В Бергене мы наметили обязательно посетить местный Художественный музей, включенный в настоящее время в музейный комплекс KODE. KODE — это один из крупнейших в Северной Европе культурных центров, объединяющий в себе целых пять музеев. Из них дом-музей Грига Трольхауген расположен за городом. Остальные занимают четыре просторных корпуса (их так и обозначают KODE-1, KODE-2 и т. д.) в самом центре Бергена на берегу озера Лилле-Лунгегордсванн. В своей совокупности коллекции KODE представляют множество шедевров мирового искусства, начиная от Возрождения и до современности. Это картины, рисунки, скульптуры, ювелирные украшения, мебель и пр. Здесь имеется, например, очень приличная подборка русских икон. Прекрасно представлено европейское модернистское искусство, начиная от Клее и Пикассо и заканчивая Миро и Дали. Конечно, хотелось бы увидеть все целиком. Но, учитывая дефицит времени, мы решили ограничиться только одним музеем — KODE-3. Здесь выставлены образцы национального искусства: картины норвежских художников 18–19 вв., а также одно из богатейших в мире собраний работ Эдварда Мунка.
Юхан Кристиан Даль. "Квисисана ранним утром" (1820). Даль является основоположником норвежского национального пейзажа. Он подолгу жил заграницей. Любил писать Италию. Но все же считается, что лучшие его картины это именно норвежские пейзажи.
Томас Фернли. "Гриндевальд" (1838). Ученик Юхана Кристиана Даля Томас Фернли считается ведущим представителем норвежского романтического национализма в живописи, хотя большинство его картин это пейзажи Италии и Швейцарии.
Адольф Тидеманд. "Прощание с младшим сыном" (1867). В молодости Тидеманд был художником-романтиком, но к концу жизни его творчество стало тяготеть к реализму.
Эрик Бодом. "Водопад" (1855). Бодом считается признанным мастером романтического пейзажа. Большую часть жизни прожил в Германии, хотя писал и норвежские пейзажи.
Андерс Аскевольд "Пейзаж фьорда со скотом" (1869). Молодость Аскевольд провел в Германии и Франции. В 1866 г. поселился в Бергене и после этого подолгу жил в Норвегии. Наиболее известен своими романтическими пейзажами фьордов из Западной Норвегии.
Эдвард Мунк "Утро" (1884). Когда Мунк учился в Государственной академии искусств и художественных ремесел, его наставником был Кристиан Крог. Поэтому в творчестве раннего Мунка заметно влияние реализма, которое, впрочем, не было долгим. В середине 1880-х Мунк выступает уже как один из основоположников норвежского импрессионизма. "Утро" - один из образцов этого периода, полного поэзии и лиризма.
Эдвард Мунк. Портрет дамы. Однако Мунк быстро расстается с мечтательной неопределенностью, придававшей его ранним произведениям особое очарование, и обращается к темам одиночества, смерти, угасания.
Эдвард Мунк "Вечер на Карл-Юхан" (1892). (Карл-Юхан - центральная улица Осло). Силуэты героев Мунка начинают искривляться, цвета превращаются в жесткие и локальные пятна, отъединенные и кричащие каждое о своем.
Эдвард Мунк "Меланхолия" (1896). С годами меняется и живописная манера Мунка. Появляется резко очерченный контур, линейные ритмы, чередование светлых и темных полос в его пейзажах.
Эдвард Мунк "Мужчина и женщина" (1898). От картины к картине Мунк усиливает экспрессию живописи. Преобладающим приемом художника становится гротеск, по существу преображающий реальный облик людей до степени причудливого, ирреального.
Эдвард Мунк "Женщины на пристани" (1903). Дойдя, казалось, до предела, до той черты, когда художественный образ отрывается от реальности, сам Мунк эту черту не переступил (это сделали его последователи - молодые художники-экспрессионисты). В начале ХХ в. в творчество Мунка возвращается натурное видение, наполненное широкими обобщениями.
Эдвард Мунк "Автопортрет в клинике" (1909). В 1909 г. из-за многомесячной нервной депрессии художник оказался в психиатрической клинике доктора Якобсона. "Автопортрет" написан как раз в это время.
В Бергене мы наметили обязательно посетить местный Художественный музей, включенный в настоящее время в музейный комплекс KODE. KODE — это один из крупнейших в Северной Европе культурных центров, объединяющий в себе целых пять музеев. Из них дом-музей Грига Трольхауген расположен за городом. Остальные занимают четыре просторных корпуса (их так и обозначают KODE-1, KODE-2 и т. д.) в самом центре Бергена на берегу озера Лилле-Лунгегордсванн. В своей совокупности коллекции KODE представляют множество шедевров мирового искусства, начиная от Возрождения и до современности. Это картины, рисунки, скульптуры, ювелирные украшения, мебель и пр. Здесь имеется, например, очень приличная подборка русских икон. Прекрасно представлено европейское модернистское искусство, начиная от Клее и Пикассо и заканчивая Миро и Дали. Конечно, хотелось бы увидеть все целиком. Но, учитывая дефицит времени, мы решили ограничиться только одним музеем — KODE-3. Здесь выставлены образцы национального искусства: картины норвежских художников 18–19 вв., а также одно из богатейших в мире собраний работ Эдварда Мунка.