Турист Константин (vladkonst)

По Норвегии на авто: Берген-1

Redmi Note 6 Pro
Берген — Норвегия Июнь 2019

Бергену в нашем путешествии отводилась особенная роль. Да и не только в нашем. Он, как известно, привлекает множество туристов со всего мира. Второй по величине город страны с населением около 280 тыс. чел., Берген до 1299 г. являлся столицей Норвегии, но уступил эту роль Осло. Затем на протяжении нескольких веков в городе большим влиянием пользовались ганзейские купцы. Эта эпоха наложила неизгладимый отпечаток на облик старого Бергена, где сохранились целые улицы с домами XVII и XVIII вв. Кстати сказать, арендованные нами на две ночи апартаменты на Claus Ockenssmauet располагалась как раз в историческом районе Бергенхус, в 10 минутах ходьбы от знаменитой набережной Брюгген (мы жили на противоположной стороне залива Воген). Планов у нас было множество, но времени, увы, совсем немного — вечер пятого дня и весь шестой день. Не все из запланированного удалось посмотреть, но основные пункты программы были выполнены. Фотографий оказалось множество. Естественным образом они делятся на три части: 1) То, что мы увидели до посещения музея Расмуса Мейера (вечер 5 и первая половина 6 дня), когда передвигались по заранее разработанному маршруту, 2) сам музей, 3) и вторая прогулка по городу (вечер 6 дня), когда мы шли, что называется «куда глаза глядят». Так что получилось три альбома. И это первый из них.

Улица Klosteret  ("Монастырь") - первая, с которой началось наше пешеходное знакомство с Бергеном. На этой стоянке мы не без труда припарковали свой "хендай" (о чем рассказывалось в предыдущем альбоме). Здесь он и простоял две следующие ночи. А мы сами достали чемоданы и пошли по пешеходным улочкам разыскивать нашу квартиру. До нее оказалось недалеко. Погода весь этот день была пасмурная, но, к счастью, без дождя. Низкие облака с трудом переваливали через горы. Солнце, если и показывалось, то ненадолго. Но Берген очень красочный город. Поэтому даже в сумрачный день, даже под дождем  он выглядит ярко.
Улица Klosteret ("Монастырь") - первая, с которой началось наше пешеходное знакомство с Бергеном. На этой стоянке мы не без труда припарковали свой "хендай" (о чем рассказывалось в предыдущем альбоме). Здесь он и простоял две следующие ночи. А мы сами достали чемоданы и пошли по пешеходным улочкам разыскивать нашу квартиру. До нее оказалось недалеко. Погода весь этот день была пасмурная, но, к счастью, без дождя. Низкие облака с трудом переваливали через горы. Солнце, если и показывалось, то ненадолго. Но Берген очень красочный город. Поэтому даже в сумрачный день, даже под дождем он выглядит ярко.
Забросили вещи и вновь на улицу. Еще до закрытия фуникулера мы планировали подняться на господствующую над городом гору Флоен (320 м над уровнем моря). Путеводитель сообщал, что со смотровой площадке на ее вершине "открывается настолько впечатляющий вид, что захватывает дух и трудно найти подходящие слова, чтобы описать его красоту". Помня о впечатлении, которое произвела на нас смотровая площадка Аксла в Олесунне, мы предвкушали нечто подобное.  Район, где мы поселились, оказался очень тихим. Не было не только машин (большинство улочек пешеходные), но и людей. Трудно поверить, что  находишься в центральной части Бергена.
Забросили вещи и вновь на улицу. Еще до закрытия фуникулера мы планировали подняться на господствующую над городом гору Флоен (320 м над уровнем моря). Путеводитель сообщал, что со смотровой площадке на ее вершине "открывается настолько впечатляющий вид, что захватывает дух и трудно найти подходящие слова, чтобы описать его красоту". Помня о впечатлении, которое произвела на нас смотровая площадка Аксла в Олесунне, мы предвкушали нечто подобное. Район, где мы поселились, оказался очень тихим. Не было не только машин (большинство улочек пешеходные), но и людей. Трудно поверить, что находишься в центральной части Бергена.
Но понятно, что это впечатление обманчивое. Прошел сотню-другую метров, и вот ты уже на городской улице.
Улица Страндгатен вывела нас к небольшой площади, на которой  располагается резиденция губернатора Эрика Розенкранца, построенная в  середины XVI в. Сейчас в этом здании, известном как «Мурен» или «Мурвелвинген», находится музей Бюкорпуса - местной  молодежной маршевой организации.
Улица Страндгатен вывела нас к небольшой площади, на которой располагается резиденция губернатора Эрика Розенкранца, построенная в середины XVI в. Сейчас в этом здании, известном как «Мурен» или «Мурвелвинген», находится музей Бюкорпуса - местной молодежной маршевой организации.
Вскоре вышли на берег залива Воген. На противоположном берегу - деревянные дома на набережной Брюгген - объект всемирного наследия ЮНЕСКО и, наверно, один из самых раскрученных норвежских панорамных видов.
Однако конкретное знакомство с Брюггеном мы отложили на завтра. Сделали только несколько снимков, пока шли вдоль берега.
Вид на залив Воген.
От залива начинается старинная улица Vetrlidsallmenningen, одна из самых старых в городе. Упоминается с 1197.
Всем туристам она знакома не меньше Брюггена,  потому что ведет к Флойбанену - нижней станции фуникулера.
Всем туристам она знакома не меньше Брюггена, потому что ведет к Флойбанену - нижней станции фуникулера.
Поскольку время было позднее, и все автобусные экскурсии уже покинули город, очереди в кассу не оказалось. Два билета "туда-обратно" обошлись нам в 180 крон (порядка полутора тысяч рублей). Фуникулер движется быстро, так что подъем занимает всего несколько минут.
Но, увы, нас ждало жестокое разочарование. Только вышли на смотровую площадку, как гору накрыли облака. Сначала еще можно было различить какие-то контуры домов, но потом все исчезло, остался только сплошной белый туман. Минут 20 мы провели наверху в ожидании, что облака хотя бы на минуту рассеяться. Но напрасно. Так в этот раз мы ничего и не увидели.
Спустились вниз и отправились домой.
А вот следующий (шестой) день путешествия совершенно не походил на предыдущий. Солнце сияло и припекало так, словно мы оказались где-нибудь в Греции или Италии. На небе - ни облачка. Позавтракали и вновь отправились к флойбанену. Быстро приобрели билеты (народа еще не было) и быстро взлетели на вершину горы.
Надо признать, что обзор с вершины Флоена открывается великолепный. Весь город, как на ладони. Однако набережная Брюгген не видна. Так что впечатление осталось не такое сильное, как в Олесунне. Но некоторые из тех мест, до которых собирались дойти пешком, рассмотрели.
Восьмиугольное озеро Лилле-Лунгегордсванн с фонтаном в центре Бергена. Когда-то это была часть залива. Теперь озеро связано с морем через подземные трубы. Говорят, из-за приливов в нем даже меняется уровень воды. На берегу озера располагаются корпуса KODE - Художественного музея Бергена, куда мы мы планировали обязательно заглянуть. На заднем плане виден автомобильный мост через Дамсгордсундт (залив Пуддефьорда). До его берегов мы не добрались. Но зато побывали возле церкви св. Иоанна (в середине фото ближе к правому краю).
Вид на Бергенский полуостров, Пуддефьорд и близлежащие к Бергену острова, которые отделяют его от Северного моря.
Эта часть города плотно застроена. Где-то здесь (в самом центре) расположена наша квартирка.
А здесь мы не побывали (разве что на машине проехали).
Осмотревшись как следует, мы спустились на фуникулере вниз и отправились на набережную Брюгген. Здесь расположено множество магазинов.
Вид на противоположны берег залива.
Самые первые здания Бергена появились именно на набережной Брюггена, являющейся на протяжении столетий живой центральной частью города. До нашего времени, правда, те, самые старые, здания не сохранились. Все уничтожил страшный пожар 1702 г. Нынешние здания (всего их около 60) отстроены на старых фундаментах. Все они, как я уже отмечал, являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Прежде (еще до пожара) все эти дома не считались чем-то особенно выдающимся. Все они служили складами для хранения зерна, а также рыбы, пойманной на севере. А сейчас  во многих располагаются сувенирные магазины. Сувениров в Норвегии огромное множество. Каждая местность старается предложить что-то свое. Мы несколько раз откладывали покупку (думали, дорого). Но потом, в другом городе уже не могли найти понравившуюся нам вещицу.
Прежде (еще до пожара) все эти дома не считались чем-то особенно выдающимся. Все они служили складами для хранения зерна, а также рыбы, пойманной на севере. А сейчас во многих располагаются сувенирные магазины. Сувениров в Норвегии огромное множество. Каждая местность старается предложить что-то свое. Мы несколько раз откладывали покупку (думали, дорого). Но потом, в другом городе уже не могли найти понравившуюся нам вещицу.
Когда бродишь по Брюггену между старыми деревянными домами, начинаешь представлять, какой была жизнь в старом Бергене во времена Ганзы. Здесь свой особенный мир, не похожий ни на что другое.
Стены домов, выходящие на узкие внутренние улочки выглядят не так парадно, как их фасады, обращенные к заливу. Но, наверно, такой вид исторически более достоверный.
Распрощавшись с деревянными домами Брюггена, идем дальше по набережной мимо пришвартованных к ней кораблей.
Наша цель - увидеть старейшие здания Бергена. Прежде всего открывается вид на зал короля Хокона, возведенный в середине XIII в., в ту пору, когда Берген был столицей Норвегии. Здесь устраивались пиры, праздновались королевские свадьбы, проводились торжественные церемонии. Потом, когда Берген перестал быть столицей, и еще позже, когда в Норвегии вообще не было своей королевской династии, здание использовалось как склад, было заброшено, стояло в запустении без крыши. Но теперь все иначе.
Бергенхус (крепость Бергена) своей внушительностью явно не поражает. Она тоже  возникла в XIII в.  Но на самом деле  никаких построек от тех времен не сохранилось. Восстанавливали ее уже в XIX в.
Бергенхус (крепость Бергена) своей внушительностью явно не поражает. Она тоже возникла в XIII в. Но на самом деле никаких построек от тех времен не сохранилось. Восстанавливали ее уже в XIX в.
Неподалеку от крепости располагается самое старое здание Бергена - церковь св. Марии. Она была построена ганзейскими купцами в середине XII в. Спустя сто лет ее  фасад, как бы сейчас сказали,  частично реконструировали. Поэтому, хотя в целом церковь построена в романском стиле, в ее архитектуре присутствуют и элементы готики. Св. Мария славится своим резным алтарем XV в. Пока мы его осматривали, набежали тучи и хлынул сильный дождь.
Неподалеку от крепости располагается самое старое здание Бергена - церковь св. Марии. Она была построена ганзейскими купцами в середине XII в. Спустя сто лет ее фасад, как бы сейчас сказали, частично реконструировали. Поэтому, хотя в целом церковь построена в романском стиле, в ее архитектуре присутствуют и элементы готики. Св. Мария славится своим резным алтарем XV в. Пока мы его осматривали, набежали тучи и хлынул сильный дождь.
Чтобы переждать непогоду по улице Крокен отправились осматривать расположенный неподалеку комплекс Шётстюене, включающий в себя актовые залы собраний Ганзейского союза, где проходили купеческие ассамблеи, банкеты и суды. Ганзейский союз возник в Северной Германии в XII в. В дальнейшем он расширился и в период расцвета объединял более 160 городов, причем не только немецких. Крупные иностранные конторы Ганзы находились, например, в Лондоне, Новгороде, Брюгге, Бергене. Конкретно в Бергене купцы скупали по дешевке вяленную рыбу. А продавали они здесь зерно. Этот обмен был настолько выгоден, что тесная связь города с Ганзой поддерживалась на протяжении четырех веков. За это время купцы успели основательно обжиться в Норвегии, завели здесь дома, склады, свои общественные здания. Правда, все это сгорело в начале XVIII в. Но и то, что было построено после пожара, представляет большой интерес для тех, кто интересуется историей.
Чтобы понять роль, которую играла Шётстуене в жизни ганзейских купцов Бергена, следует знать, что в городе для иностранцев действовали строжайшие правила противопожарной безопасности. В домах нельзя было разводить никакого огня. Так что прилично поесть гости могли только в Шётстуене. Конечно, у них были и другие поводы сюда заглянуть. Всякого рода камины и печи играли в этом здании далеко не последнее место.
За такими вот столами ганзейские купцы обедали и, может быть, обсуждали свои сделки.
Особый шарм этому залу придают подвешенные к потолку медные сосудв. Рукомойники?
В Шётстуене можно было погреться у печи.
Кухня. Огонь под котлами разводили прямо на каменном полу.
А в этом парадном зале, наверно, как раз и происходи ассамблеи и банкеты.
К Шётстуене теснятся различные хозяйственные постройки. Мы бегло их осмотрели и направились дальше по нашему маршруту. Благо, за это время дождь кончился.
По короткой улице Брюггеспорден выходим на улицу Kong Oscars gate (Ворота короля Оскара). Это одна из старейших центральных улиц Бергена.
Пересечение с улицей Недре Корскиркеальменнинген.
А это отель "Корскиркен". (Близость старой бергенской церкви Корскиркен накладывает отпечаток на все названия).
Вверх уходит улица Овр Корскиркеальменнинген.
Спускаемся по улице Недре Корскиркеальменнинген. Площадь перед Корскиркен.
На этой площади расположен отель "Магик". А на первом этаже здания - один из магазинов сети "Rema-1000". Я уже писал в других альбомах, что мы делали закупки только в них. И лишь благодаря "Rema" не обанкротились в этой дорогущей стране.
Сама Корскиркен, кстати, не произвела впечатления. Может, потому что была в лесах.
Улица  Банкгатен.
Улица Банкгатен.
Узкие пешеходные улочки вблизи Kong Oscars gate (Ворота Короля Оскара).
Ненадолго выходим на Kong Oscars gate. За домами виден купол Бергенского собора. Окрестности Kong Oscars gate очень интересны. Параллельно этой транспортной магистрали тянется пешеходная улочка Маркен (Marken), с большим количеством старых деревянных домов, магазинчиков и кафешек
Ресторанчик "Aura" на улице Маркен, где мы запланировали обед. Мы вообще стараемся в каждой стране или национальной республике хотя бы раз попробовать местную кухню. Норвегия, конечно, не то государство, где можно позволить себе запросто питаться в ресторанах. Но на один опыт все-таки решились. В "Aura". пришли не случайно, выбрали этот ресторанчик из нескольких по отзывам клиентов. Заказали суп, горячее и десерт. Почти час провели в ожидании. Обед обошелся нам в 650 крон (65 евро). Все оказалось достаточно  вкусным, но в общем не настолько, чтобы удивить. Большими поклонниками норвежской кухни после этого обеда мы не стали.
Ресторанчик "Aura" на улице Маркен, где мы запланировали обед. Мы вообще стараемся в каждой стране или национальной республике хотя бы раз попробовать местную кухню. Норвегия, конечно, не то государство, где можно позволить себе запросто питаться в ресторанах. Но на один опыт все-таки решились. В "Aura". пришли не случайно, выбрали этот ресторанчик из нескольких по отзывам клиентов. Заказали суп, горячее и десерт. Почти час провели в ожидании. Обед обошелся нам в 650 крон (65 евро). Все оказалось достаточно вкусным, но в общем не настолько, чтобы удивить. Большими поклонниками норвежской кухни после этого обеда мы не стали.
От "Ауры" было совсем недалеко до озера Лилле-Лунгегордсванн. С утра мы рассматривали его с вершины Флоен, и вот уже гуляем по берегу.
Улица Kaigaten, которая идет параллельно озеру.
К середине дня погода разгулялась. Солнце не просто светило, но припекало по-летнему. Думаю, было градусов 26-27. Народ приободрился, вместо свитеров и плащей облачился в футболки и шорты. Повсюду цветы... Юг да и только! Даже не верилось, что мы в дождливом Бергене.
На заднем плане - корпуса Художественного музея Бергена (KODE).
Музей огромный. Даже на беглый осмотр всех его залов потребовался бы целый день. У нас, конечно, не было столько времени.
С самого начала мы планировали ограничиться  коллекцией Расмуса Майера (KODE-3), включающей в себя образцы искусства Норвегии XVIII-XIX вв. Она знаменита также богатейшим собранием (несколько залов) работ Эдварда Мунка. Бергенский музей уступает в этом плане, наверно, только Музею Мунка в Осло. Но на момент нашей поездки как раз проходила выставка Мунка в Москве. Музей в Осло опустел, идти туда не имело смысла. Постарались увидеть хотя бы то, что осталось в Бергене.
С самого начала мы планировали ограничиться коллекцией Расмуса Майера (KODE-3), включающей в себя образцы искусства Норвегии XVIII-XIX вв. Она знаменита также богатейшим собранием (несколько залов) работ Эдварда Мунка. Бергенский музей уступает в этом плане, наверно, только Музею Мунка в Осло. Но на момент нашей поездки как раз проходила выставка Мунка в Москве. Музей в Осло опустел, идти туда не имело смысла. Постарались увидеть хотя бы то, что осталось в Бергене.