IMG_3327.JPG
В заключении, наверно, стоит сказать о своем впечатлении и решить, стоит ли это двухчасовое путешествие уплаченных за него денег. Готовясь к поездке, мы прочитали много положительных и прямо восторженных отзывов о Фломской железной дороге. Насколько я припоминаю, среди них не было ни одного отрицательного. Это, конечно, о чем-то говорит. Но все-таки тем, кто отправляется в поездку ради прекрасных пейзажей, надо знать о некоторых деталях, о которых обычно умалчивают. 1) Довольно значительную часть времени поезд идет под землей. На трассе насчитывается около 20 тоннелей, и некоторые из них имеют приличную длину. 2) Самые прекрасные пейзажи открываются с мостов, но снять их трудно из-за плотных ограждений; 3) Из-за необходимости пропустить встречный поезд вас ждет на обратном пути продолжительная стоянка (больше 15 мин) далеко не в самом живописном месте. Вообще, само представление о том, что долина Фломсдален "исключительное по своей красоте место" сформировалось, мне кажется, у тех, кто путешествует на автобусе. Автотуристы могут, наверно, с этим поспорить. Да, Фломсдален прекрасна, но ничего исключительного в ней нет. Есть много других мест, столь же прекрасных. Норвегия она везде такая. Все сказанное это как-бы информация со знаком "минус". Но есть в Фломсдалене один огромный "плюс", который, возможно, перевешивает все эти минусы. Я имею в виду Кьёсфоссен. Да, этот водопад произвел на нас впечатление! И все другие водопады, которые мы увидели после, этого впечатления не заслонили. Он действительно грандиозен, великолепен и, наверно, уникален. Но стоит ли это зрелище 4500 р? Мое мнение такое: разочароваться вы точно не разочаруетесь, но если вы путешествуете на машине и сами себе хозяева, если у вас дефицит времени и не очень много свободных денег, Фломской ж/д можно спокойно пожертвовать. Ничего такого исключительного в смысле пейзажей, из ряда вон выходящего вас здесь не ждет.
Фломская железная дорога — один из известных туристических брендов Норвегии. На специализированных сайтах и в фотоотчетах, выложенных туристами, ее называют самым красивым в мире железнодорожным маршрутом. Пишут также об огромных затруднениях, с которыми столкнулись строители (из-за чего сооружение дороги растянулось на долгие 15 лет, с 1924 по 1939 гг., еще 5 лет ушло на ее обустройство). Впрочем, все вложенные средства давно окупились. Ведь каждый год поездку по Фломской железной дороге совершает порядка 600 тыс. чел. Тяга к красоте так велика, что никого не смущает высокая (я бы даже сказал, чрезмерно высокая) цена билетов.