Турист Константин (vladkonst)
Константин
был вчера 19:35
Фотоальбом

Свято-Троицкая Сергиева лавра

О Троице-Сергиевой лавре знают все. Место это освящено и прославлено трудами преподобного Сергия Радонежского, которого глубоко почитают во всем православном мире. Тысячи верующих ежедневно съезжаются в монастырь, чтобы поклониться его гробу. Не меньше, а, может быть, и больше прибывает сюда туристов. Едут полюбоваться прекрасными памятниками архитектуры и воистину бесценными произведениями искусства, собранными в Ризнице. А заодно вспомнить многие события русской истории, неразрывно связанные с этим местом. Вот и мы в один из майских праздников выбрались-таки в Сергиев Посад. Давно уже было пора. Но лучше поздно, чем никогда.

Оставили машину на стоянке и первым делом отправляемся на Блинную гору. Лучший вид, как известно, открывается отсюда. Хорошо видна долина речки Кончуры, рестораны и гостиницы в центре Сергиева Посада и, конечно,  сама лавра.
Оставили машину на стоянке и первым делом отправляемся на Блинную гору. Лучший вид, как известно, открывается отсюда. Хорошо видна долина речки Кончуры, рестораны и гостиницы в центре Сергиева Посада и, конечно, сама лавра.
 Можно схватить  одним взглядом сразу весь ансамбль. Потом его воспринимаешь уже только по частям. Над кромкой стен возвышается верхний этаж трапезной с церковью преподобного Сергия. Над ней возносится колокольня. Справа от нее - главы Успенского собора, а еще правее - две башни: Пятницкая и Красная. Свою лепту в общую картину вносят две церкви Пятницкого подворья, расположенные на Подоле за стенами, и изящная Надкладезная часовня. Но самый древний собор монастыря - Троицкий - отсюда не виден. Лишь часть его главы выступает над крышей трапезной.
Можно схватить одним взглядом сразу весь ансамбль. Потом его воспринимаешь уже только по частям. Над кромкой стен возвышается верхний этаж трапезной с церковью преподобного Сергия. Над ней возносится колокольня. Справа от нее - главы Успенского собора, а еще правее - две башни: Пятницкая и Красная. Свою лепту в общую картину вносят две церкви Пятницкого подворья, расположенные на Подоле за стенами, и изящная Надкладезная часовня. Но самый древний собор монастыря - Троицкий - отсюда не виден. Лишь часть его главы выступает над крышей трапезной.
Здесь же на Блинной горе установлен интересный памятник преподобному Сергию Радонежскому. Он напоминает о сравнительно недавно отмеченном юбилее - 700-летии со дня рождения святого.
Здесь же на Блинной горе установлен интересный памятник преподобному Сергию Радонежскому. Он напоминает о сравнительно недавно отмеченном юбилее - 700-летии со дня рождения святого.
Спускаемся с горки и идем к лавре. Переходим Кончуру. За мостом - Надкладезная часовня у Подола (конец XVII в.).  Красивая и изящная постройка. Ее крыша покрыта лемехом. И еще у нее чередующиеся резные наличники.
Спускаемся с горки и идем к лавре. Переходим Кончуру. За мостом - Надкладезная часовня у Подола (конец XVII в.). Красивая и изящная постройка. Ее крыша покрыта лемехом. И еще у нее чередующиеся резные наличники.
На Красногорской площади перед лаврой.  Перед нами - Красная воротна башня.  Каменные стены и башни были возведены вокруг Троице-Сергиева монастыря в 1540-1550 годах. Датский посланник  писал в 1575 г.: "Сей монастырь велик, с башнями и валами и каменной стеной обнесен: по всей России самый знатнейший".
На Красногорской площади перед лаврой. Перед нами - Красная воротна башня. Каменные стены и башни были возведены вокруг Троице-Сергиева монастыря в 1540-1550 годах. Датский посланник писал в 1575 г.: "Сей монастырь велик, с башнями и валами и каменной стеной обнесен: по всей России самый знатнейший".
Стены и своды, идущие от Красной башни к надвратной Предтеченской церкви,  в начале XIX в. были расписаны. Сюжеты несколько раз менялись. В настоящее время это живописные изображения сцен из жития преподобного Сергия Радонежского.
Стены и своды, идущие от Красной башни к надвратной Предтеченской церкви, в начале XIX в. были расписаны. Сюжеты несколько раз менялись. В настоящее время это живописные изображения сцен из жития преподобного Сергия Радонежского.
Эта картина - о самом начале его монашеских подвигов. В ту пору, когда Сергий жил один в лесу к его  келии являлись стаи голодных волков, иногда приходил медведь. С ним отшельник из жалости делился своей скудной пищей.
Эта картина - о самом начале его монашеских подвигов. В ту пору, когда Сергий жил один в лесу к его келии являлись стаи голодных волков, иногда приходил медведь. С ним отшельник из жалости делился своей скудной пищей.
Епифаний в своем «Житии» приводит несколько примеров исключительного терпения и смирения преподобного Сергия. Однажды в обители случился голод. Сергий, у которого не осталось ни куска хлеба, терпел три дня и, наконец, решил наняться в работу к одному монаху, который задумал пристроить сени к своей келии. Тот уже приготовил все необходимое для работы и ждал только крестьян из ближайшей деревни. Когда Сергий предложил свою помощь, монах поначалу отказался, опасаясь слишком высокой платы за работу, но преподобный отвечал, что ему довольно будет лишь нескольких кусков старого заплесневелого хлеба. Тогда инок вынес решето с подгнившим хлебом и предложил его Сергию. «Не сделав работы, я не беру платы», - отвечал преподобный. С рвением он принялся за дело и к вечеру закончил сени. Лишь на заходе солнца он принял хлеб и, помолившись, съел его.
Епифаний в своем «Житии» приводит несколько примеров исключительного терпения и смирения преподобного Сергия. Однажды в обители случился голод. Сергий, у которого не осталось ни куска хлеба, терпел три дня и, наконец, решил наняться в работу к одному монаху, который задумал пристроить сени к своей келии. Тот уже приготовил все необходимое для работы и ждал только крестьян из ближайшей деревни. Когда Сергий предложил свою помощь, монах поначалу отказался, опасаясь слишком высокой платы за работу, но преподобный отвечал, что ему довольно будет лишь нескольких кусков старого заплесневелого хлеба. Тогда инок вынес решето с подгнившим хлебом и предложил его Сергию. «Не сделав работы, я не беру платы», - отвечал преподобный. С рвением он принялся за дело и к вечеру закончил сени. Лишь на заходе солнца он принял хлеб и, помолившись, съел его.
Однажды святой Сергий служил литургию вместе со Стефаном, своим родным братом, и Феодором, своим родственником. В церкви за литургией молился Исаакий молчальник. Он увидел в алтаре в светлом облаке четвертого священнослужителя – чудного обликом мужа, удивительного и таинственного, сияющего необычайным светом, в блистающих ризах. Исаакий спросил стоявшего рядом с ним отца Макария: "Что это за чудное видение, отче? Кто этот чудный муж, которого мы видим?" Макарий ответил: "Не знаю, чадо".  Иноки спросили человека из свиты князя, есть ли среди них священнослужитель, на что тот ответил отрицательно. Тогда иноки воистину уразумели, что святому Сергию сослужил Ангел Божий.
Однажды святой Сергий служил литургию вместе со Стефаном, своим родным братом, и Феодором, своим родственником. В церкви за литургией молился Исаакий молчальник. Он увидел в алтаре в светлом облаке четвертого священнослужителя – чудного обликом мужа, удивительного и таинственного, сияющего необычайным светом, в блистающих ризах. Исаакий спросил стоявшего рядом с ним отца Макария: "Что это за чудное видение, отче? Кто этот чудный муж, которого мы видим?" Макарий ответил: "Не знаю, чадо". Иноки спросили человека из свиты князя, есть ли среди них священнослужитель, на что тот ответил отрицательно. Тогда иноки воистину уразумели, что святому Сергию сослужил Ангел Божий.
По пути к войску накануне Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович посчитал своим долгом посетить Троицкую обитель  и принять  напутствие от Сергия. Осеняя колепопреклоненного князя крестом, Сергий с воодушевлением произнес: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» А затем, понизив голос, сказал тихо одному Дмитрию: «Победишь врагов твоих! Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!»
По пути к войску накануне Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович посчитал своим долгом посетить Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия. Осеняя колепопреклоненного князя крестом, Сергий с воодушевлением произнес: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» А затем, понизив голос, сказал тихо одному Дмитрию: «Победишь врагов твоих! Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!»
Дворик за Красной башней. Отсюда открывается интересный вид на надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи. Над вратами - сюжет Троицы: явление трех ангелов Аврааму.
Дворик за Красной башней. Отсюда открывается интересный вид на надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи. Над вратами - сюжет Троицы: явление трех ангелов Аврааму.
Минуем ворота и оборачиваемся. Перед нами надвратная церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699).
Минуем ворота и оборачиваемся. Перед нами надвратная церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699).
Церковь была выстроена на средства купцов Строгановых и при помощи их мастеров. Ее архитектура имеет переклички со своеобразными, богато украшенными храмами Строгановых, сооруженными ими в Сольвычегодске.
Церковь была выстроена на средства купцов Строгановых и при помощи их мастеров. Ее архитектура имеет переклички со своеобразными, богато украшенными храмами Строгановых, сооруженными ими в Сольвычегодске.
За воротами справа - Успенский собор. Решение о его возведении было принято  после постройки новых крепостных стен, когда территория монастыря значительно расширилась. Строительство продолжалось четверть века - с 1559 по 1585 г.
За воротами справа - Успенский собор. Решение о его возведении было принято после постройки новых крепостных стен, когда территория монастыря значительно расширилась. Строительство продолжалось четверть века - с 1559 по 1585 г.
Ансамбль монастыря после этого обрел новую доминанту. Успенский собор торжественно возвысил могучие купола над прочими сооружениями.
Ансамбль монастыря после этого обрел новую доминанту. Успенский собор торжественно возвысил могучие купола над прочими сооружениями.
Напротив Успенского  собора -  церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (так называемая Трапезная церковь)	(1686-1692).
Напротив Успенского собора - церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (так называемая Трапезная церковь) (1686-1692).
Монастырская трапезная (1686-1692). Это здание с яркими  стенами, украшенное кокошниками, большими колонами, расписанными виноградными лозами, наличниками с белокаменной резьбой, с изящными балясинами парапетов, - одно из самых красивых и приметных в монастыре.
Монастырская трапезная (1686-1692). Это здание с яркими стенами, украшенное кокошниками, большими колонами, расписанными виноградными лозами, наличниками с белокаменной резьбой, с изящными балясинами парапетов, - одно из самых красивых и приметных в монастыре.
С востока трапезная окружена открытой ходовой галереей-гульбищем.
С востока трапезная окружена открытой ходовой галереей-гульбищем.
Галерея удобное место для фотосессии. Главы церквей. На переднем плане - Михеевская церковь (1734), которая располагается у северо-западного входа в Трапезный храм. За ней - глава Троицкого собора, к которой примыкает главка  церкви Никона Радонежского.
Галерея удобное место для фотосессии. Главы церквей. На переднем плане - Михеевская церковь (1734), которая располагается у северо-западного входа в Трапезный храм. За ней - глава Троицкого собора, к которой примыкает главка церкви Никона Радонежского.
На заднем плане - Больничные палаты вместе с церковью Зосимы и Савватия (1635-1637).
На заднем плане - Больничные палаты вместе с церковью Зосимы и Савватия (1635-1637).
А мы входим в трапезный храм. Основу трапезной составляет грандиозный зал размером 15 на 31 метр.
А мы входим в трапезный храм. Основу трапезной составляет грандиозный зал размером 15 на 31 метр.
Трапезную украшает великолепный резной иконостас, перенесенный сюда из московской церкви Николы "Большой крест".
Трапезную украшает великолепный резной иконостас, перенесенный сюда из московской церкви Николы "Большой крест".
Царские врата.
Царские врата.
Выходим из трапезной на Соборную площадь, со всех сторон окруженную замечательными памятниками архитектуры. Колокольня (1740-1770). Считается, что, возвысившись над монастырем, она увенчала собой весь ансамбль из разновременных зданий, сложившийся к этому времени. Высота колокольни - 80 м. Искусствовед И. Э. Грабарь назвал ее одним из пленительных созданий русской архитектуры XVIII в.
Выходим из трапезной на Соборную площадь, со всех сторон окруженную замечательными памятниками архитектуры. Колокольня (1740-1770). Считается, что, возвысившись над монастырем, она увенчала собой весь ансамбль из разновременных зданий, сложившийся к этому времени. Высота колокольни - 80 м. Искусствовед И. Э. Грабарь назвал ее одним из пленительных созданий русской архитектуры XVIII в.
Надкладезная часовня (конец XVII в.). Очень нарядное здание, украшенное затейливыми наличниками, витыми и резными колоннами.
Надкладезная часовня (конец XVII в.). Очень нарядное здание, украшенное затейливыми наличниками, витыми и резными колоннами.
Два шатра: церковь Зосимы и Савватия и Каличья башня.
Два шатра: церковь Зосимы и Савватия и Каличья башня.
У стен Успенского собора усыпальница рода Годуновых. Ее поставили в 1782 г. над могилами царя Бориса Годунова, его жены Марии Григорьевны и их сына Федора. Тела перенесли в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в 1606 г. по воле Василия Шуйского. Также тут захоронены останки царевны Ксении (в монашестве Ольги), скончавшейся в 1622 г.
У стен Успенского собора усыпальница рода Годуновых. Ее поставили в 1782 г. над могилами царя Бориса Годунова, его жены Марии Григорьевны и их сына Федора. Тела перенесли в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в 1606 г. по воле Василия Шуйского. Также тут захоронены останки царевны Ксении (в монашестве Ольги), скончавшейся в 1622 г.
Церковь Святого Духа (1476). Она была построена артелью псковских мастеров. Духовская церковь относится к тому типу сооружений, в котором объединены функции храма и колокольни.
Церковь Святого Духа (1476). Она была построена артелью псковских мастеров. Духовская церковь относится к тому типу сооружений, в котором объединены функции храма и колокольни.
Церковь имела и военное назначение. В арочной звонницы была оборудован наблюдательный пункт. Именно отсюда осажденные следили за врагом в начале XVII в., когда монастырь был осажден польскими войсками.
Церковь имела и военное назначение. В арочной звонницы была оборудован наблюдательный пункт. Именно отсюда осажденные следили за врагом в начале XVII в., когда монастырь был осажден польскими войсками.
И наконец, самый древний монастырский храм - Троицкий собор. В 1408 г. монастырь был дотла сожжен татарами хана Едигея. Вернувшись после татарского погрома на родное пепелище, игумен Никон ревностно взялся за восстановление . На собранные средства, большую часть которых дал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, в 1412-1422 гг. строится каменный Троицкий собор.
И наконец, самый древний монастырский храм - Троицкий собор. В 1408 г. монастырь был дотла сожжен татарами хана Едигея. Вернувшись после татарского погрома на родное пепелище, игумен Никон ревностно взялся за восстановление . На собранные средства, большую часть которых дал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, в 1412-1422 гг. строится каменный Троицкий собор.
Троицкий собор (1422) и Никоновский придел (1548). Троицкий собор принадлежит к той группе памятников, в которых с большой полнотой проявили себя чисто московские архитектурные приемы. Никоновский придел был построен над гробом игумена Никона. За собором видны трехэтажные Митрополичьи покои (сер. XVIII в.). Они были предназначены для архимандрита монастыря. На заднем плане - шпиль Водяной башни.
Троицкий собор (1422) и Никоновский придел (1548). Троицкий собор принадлежит к той группе памятников, в которых с большой полнотой проявили себя чисто московские архитектурные приемы. Никоновский придел был построен над гробом игумена Никона. За собором видны трехэтажные Митрополичьи покои (сер. XVIII в.). Они были предназначены для архимандрита монастыря. На заднем плане - шпиль Водяной башни.
Здание ризницы (1782 г.). Здесь размещается музейная коллекция древнего русского искусства "Ризничное собрание художественных ценностей XIV-XIX вв." — одно из самых полных в нашей стране. В основе этой экспозиции лежит исторически сложившееся собрание Троице-Сергиевой лавры XIV- XIХ вв. Здесь веками накапливались и хранились редкие и уникальные памятники: иконы, рукописные и старопечатные книги, произведения лицевого и орнаментального шитья, изделия из золота и серебра. Они являлись вкладами и пожалованиями великих и удельных князей, русских царей и императоров.
Здание ризницы (1782 г.). Здесь размещается музейная коллекция древнего русского искусства "Ризничное собрание художественных ценностей XIV-XIX вв." — одно из самых полных в нашей стране. В основе этой экспозиции лежит исторически сложившееся собрание Троице-Сергиевой лавры XIV- XIХ вв. Здесь веками накапливались и хранились редкие и уникальные памятники: иконы, рукописные и старопечатные книги, произведения лицевого и орнаментального шитья, изделия из золота и серебра. Они являлись вкладами и пожалованиями великих и удельных князей, русских царей и императоров.
Проходим мимо Успенского собора к бывшим царским чертогам (кон. XVII в.). Они появились в монастыре, конечно, не случайно. Ведь цари во все времена регулярно посещали обитель Сергия и часто оставались здесь на ночь. С 1814 г. в здании чертогов разместилась Московская духовная академия.
Проходим мимо Успенского собора к бывшим царским чертогам (кон. XVII в.). Они появились в монастыре, конечно, не случайно. Ведь цари во все времена регулярно посещали обитель Сергия и часто оставались здесь на ночь. С 1814 г. в здании чертогов разместилась Московская духовная академия.
Стены чертогов красочно расписаны и украшены.
Стены чертогов красочно расписаны и украшены.
По левую руку (если стоять лицом к чертогам) - церковь в честь иконы Смоленской Божьей Матери (1745-1753) и церковь Зосимы и Савватия.
По левую руку (если стоять лицом к чертогам) - церковь в честь иконы Смоленской Божьей Матери (1745-1753) и церковь Зосимы и Савватия.
Вдали две башни - Плотничья и Каличья.
Вдали две башни - Плотничья и Каличья.
Осмотрели лавру изнутри. Теперь обойдем ее вокруг.  На Красногорской площади, напротив Красной башни - красивое здание в русском стиле с фигурной кирпичной кладкой, башенками и флюгерами. Это  новые торговые ряды (1903). В советские времена здесь располагался большой магазин "Березка". Сергив Посад (тогда Загорск) был открытым городом. Сюда постоянно приезжали экскурсионные автобусы с иностранцами.
Осмотрели лавру изнутри. Теперь обойдем ее вокруг. На Красногорской площади, напротив Красной башни - красивое здание в русском стиле с фигурной кирпичной кладкой, башенками и флюгерами. Это новые торговые ряды (1903). В советские времена здесь располагался большой магазин "Березка". Сергив Посад (тогда Загорск) был открытым городом. Сюда постоянно приезжали экскурсионные автобусы с иностранцами.
Выходим на минутку на проспект Красной Армии - главную улицу города.
Выходим на минутку на проспект Красной Армии - главную улицу города.
Рядом с лаврой - живописный Белый пруд.
Рядом с лаврой - живописный Белый пруд.
Здесь же на берегу Белого пруда располагается Конный двор (конец XVIII века), превращенный сейчас в крупный музейно-выставочный комплекс. Это сооружение  имеет мощные стены и просторный внутренний двор, по сторонам которого размещались хозяйственные службы (конюшни, каретные сараи и др.).
Здесь же на берегу Белого пруда располагается Конный двор (конец XVIII века), превращенный сейчас в крупный музейно-выставочный комплекс. Это сооружение имеет мощные стены и просторный внутренний двор, по сторонам которого размещались хозяйственные службы (конюшни, каретные сараи и др.).
И вновь возвращаемся к лавре. Самая северная башня монастыря - Уточья  (XVII в.). Есть легенда, что царь Петр I стрелял с этой башни уток, садившихся на расположенный рядом пруд. Хорошо видно, что мощные стены имеют три боевых яруса. Нижний состоит из казематов с бойницами, расположенными почти на уровне земли. Башни также имеют внутри по нескольку боевых ярусов.
И вновь возвращаемся к лавре. Самая северная башня монастыря - Уточья (XVII в.). Есть легенда, что царь Петр I стрелял с этой башни уток, садившихся на расположенный рядом пруд. Хорошо видно, что мощные стены имеют три боевых яруса. Нижний состоит из казематов с бойницами, расположенными почти на уровне земли. Башни также имеют внутри по нескольку боевых ярусов.
У стен монастыря - Паломническая слобода. На заднем плане возвышается колокольня и уже знакомые нам башни - Каличья и Плотничья.
У стен монастыря - Паломническая слобода. На заднем плане возвышается колокольня и уже знакомые нам башни - Каличья и Плотничья.
Идем на некотором удалении от лавры по улице Суворова.
Идем на некотором удалении от лавры по улице Суворова.
Улица Суворова переходит в Ильинскую. Теперь мы  к югу от лавры, где к стенам примыкает Пафнутьевский сад. Мосты перекинуты над Кончурой. На переднем плане - юго-западная Водяная башня. Красное здание - бывшие нижние торговые ряды, где теперь размещаются производственные мастерские лавры.
Улица Суворова переходит в Ильинскую. Теперь мы к югу от лавры, где к стенам примыкает Пафнутьевский сад. Мосты перекинуты над Кончурой. На переднем плане - юго-западная Водяная башня. Красное здание - бывшие нижние торговые ряды, где теперь размещаются производственные мастерские лавры.
Проходим по Ильинской улице мимо храма преподобного. Иоанна Лествичника (1896) при Московской духовной семинарии. До революции это был храм при больнично-богаделенном корпусе лавры.
Проходим по Ильинской улице мимо храма преподобного. Иоанна Лествичника (1896) при Московской духовной семинарии. До революции это был храм при больнично-богаделенном корпусе лавры.
В советское время в этих корпусах располагалась 3-я районная больница. В детстве я дважды лежал в ней и хорошо помню огромные (на десятки человек) палаты с высоченными потолками.
В советское время в этих корпусах располагалась 3-я районная больница. В детстве я дважды лежал в ней и хорошо помню огромные (на десятки человек) палаты с высоченными потолками.
Вид на лавру с юго-востока.
Вид на лавру с юго-востока.
Вновь выходим к проспекту Красной Армии. Пятницкая башня (1640), церковь Праскевы Пятницы и церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм на Подоле (1547, перестроена в 1740 г.). Пятницкая и Введенская церкви – древнейшие храмы в Сергиевом Посаде вне стен лавры. Они расположены на месте, которое в старину называлось «Подолом», месте многолюдном и оживленном, так как здесь проходил торговый путь из Москвы в Александрову слободу, и располагалась торговая площадь.
Вновь выходим к проспекту Красной Армии. Пятницкая башня (1640), церковь Праскевы Пятницы и церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм на Подоле (1547, перестроена в 1740 г.). Пятницкая и Введенская церкви – древнейшие храмы в Сергиевом Посаде вне стен лавры. Они расположены на месте, которое в старину называлось «Подолом», месте многолюдном и оживленном, так как здесь проходил торговый путь из Москвы в Александрову слободу, и располагалась торговая площадь.
Вернулись туда, откуда начиналось наше небольшое путешествие.
Вернулись туда, откуда начиналось наше небольшое путешествие.
Идем к стоянке.
Идем к стоянке.
Последнее фото на память.
Последнее фото на память.
Комментарии к альбому