Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 1 декабря 21:45
Фотоальбом

Рязанский кремль

Считается, что город, который носит со времен Екатерины II название Рязань, был основан в 1095 г., как одна из крепостей Рязанского княжества. Он возник на мысу при слиянии рек Лыбедь и Трубеж. Здесь было возведено укрепленное поселение, положившее начало городу Переяславлю Рязанскому. Старая («настоящая») Рязань была старше. Однако ее, как известно, до основания разрушил в 1237 г. Батый. В 1285 г. в Переяславль была перенесена кафедра рязанского архиепископа, а во второй половине XIV в. сюда же переносится столица Рязанского княжества. В 1521 г. последнее было присоединено к Московскому государству. Рязань перестала быть политическим центром, но оставалась центром религиозным. Все дошедшие до наших дней каменные постройки на территории Рязанского кремля либо имеют культовый характер, либо использовались для нужд церкви. Никаких военных сооружений (стен, башен) в Рязани не сохранилось.

Второй день в Рязани. Прямо с утра отправились осматривать кремль, который вчера видели только издалека. Сначала прошлись по валу. Вид на кремль со стороны Спасского монастыря.
Второй день в Рязани. Прямо с утра отправились осматривать кремль, который вчера видели только издалека. Сначала прошлись по валу. Вид на кремль со стороны Спасского монастыря.
На переднем плане - стены бывшего Спасского монастыря. За ними - гостиница знати. На заднем плане возвышаются главы дух соборов: Успенского (слева) и Спасо-Преображенского (справа).
На переднем плане - стены бывшего Спасского монастыря. За ними - гостиница знати. На заднем плане возвышаются главы дух соборов: Успенского (слева) и Спасо-Преображенского (справа).
Вид на кремль со смотровой площадки на высоком берегу Трубежа. Две главные доминанты кремля - Успенский собор и соборная колокольня. Кусочек Глебовского моста, по которому обычно входят в кремль все туристы.
Вид на кремль со смотровой площадки на высоком берегу Трубежа. Две главные доминанты кремля - Успенский собор и соборная колокольня. Кусочек Глебовского моста, по которому обычно входят в кремль все туристы.
Перед мостом проходим мимо храма Илии Пророка, который находится за пределами кремля.
Перед мостом проходим мимо храма Илии Пророка, который находится за пределами кремля.
Хотя кремлевские стены не сохранились (они были деревянные; из-за ветхости и ненадобности их разобрали еще в XVIII в.), до наших дней дошли ров и вал XVII в. Выглядят они достаточно внушительно. Особенно со стороны улицы Грибоедова.
Хотя кремлевские стены не сохранились (они были деревянные; из-за ветхости и ненадобности их разобрали еще в XVIII в.), до наших дней дошли ров и вал XVII в. Выглядят они достаточно внушительно. Особенно со стороны улицы Грибоедова.
С Глебовского моста  открывается лучший вид на соборную колокольню (1840), которая имеет славу одной из самых красивых в России, выполненных в стиле классицизма. Она четырехъярусная, высотой 83 м.
С Глебовского моста открывается лучший вид на соборную колокольню (1840), которая имеет славу одной из самых красивых в России, выполненных в стиле классицизма. Она четырехъярусная, высотой 83 м.
Минуем колокольню. И тогда во всей красе предстают перед нами главные храмы кремля. Слева (желтый) - Христорождественский собор. Прямо - Успенский собор. Справа за стеной видны купола и колокольня церкви Богоявления.
Минуем колокольню. И тогда во всей красе предстают перед нами главные храмы кремля. Слева (желтый) - Христорождественский собор. Прямо - Успенский собор. Справа за стеной видны купола и колокольня церкви Богоявления.
Успенский собор (1699) считается  самым значительным памятником архитектуры эпохи «нарышкинского» барокко. Уникальны также его размеры (площадь 1600 кв. м, при высоте 72 м). Для собора был изготовлен  резной семиярусный иконостас - один из самых больших в России. Увы, увидеть его мы не смогли, так как на первые майские собор еще закрыт (это летний храм).
Успенский собор (1699) считается самым значительным памятником архитектуры эпохи «нарышкинского» барокко. Уникальны также его размеры (площадь 1600 кв. м, при высоте 72 м). Для собора был изготовлен резной семиярусный иконостас - один из самых больших в России. Увы, увидеть его мы не смогли, так как на первые майские собор еще закрыт (это летний храм).
Успенский собор знаменит также прекрасной  резьбой по белому камню порталов и наличников окон.
Успенский собор знаменит также прекрасной резьбой по белому камню порталов и наличников окон.
Христорождественский собор (изначально - Успенский) считается первым каменным зданием на территории Рязанского кремля, и одним из самых древних из сохранившихся до наших дней зданий Рязанской области. Заложен он был в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским на территории своего двора. Правда, по внешнему виду этого не скажешь.  В начале XIX в. собор перестроили в стиле классицизма. Таким он и дошел до наших дней. А Христорождественским стал после постройки нового Успенского собора.
Христорождественский собор (изначально - Успенский) считается первым каменным зданием на территории Рязанского кремля, и одним из самых древних из сохранившихся до наших дней зданий Рязанской области. Заложен он был в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским на территории своего двора. Правда, по внешнему виду этого не скажешь. В начале XIX в. собор перестроили в стиле классицизма. Таким он и дошел до наших дней. А Христорождественским стал после постройки нового Успенского собора.
Западный фасад дворца Олега и Архангельский собор.
Западный фасад дворца Олега и Архангельский собор.
Здание, известное сейчас как дворец Олега, украшено барочным фронтоном и цветными наличниками.
Здание, известное сейчас как дворец Олега, украшено барочным фронтоном и цветными наличниками.
Минуем арку...
Минуем арку...
... и перед нами во всей своей красе открывается южный фасад дворца Олега. На самом деле к князю Олегу Ивановичу (втор. пол. XIV в.) данное здание не имеет никакого отношения. Это жилые палаты рязанских архиереев, построенные на том месте, где предположительно когда-то стоял терем Олега. Первые два этажа были возведены в сер. XVII в., а третий достроен в конце XVIII. Сейчас в этом здании располагается историческая экспозиция музея "От Руси к России". Из-за дефицита времени мы на нее не пошли.
... и перед нами во всей своей красе открывается южный фасад дворца Олега. На самом деле к князю Олегу Ивановичу (втор. пол. XIV в.) данное здание не имеет никакого отношения. Это жилые палаты рязанских архиереев, построенные на том месте, где предположительно когда-то стоял терем Олега. Первые два этажа были возведены в сер. XVII в., а третий достроен в конце XVIII. Сейчас в этом здании располагается историческая экспозиция музея "От Руси к России". Из-за дефицита времени мы на нее не пошли.
Торцом к "дворцу Олега" стоит еще одно красивое здание XVII в. - певческий корпус. Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения архиерейских служителей — эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома. В корпусе, особенно в приемной эконома, сохранились фрагменты прекрасной росписи стен.
Торцом к "дворцу Олега" стоит еще одно красивое здание XVII в. - певческий корпус. Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения архиерейских служителей — эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома. В корпусе, особенно в приемной эконома, сохранились фрагменты прекрасной росписи стен.
Вид на певческий корпус с галереи, соединяющей "дворец Олега" с Успенским собором. В этом корпусе размещается интересная этнографическая экспозиция музея "По обычаю дедову". Прочитали о ней очень хорошие отзывы в интернете и поэтому решили заглянуть.
Вид на певческий корпус с галереи, соединяющей "дворец Олега" с Успенским собором. В этом корпусе размещается интересная этнографическая экспозиция музея "По обычаю дедову". Прочитали о ней очень хорошие отзывы в интернете и поэтому решили заглянуть.
Экспозиция действительно оказалась запоминающейся. Здесь представлены интерьеры богатого дома допетровской эпохи. Манекены в костюмах того времени. Через сени попадаем прежде всего на женскую половину. Всю палату целиком снять не удалось. Фотографировали кусками. Фрагмент экспозиции "Смотрины невесты".
Экспозиция действительно оказалась запоминающейся. Здесь представлены интерьеры богатого дома допетровской эпохи. Манекены в костюмах того времени. Через сени попадаем прежде всего на женскую половину. Всю палату целиком снять не удалось. Фотографировали кусками. Фрагмент экспозиции "Смотрины невесты".
Изразцовая печь в углу женской палаты.
Изразцовая печь в углу женской палаты.
В витрине представлены подлинные вещи той эпохи. Металлическая посуда XVII-XVIII вв.: блюдо, тарель, чаша и ковшик.
В витрине представлены подлинные вещи той эпохи. Металлическая посуда XVII-XVIII вв.: блюдо, тарель, чаша и ковшик.
Переходим в палату воеводы. Фрагмент экспозиции "Беседа воеводы с московским стольником".
Переходим в палату воеводы. Фрагмент экспозиции "Беседа воеводы с московским стольником".
Дальше переходим к экспозиции  "Традиционные народные ремесла и промыслы". Обучение работе на ручном ткацком станке.
Дальше переходим к экспозиции "Традиционные народные ремесла и промыслы". Обучение работе на ручном ткацком станке.
Все для рукоделия.
Все для рукоделия.
В витринах представлены народные костюмы различных уездов Рязанской губернии.
Костюмы русской мещеры.
Костюмы русской мещеры.
Нехитрые приспособления домашнего крестьянского хозяйства: две маслобойки и картофелемялка. Замечу кстати, что лично мне такие интересные вещицы ни в одном этнографическом музее раньше не попадались.
Нехитрые приспособления домашнего крестьянского хозяйства: две маслобойки и картофелемялка. Замечу кстати, что лично мне такие интересные вещицы ни в одном этнографическом музее раньше не попадались.
Люблю рассматривать старые фотографии. Какая любопытная семья. К сожалению, долго задерживаться мы не можем. Продолжаем прогулку по кремлю.
Люблю рассматривать старые фотографии. Какая любопытная семья. К сожалению, долго задерживаться мы не можем. Продолжаем прогулку по кремлю.
Вид на кремль, если стоять спиной к певческому корпусу.
Вид на кремль, если стоять спиной к певческому корпусу.
Архангельский собор был построен еще в XV в., а в середине XVII перестроен после пожара. Это бывшая княжеская домовая церковь и одновременно — усыпальница рязанских архиереев (22 захоронения), в числе которых известный религиозный и общественный деятель, сподвижник Петра Великого Стефан Яворский.
Архангельский собор был построен еще в XV в., а в середине XVII перестроен после пожара. Это бывшая княжеская домовая церковь и одновременно — усыпальница рязанских архиереев (22 захоронения), в числе которых известный религиозный и общественный деятель, сподвижник Петра Великого Стефан Яворский.
Архангельский и Христорождественский соборы, угол "дворца Олега".
Архангельский и Христорождественский соборы, угол "дворца Олега".
Консисторский корпус, Успенский собор и пр.
Консисторский корпус, Успенский собор и пр.
Консисторский корпус (сер. XVII в.). Консистория - главное административное учреждение епархии, место хранения церковного архива, там же располагалась судебная палата.  Сейчас здесь размещается  выставка «До нашей эры» и экспозиция «Человек и природа». У нас на них времени не хватило.
Консисторский корпус (сер. XVII в.). Консистория - главное административное учреждение епархии, место хранения церковного архива, там же располагалась судебная палата. Сейчас здесь размещается выставка «До нашей эры» и экспозиция «Человек и природа». У нас на них времени не хватило.
Консисторский корпус на фотографии 2006 г., когда мы в первый раз побывали в Рязани. За ним - купола церкви Богоявления.
Консисторский корпус на фотографии 2006 г., когда мы в первый раз побывали в Рязани. За ним - купола церкви Богоявления.
Мы отправились дальше за певческий корпус на архиерейский двор. Здесь располагается т.н. гостиница черни - двухэтажное каменное здание  конца XVII в. Первоначальное назначение постройки — амбары для хранения зерна (житницы) и других запасов. В середине XIX в. амбары были приспособлены под гостиницу. Видно, что здесь еще идет реставрация.
Мы отправились дальше за певческий корпус на архиерейский двор. Здесь располагается т.н. гостиница черни - двухэтажное каменное здание конца XVII в. Первоначальное назначение постройки — амбары для хранения зерна (житницы) и других запасов. В середине XIX в. амбары были приспособлены под гостиницу. Видно, что здесь еще идет реставрация.
За стенами архиерейского двора - церковь Святого Духа (1642). В конце XVIII в. к церкви была пристроена трапезная, а в 1864 г. - шатровая колокольня. Кажется все посмотрели!  Пора отправляться в город, ведь в программе у нас еще Художественный музей.
За стенами архиерейского двора - церковь Святого Духа (1642). В конце XVIII в. к церкви была пристроена трапезная, а в 1864 г. - шатровая колокольня. Кажется все посмотрели! Пора отправляться в город, ведь в программе у нас еще Художественный музей.
Чтобы попасть на улицу Грибоедова, вновь обходим кремль со стороны Спасского монастыря. Это древнейший в городе монастырь, известный с XV в. Окружающие его стены с башнями были сооружены в середине XVIII в. За стенами - церковь Богоявления (сер. XVII в.) и Спасо-Преображенский собор (1702).
Чтобы попасть на улицу Грибоедова, вновь обходим кремль со стороны Спасского монастыря. Это древнейший в городе монастырь, известный с XV в. Окружающие его стены с башнями были сооружены в середине XVIII в. За стенами - церковь Богоявления (сер. XVII в.) и Спасо-Преображенский собор (1702).
Гостиница знати - два жилых корпуса, соединенных в начале ХХ в. церковью во имя Иоанна Богослова. До недавнего времени здание было жилым. Здесь жил с родителями будущий писатель К. М. Симонов. Сейчас здание занимает духовная семинария.
Гостиница знати - два жилых корпуса, соединенных в начале ХХ в. церковью во имя Иоанна Богослова. До недавнего времени здание было жилым. Здесь жил с родителями будущий писатель К. М. Симонов. Сейчас здание занимает духовная семинария.
Главки Спасо-Преображенского собора  и церкви Иоанна Богослова.
Главки Спасо-Преображенского собора и церкви Иоанна Богослова.
Комментарии к альбому