Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 24 января 5:28
Фотоальбом

По Норвегии на авто: дорога до Тролльстигена

Redmi Note 6 Pro
19 20
Норвегия Июнь 2019

Когда-нибудь к этому приходишь — осознаешь, что наступило время отправиться Норвегию. Просто надо и все. А иначе никак нельзя. Мы эту властную потребность ощутили осенью 2018 г. И сразу стали наводить справки. Различных предложений по Норвегии оказалось море. Однако цены на сайтах туроператоров нас слегка смутили. На первый взгляд, стоимость девятидневного автобусного тура кажется вполне приемлемой — порядка 670 е на одного человека (с одноразовым питанием). Но когда начинаешь вникать в детали, плюсуешь к этому визы, авиабилеты, трансфер из аэропорта, оплату паромов и дополнительных экскурсий, а также питание (одним завтраком сыт не будешь), то сумма сильно выходит за 3000 е. Был другой вариант более бюджетный — на автобусе из Петербурга. Без авиаперелета, но зато с поездкой через Финляндию и Швецию. В результате из 9 дней собственно на Норвегию оставались неполные 5. Мы этот вариант тоже отвергли, поскольку и в Швеции, и в Финляндии уже были и вновь мешать их с Норвегией показалось нецелесообразным. Да и сроки выездов нас не устраивали.

Так и созрели до идеи самостоятельной поездки. Даже при грубом подсчете видно было, что бюджет может быть уменьшен за счет авиабилетов (туроператор предлагал два билета за 700 е, а мы, озаботившись этим вопросом сильно заранее, могли бы уложиться в 480), гостиниц и т. п. Одно время рассматривалась возможность путешествия на общественном транспорте: поездах, электричках, автобусах, паромах. Наверно, это достаточно бюджетно. Но когда представили все, что за этим последует: бронирования билетов, согласование расписаний, поиски остановок, перебежки с чемоданами при стыковках, необходимость что-то объяснять и выслушивать и пр. и пр., то отбросили и этот вариант. Насколько проще сойти с самолета, взять в аэропорту машину, погрузить в багажник чемоданы, забить в навигатор координаты всех достопримечательностей и дальше только ехать и ехать вперед, наслаждаясь страной и не думая ни о каких технических деталях. Потом сдать машину в аэропорту, сесть на самолет и вернутся домой.

Конечно, машина — дополнительные расходы И это «минус». Однако, они оказались не очень обременительными. Аренда автомобиля на 9 дней обошлась нам в 26 тыс. рублей. Плюс бензин на пробег в две с небольшим тысячи км. Зато все остальное — это сплошные «плюсы». И самые важные из них — мобильность и независимость. Теперь, когда все позади, я могу сказать без малейшего колебания: это было правильное и абсолютно адекватное решение. Тем, что описываемое путешествие произвело на нас такое неизгладимое впечатление, мы обязаны именно автомобилю. Есть страны, которые можно осматривать на экскурсионном автобусе (если от одной «достопримечательности» до другой 300 км, какой смысл ехать самому, раз везет шофер?). Но есть другие страны, по которым надо путешествовать только самостоятельно и только на автомобиле. Потому что здесь достопримечательностью является вся страна с ее сумасшедшими ландшафтами. А ландшафт этот может открыться вам совершенно неожиданно, за любым поворотом. Сколько великолепных видов могли бы мы безвозвратно пропустить, если бы совершали переезды на экскурсионном автобусе или на общественном транспорте! Сколько раз мы останавливались в тех местах, которые не планировали, выбегали из машины и фотографировали, фотографировали до самозабвения… У нас не было ни одного формального переезда из пункта, А в пункт В с тупой целью просто доехать до него. Мы наслаждались буквально каждым километром и каждой минутой. Может быть, поэтому это путешествие и показалось нам таким неисчерпаемым и таким масштабным.

Что касается маршрута, то он как раз ничем экстраординарным не отличался. Мы ехали в Норвегию в первый раз (одно короткое посещение Осло в 2016 г. — не в счет) и поэтому должны были увидеть самые топовые достопримечательности, те, что у всех на слуху. Если мы когда-нибудь соберемся туда во второй раз, будем оригинальнее и выберем что-нибудь более экзотическое.

АЭРОПОРТ ГАРДЕРМУЭН. ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА. При планировании маршрута  дневные пробеги рассчитывались так, чтобы, по возможности, они не превышали 200 км. Среднюю скорость движения ставили небольшую, резервируя время для незапланированных остановок. Это оказалось правильным, так как нужда в таких остановках для красивых фото возникала постоянно. Но не обошлось и без исключений. Так в первый день нам предстояло проехать 345 км - расстояние от аэропорта Гардермуэн до места первой ночевки в деревне Лесяског. Наш самолет прибывал в 12.10. по местному времени. В 13.30.  предполагали уже отправиться в путь. Но в действительности, как обычно, все пошло медленнее, чем ожидалось. Очень долго проходили паспортный контроль. Выстояли очередь в обмненник, поменяли  евро на кроны (сразу всю сумму, чтобы больше этим не заморачиваться). Потом вышла задержка с машиной. Забронировали мы ее еще в феврале, то есть за четыре месяца. Для нас приготовили «тойоту аурис». Все оформили, получили ключи, пошли садиться. Неожиданно выяснилось, что у машины автоматическая коробка передач (хотя в договоре оговаривалась механика).  Вернулись в  офис. Когда нашу претензию приняли, возникла заминка. Машин с механической коробкой в наличии не оказалось. Наконец отыскали где-то «хендай i-30», переоформили договор на него. В результате всех этих перетрубаций выехали на два часа позже запланированного. Программу первого дня пришлось менять на ходу. Остановку в Рингебу для осмотра древней  ставкирки (деревянной церкви, построенной в первой четверти  XIII в.) пришлось отменить. Жаль, конечно, но ничего не поделаешь. Хотя езда в темноте нам не грозила (в июне - белые ночи, после захода солнца до утра стоят сумерки, хоть книжку читай), все равно задерживаться не хотелось. В подтверждении бронирования время заезда ограничивалось 22 часами. На что можно рассчитывать после этого крайнего срока, оставалось неясным.
АЭРОПОРТ ГАРДЕРМУЭН. ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА. При планировании маршрута дневные пробеги рассчитывались так, чтобы, по возможности, они не превышали 200 км. Среднюю скорость движения ставили небольшую, резервируя время для незапланированных остановок. Это оказалось правильным, так как нужда в таких остановках для красивых фото возникала постоянно. Но не обошлось и без исключений. Так в первый день нам предстояло проехать 345 км - расстояние от аэропорта Гардермуэн до места первой ночевки в деревне Лесяског. Наш самолет прибывал в 12.10. по местному времени. В 13.30. предполагали уже отправиться в путь. Но в действительности, как обычно, все пошло медленнее, чем ожидалось. Очень долго проходили паспортный контроль. Выстояли очередь в обмненник, поменяли евро на кроны (сразу всю сумму, чтобы больше этим не заморачиваться). Потом вышла задержка с машиной. Забронировали мы ее еще в феврале, то есть за четыре месяца. Для нас приготовили «тойоту аурис». Все оформили, получили ключи, пошли садиться. Неожиданно выяснилось, что у машины автоматическая коробка передач (хотя в договоре оговаривалась механика). Вернулись в офис. Когда нашу претензию приняли, возникла заминка. Машин с механической коробкой в наличии не оказалось. Наконец отыскали где-то «хендай i-30», переоформили договор на него. В результате всех этих перетрубаций выехали на два часа позже запланированного. Программу первого дня пришлось менять на ходу. Остановку в Рингебу для осмотра древней ставкирки (деревянной церкви, построенной в первой четверти XIII в.) пришлось отменить. Жаль, конечно, но ничего не поделаешь. Хотя езда в темноте нам не грозила (в июне - белые ночи, после захода солнца до утра стоят сумерки, хоть книжку читай), все равно задерживаться не хотелось. В подтверждении бронирования время заезда ограничивалось 22 часами. На что можно рассчитывать после этого крайнего срока, оставалось неясным.
Итак, нам надо было двигаться, по возможности, быстро. Но разве можно по Норвегии просто ехать? Конечно, мы не выдержали и около 18.30. остановились на зеленой стоянке возле озера Мьёса. Здесь и прошла наша первая фотосессия.
Итак, нам надо было двигаться, по возможности, быстро. Но разве можно по Норвегии просто ехать? Конечно, мы не выдержали и около 18.30. остановились на зеленой стоянке возле озера Мьёса. Здесь и прошла наша первая фотосессия.
Зеленые стоянки в Норвегии - это "отдельная песня". Дело даже не в том, что все они прекрасно оборудованы для отдыха. Каждая стоянка имеет свою"фишку". Это либо вид на озеро, либо горный пейзаж, или фьорд, или водопад. Короче, если тормозите на зеленой стоянке, хорошие фото вам почти всегда обеспечены. Мы это скоро поняли, и когда время позволяло, старались не пропускать ни одной.
Зеленые стоянки в Норвегии - это "отдельная песня". Дело даже не в том, что все они прекрасно оборудованы для отдыха. Каждая стоянка имеет свою"фишку". Это либо вид на озеро, либо горный пейзаж, или фьорд, или водопад. Короче, если тормозите на зеленой стоянке, хорошие фото вам почти всегда обеспечены. Мы это скоро поняли, и когда время позволяло, старались не пропускать ни одной.
Мьёса - это крупнейшее озеро Норвегии. Длина его 117 км, а ширина в некоторых местах достигает 15. Правда, мы таких широких мест не наблюдали. Наверное, не там ехали.
Мьёса - это крупнейшее озеро Норвегии. Длина его 117 км, а ширина в некоторых местах достигает 15. Правда, мы таких широких мест не наблюдали. Наверное, не там ехали.
На противоположном берегу озера видна центральная часть Лиллехамера, административного центра фюлька Иннландет - одной из 11 губерний, на которые делится Норвегия. У нас Лиллехамер известен благодаря зимней Олимпиаде 1994 г. Осматривать город мы не планировали, хотя здесь есть интересные достопримечательности.
На противоположном берегу озера видна центральная часть Лиллехамера, административного центра фюлька Иннландет - одной из 11 губерний, на которые делится Норвегия. У нас Лиллехамер известен благодаря зимней Олимпиаде 1994 г. Осматривать город мы не планировали, хотя здесь есть интересные достопримечательности.
Нас больше влекла местная природа.
Нас больше влекла местная природа.
Со стоянки виден шпиль Вингромской кирхи, 1908 г. постройки.
Со стоянки виден шпиль Вингромской кирхи, 1908 г. постройки.
Норвегия, как известно, страна гор. Но пока до настоящих гор мы еще недоехали. Так, холмы.
Норвегия, как известно, страна гор. Но пока до настоящих гор мы еще недоехали. Так, холмы.
Фотосессия окончена. Едем дальше.
Фотосессия окончена. Едем дальше.
Следующая наша остановка - магазин Rema 1000 на окраине Лиллехамера. Во время этой поездки пришлось отказаться от кафе и ресторанов (поход в ресторан за всю поездку планировался только один для знакомства с норвежской кухней). Поначалу, когда смотришь на местные цены, берет легкая оторопь. Даже мелькает мысль: "Как они, бедные, здесь выживают?" Потом, когда узнаешь, что средняя зарплата рядового норвежца составляет в месяц порядка 46 тыс. крон (370 тыс. на наши деньги), мысли принимают другое направление: "Как выжить в этой стране простому русскому путешественнику?" Ответ на него, к счастью, хорошо известен: надо пользоваться сетями дешевых супермаркетов. Rema 1000 - как раз одна из них. Магазины этой сети есть почти в каждом городе (здесь любят отовариваться местные негры). Мы закупались обычно сразу на два-три дня. Брали то, что легко и быстро готовится (сухие каши, сыр, джем, хлеб, яйца, йогурты, фрукты и т.п.). Воду в Норвегии, к счастью, покупать не надо, поскольку здесь повсеместно очень хорошее качество водопроводной воды. Цены в Rema по российским меркам все-таки высоковаты. У нас продукты подобного качества дешевле. Но все познается в сравнении.
Следующая наша остановка - магазин Rema 1000 на окраине Лиллехамера. Во время этой поездки пришлось отказаться от кафе и ресторанов (поход в ресторан за всю поездку планировался только один для знакомства с норвежской кухней). Поначалу, когда смотришь на местные цены, берет легкая оторопь. Даже мелькает мысль: "Как они, бедные, здесь выживают?" Потом, когда узнаешь, что средняя зарплата рядового норвежца составляет в месяц порядка 46 тыс. крон (370 тыс. на наши деньги), мысли принимают другое направление: "Как выжить в этой стране простому русскому путешественнику?" Ответ на него, к счастью, хорошо известен: надо пользоваться сетями дешевых супермаркетов. Rema 1000 - как раз одна из них. Магазины этой сети есть почти в каждом городе (здесь любят отовариваться местные негры). Мы закупались обычно сразу на два-три дня. Брали то, что легко и быстро готовится (сухие каши, сыр, джем, хлеб, яйца, йогурты, фрукты и т.п.). Воду в Норвегии, к счастью, покупать не надо, поскольку здесь повсеместно очень хорошее качество водопроводной воды. Цены в Rema по российским меркам все-таки высоковаты. У нас продукты подобного качества дешевле. Но все познается в сравнении.
Около 20.30 сделали еще одну остановку на берегу реки Лаген, вдоль которой проложено шоссе.
Около 20.30 сделали еще одну остановку на берегу реки Лаген, вдоль которой проложено шоссе.
 Логен - третья по длине река в Норвегии, хотя далеко не самая многоводная.
Логен - третья по длине река в Норвегии, хотя далеко не самая многоводная.
Типичный пейзаж норвежского предгорья. Особенно восхищают прекрасные луга с изумрудной травой. Выглядят они как газоны. И действительно, по лугам ходят огромные тракторы. Они методично подстригают траву. И так по всей стране.
Типичный пейзаж норвежского предгорья. Особенно восхищают прекрасные луга с изумрудной травой. Выглядят они как газоны. И действительно, по лугам ходят огромные тракторы. Они методично подстригают траву. И так по всей стране.
Наконец, уже в одиннадцатом часу вечера, добрались до места первой ночевки - Lesjaskogvatnet Camping. Наши опасения, что после 22.00. мы найдем здесь только закрытые двери, к счастью, не оправдались. Дежурный - пожилой немец - оказался на месте. (Мы вообще обратили внимание, что во многих кемпингах в Норвегии работали пожилые немцы, наверно, из бывшего ГДР; по-английски они говорили не лучше нашего; зато иногда что-то выдавали на ломаном русском). Получили ключи и отправились устраиваться.
Наконец, уже в одиннадцатом часу вечера, добрались до места первой ночевки - Lesjaskogvatnet Camping. Наши опасения, что после 22.00. мы найдем здесь только закрытые двери, к счастью, не оправдались. Дежурный - пожилой немец - оказался на месте. (Мы вообще обратили внимание, что во многих кемпингах в Норвегии работали пожилые немцы, наверно, из бывшего ГДР; по-английски они говорили не лучше нашего; зато иногда что-то выдавали на ломаном русском). Получили ключи и отправились устраиваться.
Наш домик. Снаружи, вроде, ничего...
Наш домик. Снаружи, вроде, ничего...
Да и внутри - сойдет.
Да и внутри - сойдет.
Во время этого путешествия мы сильно снизили планку привычного гостиничного комфорта. Ночь в номере со своим санузлом в Норвегии обойдется в очень круглую сумму. Но ради удовольствия проехаться по стране можно немного потерпеть и сильно сэкономить на жилье. Правда озаботиться этим надо заранее.  Дешевые гостевые домики в многочисленных кемпингах разлетаются как горячие пирожки. Мы начали бронировать в ноябре (то есть за полгода) и уже многое было занято. Обстановка в таких домиках самая спартанская. Никаких излишеств. А стоят они часто как номера в российских четырехзвездочных отелях. Например, вот этот обошелся нам в 460 крон (3600 руб.). Но в эту стоимость входит далеко не все. Например, если хочешь получить постельное белье и полотенца - доплачивай еще 140 крон (1100 руб). А если хочешь принять горячий душ в общей душевой - брось в автомат монетку в 10 крон. Тогда в течение 5 минут поступает горячая вода. Потом операцию надо повторить. Впрочем, спать без постельного белья (или возить свое), а также умываться холодной водой никому не возбраняется. Уборка тоже не входит в стоимость. Каждый турист, уезжая, должен прибраться за собой: вымыть посуду, подмести и помыть пол, протереть пыль (ведро, тряпка, швабра всегда присутствуют). Поленился, не сделал - оплачивай из своего кармана работу техперсонала. .
Во время этого путешествия мы сильно снизили планку привычного гостиничного комфорта. Ночь в номере со своим санузлом в Норвегии обойдется в очень круглую сумму. Но ради удовольствия проехаться по стране можно немного потерпеть и сильно сэкономить на жилье. Правда озаботиться этим надо заранее. Дешевые гостевые домики в многочисленных кемпингах разлетаются как горячие пирожки. Мы начали бронировать в ноябре (то есть за полгода) и уже многое было занято. Обстановка в таких домиках самая спартанская. Никаких излишеств. А стоят они часто как номера в российских четырехзвездочных отелях. Например, вот этот обошелся нам в 460 крон (3600 руб.). Но в эту стоимость входит далеко не все. Например, если хочешь получить постельное белье и полотенца - доплачивай еще 140 крон (1100 руб). А если хочешь принять горячий душ в общей душевой - брось в автомат монетку в 10 крон. Тогда в течение 5 минут поступает горячая вода. Потом операцию надо повторить. Впрочем, спать без постельного белья (или возить свое), а также умываться холодной водой никому не возбраняется. Уборка тоже не входит в стоимость. Каждый турист, уезжая, должен прибраться за собой: вымыть посуду, подмести и помыть пол, протереть пыль (ведро, тряпка, швабра всегда присутствуют). Поленился, не сделал - оплачивай из своего кармана работу техперсонала. .
Зато в этих домиках есть все, что необходимо для приготовления (или разогревания) еды.
Утро второго дня путешествия, в отличие от предыдущего, выдалось пасмурное и прохладное. Хорошо, что без дождя. На горизонте появились горы. Или, скорее, предгория Ромсдальсеггенского хребта. Их называют еще Ромсдальскими Альпами.
Утро второго дня путешествия, в отличие от предыдущего, выдалось пасмурное и прохладное. Хорошо, что без дождя. На горизонте появились горы. Или, скорее, предгория Ромсдальсеггенского хребта. Их называют еще Ромсдальскими Альпами.
Теперь горы постоянно будут с нами.
Теперь горы постоянно будут с нами.
Программа на сегодня - напряженная. Во второй половине дня у нас Олесунн. Но прежде предстоит миновать знаменитую "тропу троллей" - Тролльстиген. Поэтому едем по возможности без задержек. Красивые виды снимаем на ходу сквозь стекло.
Программа на сегодня - напряженная. Во второй половине дня у нас Олесунн. Но прежде предстоит миновать знаменитую "тропу троллей" - Тролльстиген. Поэтому едем по возможности без задержек. Красивые виды снимаем на ходу сквозь стекло.
Короткая остановка на берегу реки Рёума.
Короткая остановка на берегу реки Рёума.
Речка небольшая, но очень живописная.
Речка небольшая, но очень живописная.
Пока гуляем, наш "хендай" отдыхает.
Пока гуляем, наш "хендай" отдыхает.
Едем дальше вдоль реки.
Едем дальше вдоль реки.
Горы становятся все выше.
Горы становятся все выше.
Между горами тянутся живописные долины.
Между горами тянутся живописные долины.
 Короткая остановка в живописном месте рядом с Корской кирхой  в деревне Марштайн в центральной части долины Ромсдален. На этом месте она находится с 1901 года.
Короткая остановка в живописном месте рядом с Корской кирхой в деревне Марштайн в центральной части долины Ромсдален. На этом месте она находится с 1901 года.
Вокруг величественные горы.
Вокруг величественные горы.
Свернули с трассы Е-136 на узкую Fv63, которая ведет к Тролльстигену. Эта дорога функционирует только в летние месяцы. Только тогда и можно проехать "тропой троллей".
Свернули с трассы Е-136 на узкую Fv63, которая ведет к Тролльстигену. Эта дорога функционирует только в летние месяцы. Только тогда и можно проехать "тропой троллей".
Soggebru Camping на берегу Рёумы. Здесь останавливаются поклонники горного треккинга. Вблизи пролегает много туристических троп разной сложности. И каждый маршрут обещает "потрясающие виды". Охотно верим. К сожалению, все это не для нас. Едем дальше.  Впереди нас ждет Тролльстиген.
Soggebru Camping на берегу Рёумы. Здесь останавливаются поклонники горного треккинга. Вблизи пролегает много туристических троп разной сложности. И каждый маршрут обещает "потрясающие виды". Охотно верим. К сожалению, все это не для нас. Едем дальше. Впереди нас ждет Тролльстиген.
Комментарии к альбому