Джузеппе Кроф "Монахиня под вуалью" (1860)..
Джузеппе Кроф "Монахиня под вуалью" (1860)..
Анри де Тулуз-Лотрек "Портрет молодой женщины" (1883).
Анри де Тулуз-Лотрек "Портрет молодой женщины" (1883).
Морис Кислинг "Девочка в черной блузе" (1928).
Морис Кислинг "Девочка в черной блузе" (1928).
Осмотрев музей, вышли опять на площадь Республики. Немного полюбовались, Белградом, который в этот раз мы увидели только из автобуса, да окошка такси. Пора было возвращаться в отель, ужинать и отправляться на аэродром. Около 18 часов за нами в отель приехал автобус, а следующие два часа мы провели в томительном ожидании в аэропорту. Томительном и нервном, так как наш рейс не появлялся на табло почти до самого объявления посадки. Так что все это время мы оставались в неведении - полетим мы, наконец, в Черногорию или останемся невольными гостями сербской столицы еще на несколько часов. За это время несколько рейсов было отменено или прибыло с большим опозданием. Множество пассажиров, подобно нам, не успели на стыковочные рейсы. Из этого можно заключить, что случившееся с нами не случайность и не трагическое стечение обстоятельств. Нет, это обычная вещь, или, если хотите, фирменная фишка Сербских авиалиний. Именно так они и работают. Что касается нас, то мы вместо 6.55 улетели из Белграда около 21 часа с опозданием в 14 часов. Первый день отпуска оказался безнадежно испорчен. Конечно, мы были рассержены и раздосадованы. Но все-таки одно светлое пятно в наших воспоминаниях осталось. Это Национальный музей Сербии. Ведь не будь этой задержки, мы бы никогда его не посетили.
Комментарии к альбому