Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 1 декабря 21:45
Фотоальбом

По Норвегии на авто: парк Вигеланда в Осло

Парк скульптур Вигеланда — одна из самых интересных и посещаемых достопримечательностей Осло. Густав Вигеланд, сын провинциального столяра и резчика по дереву, полагал, что стал скульптором еще до рождения. И всю жизнь он ощущал над собою «властную силу», которая заставляла его неистово трудиться и ни разу не позволила свернуть с избранного пути. Увлекаясь философией и мистицизмом, Вигеланд тяготел к аллегории и символизму. Он учился у многих учителей. Но наибольшее творческое влияние оказал на него Эдвард Мунк. Под впечатлением от его картин скульптор обращается к темам ревности и смерти.

Примерно в 1913 году в искусстве Вигеланда произошла радикальная смена стиля. Его пластический язык становится всё более обобщенным и упрощенным, с минимумом деталей и преобладанием больших поверхностей. Считается, что с этого же времени он стал вынашивать план своего парка. Начало его созданию положила работа над фонтаном, который по договоренности с городскими властями должен был появиться у здания Стортинга — норвежского парламента. Фонтан должен был включать в себя 12 «древесных фигур» и 60 барельефов. Но в процесс работы замысел постоянно расширялся, становился все более масштабным, и в конце концов стало понятно, что наилучший способ его воплощений именно парк скульптур.

В 1921 году, после длительных споров, был подписан беспрецедентный контракт Вигеланда с властями Осло. В нем оговаривалось, что скульптор до конца жизни получает в свое распоряжение обширную мастерскую, а городу взамен отходят все его произведения, как уже у него имеющиеся, так и будущие. После этого скульптору была передана для работы территория парка во Фрогнере. Ему предоставлялся штат помощников и материалы для работы. При этом за свои скульптуры в парке Вигеланд не получал никакого регулярного жалованья или гонораров (за исключением Фонтана). Основную финансовую нагрузку взяли на себя городские власти Осло, однако имелось также несколько частных лиц и коммерческих компаний, которые щедро спонсировали проект, желая, чтобы столица Норвегии приобрела особенный парк, подобного которому нет больше нигде в мире.

Вигеланд с головой ушел в работу и последние 20 лет жизни (он умер в 1943 г.) целиком посвятил своему парку. Парк занимает 3,20 га и насчитывает 214 скульптур из бронзы и гранита. В своей совокупности они представляют грандиозный комплекс, передающий всю гамму возрастных этапов, человеческих отношений и страстей. Смысл и значение вигеландовских скульптурных композиций вызывали жаркие споры еще при жизни автора — и продолжают вызывать сегодня. Сам Вигеланд не любил рассуждать о смысле своего творчества и даже не давал своим произведениям названий.

Все скульптуры сгруппированы в виде пяти основных композиционных центров: Главные ворота, Мост, Детская площадка, Фонтан, Плато монолита и Колесо жизни.

Пройдя немного вперед за главные ворота, попадаем на Мост со скульптурами (Broen), перекинутый через пруд Frognerdammen (Фрогнерская заводь) и проходящий по центральной оси парка. Мост имеет 100 м в длину и 15 в ширину. Вдоль гранитных парапетов размещаются  58 бронзовых скульптур.Вигеланда, спроектированные им в 1925-1933 гг.
Пройдя немного вперед за главные ворота, попадаем на Мост со скульптурами (Broen), перекинутый через пруд Frognerdammen (Фрогнерская заводь) и проходящий по центральной оси парка. Мост имеет 100 м в длину и 15 в ширину. Вдоль гранитных парапетов размещаются 58 бронзовых скульптур.Вигеланда, спроектированные им в 1925-1933 гг.
Все эти произведения посвящены главной теме парка — «состояниям человека». Здесь можно увидеть множество фигур детей, мужчин и женщин разного возраста, одиноких или в группах.
Все эти произведения посвящены главной теме парка — «состояниям человека». Здесь можно увидеть множество фигур детей, мужчин и женщин разного возраста, одиноких или в группах.
Рядом с мостом установлена загадочная композиция, который каждый может объяснить по-своему. Она имеет множество названий, придуманных критиками (сам Вигеланд, как уже говорилось, свои композиции никак не называл): «Нападение младенцев», «Человек, атакованный младенцами», «Мужчина, жонглирующий четырьмя младенцами», «Статуя многодетного отца» и даже «Памятник отцу-герою».
Рядом с мостом установлена загадочная композиция, который каждый может объяснить по-своему. Она имеет множество названий, придуманных критиками (сам Вигеланд, как уже говорилось, свои композиции никак не называл): «Нападение младенцев», «Человек, атакованный младенцами», «Мужчина, жонглирующий четырьмя младенцами», «Статуя многодетного отца» и даже «Памятник отцу-герою».
Следующая большая композиция - Фонтан. Вигеланд начал работу над ней еще в 1906 г., а окончательно композиция была завершена в 1947 г.
Следующая большая композиция - Фонтан. Вигеланд начал работу над ней еще в 1906 г., а окончательно композиция была завершена в 1947 г.
Центральная чаша фонтана — это «бремя жизни», которое с напряжением несут на своих плечах могучие титаны.
Центральная чаша фонтана — это «бремя жизни», которое с напряжением несут на своих плечах могучие титаны.
По периметру фонтана располагаются 20 двухметровых бронзовых групп «людей в деревьях» - человеческие тела, переплетенные с ветвями и стволами деревьев. Кроме того, тут переданы разные этапы человеческой жизни, от колыбели до смерти. «Деревья жизни» опутывают и детей, и молодых людей, и стариков, и даже скелеты. Наше время на земле — лишь часть вечного цикла, не имеющего начала и конца.
По периметру фонтана располагаются 20 двухметровых бронзовых групп «людей в деревьях» - человеческие тела, переплетенные с ветвями и стволами деревьев. Кроме того, тут переданы разные этапы человеческой жизни, от колыбели до смерти. «Деревья жизни» опутывают и детей, и молодых людей, и стариков, и даже скелеты. Наше время на земле — лишь часть вечного цикла, не имеющего начала и конца.
За скульптурной группой с разлагающимся скелетом стоит дерево, крона и ветви которого буквально облеплены младенцами. Так на костях умерших рождается новая жизнь.
За скульптурной группой с разлагающимся скелетом стоит дерево, крона и ветви которого буквально облеплены младенцами. Так на костях умерших рождается новая жизнь.
Парапет, на котором стоят древесные композиции, украшен  бронзовыми барельефами, также на тему вечного круговорота жизни и смерти.
Парапет, на котором стоят древесные композиции, украшен бронзовыми барельефами, также на тему вечного круговорота жизни и смерти.
За Фонтаном, в северо-западной части парка, находится каменная платформа, на которую с разных сторон ведут широкие лестничные пролеты. По периметру платформа обнесена невысокой гранитной балюстрадой с кубическими фонарями и коваными воротами.
За Фонтаном, в северо-западной части парка, находится каменная платформа, на которую с разных сторон ведут широкие лестничные пролеты. По периметру платформа обнесена невысокой гранитной балюстрадой с кубическими фонарями и коваными воротами.
Всего ворот восемь. Вигеланд спроектировал их в 1930-х гг., но установлены они были уже после его смерти в 1952 г.
Всего ворот восемь. Вигеланд спроектировал их в 1930-х гг., но установлены они были уже после его смерти в 1952 г.
Миновав  ворота, попадаешь на Плато Монолита - центральную часть которого занимает круглая возвышенность с кульминацией всего парка — Монолитом. Возвышенность составлена из концентрических рядов ступеней и 36 скульптурных групп. Сам Монолит выточен из единого гранитного блока. и представляет собой нагромождение переплетенных человеческих тел (всего 121 фигура). Его высота - чуть более 14 м. По мысли скульптора, Монолит символизирует тягу людей к высшему началу, стремление стать ближе к божественному и духовному. Множество человеческих тел, сплетаясь, образуют колонну, которая тянется ввысь. Над воплощением замысла Вигеланда трудились три каменотеса.  Их работа  продолжалась 14 лет (с лета 1929 до лета 1942 года).
Миновав ворота, попадаешь на Плато Монолита - центральную часть которого занимает круглая возвышенность с кульминацией всего парка — Монолитом. Возвышенность составлена из концентрических рядов ступеней и 36 скульптурных групп. Сам Монолит выточен из единого гранитного блока. и представляет собой нагромождение переплетенных человеческих тел (всего 121 фигура). Его высота - чуть более 14 м. По мысли скульптора, Монолит символизирует тягу людей к высшему началу, стремление стать ближе к божественному и духовному. Множество человеческих тел, сплетаясь, образуют колонну, которая тянется ввысь. Над воплощением замысла Вигеланда трудились три каменотеса. Их работа продолжалась 14 лет (с лета 1929 до лета 1942 года).
Все эти гранитные скульптуры изображают людей разного возраста, в разнообразных  эмоциональных состояниях. Особое место уделяется  отношениям между мужчиной и женщиной, а также материнству.
Все эти гранитные скульптуры изображают людей разного возраста, в разнообразных эмоциональных состояниях. Особое место уделяется отношениям между мужчиной и женщиной, а также материнству.
Передача опыта и воспитание детей не всегда происходит гладко и безболезненно, а дети зачастую черствы и неблагодарны.
Передача опыта и воспитание детей не всегда происходит гладко и безболезненно, а дети зачастую черствы и неблагодарны.
В самом конце центральной оси парка располагается символическое Колесо жизни.
В самом конце центральной оси парка располагается символическое Колесо жизни.
В определенном смысле эта скульптура подводит итог драматической теме всего парка: жизненному пути человека от колыбели к могиле. Осмотром парка Вигеланда завершился не только восьмой день нашего путешествия, но и все путешествие вообще. На другой день мы проехали последние сорок километров до Гардермуэна и оттуда вылетели в Москву.
В определенном смысле эта скульптура подводит итог драматической теме всего парка: жизненному пути человека от колыбели к могиле. Осмотром парка Вигеланда завершился не только восьмой день нашего путешествия, но и все путешествие вообще. На другой день мы проехали последние сорок километров до Гардермуэна и оттуда вылетели в Москву.
Комментарии к альбому