Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 1 декабря 21:45
Россия: полезная информация

Школьные уроки литературы ярко высвечивают некоторых наших классиков (например, Пушкина или Толстого), а других оставляют как бы в тени. Не постигнутым остается сам характер их мироощущения, потаенная душевная «пружина», движущая поступками. Долгое время таким «знакомым незнакомцем» был для меня Лермонтов. В чем была причина тоски, снедающей его с самых ранних лет? Как, почему этот гениальный молодой человек, которого не брали в бою чеченские пули, позволил себе так нелепо погибнуть? Как много от себя самого передал он Печорину, образ которого так пленял меня в юности? Многое (хотя и не все) прояснилось для меня после поездки в Тарханы. Это прекрасное во всех отношениях (в том числе и чисто визуальном) место, где с младенческих лет воспитывался и мужал Михаил Юрьевич отчасти проясняет и его судьбу. Все-таки нигде не раскрывается так полно характер и душевный склад русского писателя, как в его родовом имении!

От автобусной стоянки к дому мы идем пешком. Дорога ведет нас мимо красивых прудов (Барского и Среднего) и ярких цветников. Тарханы очень живописны! При первом взгляде на окружающую природу невольно (наверно, по контрасту) вспомнилось Щелыково - родовое гнездо Островского (где мы были несколько месяцев назад). Там  - густой еловый лес, подступающий к самому дому - настоящее Берендеево царство. Здесь привольная пензенская лесостепь, что-то южное, почти украинское.
От автобусной стоянки к дому мы идем пешком. Дорога ведет нас мимо красивых прудов (Барского и Среднего) и ярких цветников. Тарханы очень живописны! При первом взгляде на окружающую природу невольно (наверно, по контрасту) вспомнилось Щелыково - родовое гнездо Островского (где мы были несколько месяцев назад). Там - густой еловый лес, подступающий к самому дому - настоящее Берендеево царство. Здесь привольная пензенская лесостепь, что-то южное, почти украинское.
Барский пруд. Один из трех  прудов, на берегах которых стоит усадьба Тарханы.
Барский пруд. Один из трех прудов, на берегах которых стоит усадьба Тарханы.
Купальня.
Купальня.
Бронзовый Михаил Юрьевич встречает нас неподалеку от дома. Отрешенный, погруженный в какие-то невеселые думы, он словно присел ненадолго у дороги. Еще минута - и  порывисто поднявшись, уйдет куда-то... Сам не зная куда.
Бронзовый Михаил Юрьевич встречает нас неподалеку от дома. Отрешенный, погруженный в какие-то невеселые думы, он словно присел ненадолго у дороги. Еще минута - и порывисто поднявшись, уйдет куда-то... Сам не зная куда.
Минуем сравнительно новое, "не историческое"  здание. Это администрация музея и столовая. Здесь же, как нам сказали,  проводятся ежегодные "Лермонтовские балы".
Минуем сравнительно новое, "не историческое" здание. Это администрация музея и столовая. Здесь же, как нам сказали, проводятся ежегодные "Лермонтовские балы".
Дом ключника.и конторщика.
Дом ключника.и конторщика.
 Как и многие другие постройки в Тарханах, он возведен уже в наше время на старом фундаменте.
Как и многие другие постройки в Тарханах, он возведен уже в наше время на старом фундаменте.
Но сюда все равно интересно заглянуть - посмотреть на обстановку и домашнюю утварь, какой она была в домах зажиточной "дворовой аристократии" (ключник и конторщик, конечно же играли в хозяйственной жизни Тархан не последнюю роль).
Крестьянский быт Тархан, который Лермонтов хорошо знал с детства, дал богатый материал для его произведений.
Из дома ключника мы отправились в хозяйский дом. Тарханское имение было приобретено в 1795 году молодыми супругами Михаилом Васильевичем и Елизаветой Алексеевной Арсеньевыми - дедушкой и бабушкой  Лермонтова с материнской стороны. Старый, построенный еще в Петровские времена, дом к этому времени сгорел, и Арсеньевы устраивались в Тарханах заново.В  короткое время по их приказу был построен просторный (30 комнат) одноэтажный особняк на восточной окраине села.
Из дома ключника мы отправились в хозяйский дом. Тарханское имение было приобретено в 1795 году молодыми супругами Михаилом Васильевичем и Елизаветой Алексеевной Арсеньевыми - дедушкой и бабушкой Лермонтова с материнской стороны. Старый, построенный еще в Петровские времена, дом к этому времени сгорел, и Арсеньевы устраивались в Тарханах заново.В короткое время по их приказу был построен просторный (30 комнат) одноэтажный особняк на восточной окраине села.
В 1817 г. в возрасте 21 года умерла от чахотки единственная дочь Арсеньевых Мария Михайловна (мать Лермонтова). После этого старый дом был сломан, а на его месте возвели красивую церковь во имя святой Марии Египетской.
В 1817 г. в возрасте 21 года умерла от чахотки единственная дочь Арсеньевых Мария Михайловна (мать Лермонтова). После этого старый дом был сломан, а на его месте возвели красивую церковь во имя святой Марии Египетской.
Первоначальный интерьер церкви восстановлен по сохранившимся документам и фотографии 1923 г.
Церковь и дом построены на высоком крутом берегу. Сверху открывается замечательный вид на Большой пруд.
Перед домом во времена Лермонтова был большой усадебный двор, окруженный службами. Теперь это просто красивый зеленый луг.
Перед домом во времена Лермонтова был большой усадебный двор, окруженный службами. Теперь это просто красивый зеленый луг.
В нескольких саженях от старого Елизавета Алексеевна (муж ее к этому времени умер) построила новый дом. Именно здесь прошли детство и отрочество Лермонтова. 
В 1840 г. в стихотворении "Как часто, пёстрою толпою окружен..." поэт писал:
"И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей..."
В нескольких саженях от старого Елизавета Алексеевна (муж ее к этому времени умер) построила новый дом. Именно здесь прошли детство и отрочество Лермонтова. В 1840 г. в стихотворении "Как часто, пёстрою толпою окружен..." поэт писал: "И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, - памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей..."
Увы, старый дом, который помнил и описывал Лермонтов, не сохранился. Он сгорел в 1908 г. во время крестьянских волнений вместе со всей обстановкой. Существующий сейчас дом был отстроен год спустя на старом фундаменте. Нынешний вид его интерьеры приняли в 1999 г. после капительного ремонта и реставрации. Они проводились с учетом всех сохранившихся документов.
Увы, старый дом, который помнил и описывал Лермонтов, не сохранился. Он сгорел в 1908 г. во время крестьянских волнений вместе со всей обстановкой. Существующий сейчас дом был отстроен год спустя на старом фундаменте. Нынешний вид его интерьеры приняли в 1999 г. после капительного ремонта и реставрации. Они проводились с учетом всех сохранившихся документов.
Отправляемся внутрь. Надо сказать, народа в Тарханах очень много. Экскурсионные группы плотно идут одна за другой. Но секунда-другая одиночества все-таки случается. Так что фото сделать можно.
Отправляемся внутрь. Надо сказать, народа в Тарханах очень много. Экскурсионные группы плотно идут одна за другой. Но секунда-другая одиночества все-таки случается. Так что фото сделать можно.
Кресла в стиле ампир и рояль-"прямострунка". Известно, что Лермонтов был очень музыкальным человеком. Он сам хорошо играл на рояле, а также на скрипке и гитаре.
Кресла в стиле ампир и рояль-"прямострунка". Известно, что Лермонтов был очень музыкальным человеком. Он сам хорошо играл на рояле, а также на скрипке и гитаре.
Михаил Юрьевич Лермонтова в детстве. Ему было три года, когда умерла  его мать. Бабушка Елизавета Алексеевна всю свою любовь перенесла на внука. Она тотчас отняла мальчика у отца (заявив, что  лишит маленького Мишеля наследства, если ей не позволят его воспитывать). Современники свидетельствуют, что Елизавета Алексеевна во внуке "души не чаяла и никогда ни в чем ему не отказывала". Она сама признавалась: "Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем".
Михаил Юрьевич Лермонтова в детстве. Ему было три года, когда умерла его мать. Бабушка Елизавета Алексеевна всю свою любовь перенесла на внука. Она тотчас отняла мальчика у отца (заявив, что лишит маленького Мишеля наследства, если ей не позволят его воспитывать). Современники свидетельствуют, что Елизавета Алексеевна во внуке "души не чаяла и никогда ни в чем ему не отказывала". Она сама признавалась: "Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем".
Гостиная. Мягкая мебель черного лакированного дерева, обтянутая голубым полосатым штофом.
Гостиная. Мягкая мебель черного лакированного дерева, обтянутая голубым полосатым штофом.
Столовая. Круглый обеденный стол. Стулья в стиле "жакоб".
Столовая. Круглый обеденный стол. Стулья в стиле "жакоб".
Чайная комната.
Чайная комната.
Классная комната. Бюро-комод начала XIX века.
Классная комната. Бюро-комод начала XIX века.
В открытом ящичке - цветные воски (прообраз пластилина)  и раскрытый альбом Нарышкиных с рисунками Лермонтова. Лепить юный Мишель очень любил, изображая из воску "целые картины". И "был мастер делать из талого снега фигуры в колоссальном виде".  Рисунки в альбоме изображают батальные сцены. Они очень характерные и динамичные. Всем известны недурные рисунки Пушкина, которыми он покрывал поля своих рукописей. Но Лермонтов, как рисовальщик и художник, был более талантлив.
В открытом ящичке - цветные воски (прообраз пластилина) и раскрытый альбом Нарышкиных с рисунками Лермонтова. Лепить юный Мишель очень любил, изображая из воску "целые картины". И "был мастер делать из талого снега фигуры в колоссальном виде". Рисунки в альбоме изображают батальные сцены. Они очень характерные и динамичные. Всем известны недурные рисунки Пушкина, которыми он покрывал поля своих рукописей. Но Лермонтов, как рисовальщик и художник, был более талантлив.
Учебники эпохи Лермонтова. Под надзором приглашенных учителей будущий поэт получил основательные знания по русской и европейской литературе, древней и всеобщей истории, географии. Он изучал астрономию, арифметику, начала алгебры и физики.Бабушка Елизавета Алексеевна "не щадила средств для воспитания внука, оно обходилось ей до десяти тысяч ассигнациями".  Так что к Лермонтову едва ли можно приложить известные слова Пушкина: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Особое внимание было уделено языкам. Уже в детстве в дом были приглашены немецкая гувернантка и гувернер-француз, поэтому говорить по-немецки и по-французски юный Мишель учился одновременно с русским и владел этими тремя языками как родными.  Позже добавился английский, которым поэт также владел очень прилично. Известна фраза Белинского о Лермонтове в 1840 г.: "Он славно знает по-немецки и Гёте почти всего наизусть дует. Байрона также режет в подлиннике".
Учебники эпохи Лермонтова. Под надзором приглашенных учителей будущий поэт получил основательные знания по русской и европейской литературе, древней и всеобщей истории, географии. Он изучал астрономию, арифметику, начала алгебры и физики.Бабушка Елизавета Алексеевна "не щадила средств для воспитания внука, оно обходилось ей до десяти тысяч ассигнациями". Так что к Лермонтову едва ли можно приложить известные слова Пушкина: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Особое внимание было уделено языкам. Уже в детстве в дом были приглашены немецкая гувернантка и гувернер-француз, поэтому говорить по-немецки и по-французски юный Мишель учился одновременно с русским и владел этими тремя языками как родными. Позже добавился английский, которым поэт также владел очень прилично. Известна фраза Белинского о Лермонтове в 1840 г.: "Он славно знает по-немецки и Гёте почти всего наизусть дует. Байрона также режет в подлиннике".
В классной комнате висит интересная картина-панно. Бисерная вышивка крепостных девушек. Бисер настолько мелкий, что работа с ним требовала большого искусства. Работа над подобным панно продолжалась несколько лет.
В классной комнате висит интересная картина-панно. Бисерная вышивка крепостных девушек. Бисер настолько мелкий, что работа с ним требовала большого искусства. Работа над подобным панно продолжалась несколько лет.
Бабушка Елизавета Алексеевна занимала две комнаты в мезонине. Они обставлены мягкой мебелью, обтянутой малиновым штофом.
Бабушка Елизавета Алексеевна занимала две комнаты в мезонине. Они обставлены мягкой мебелью, обтянутой малиновым штофом.
Небольшой книжный шкаф богатой помещицы. В нем книги по домашнему хозяйству.
Небольшой книжный шкаф богатой помещицы. В нем книги по домашнему хозяйству.
Секретер красного дерева. Здесь Елизавета Алексеевна занималась хозяйственными делами.  Вообще, если теоретически сравнивать материальное положение Пушкина и Лермонтова, то оно было примерно одинаковым, то есть их родные владели приблизительно равным количеством крепостных (у Пушкиных в Болдино их было даже больше). Но в реальности ощущается большая разница. Родители Александра Сергеевича вели рассеянную жизнь в столицах, сами хозяйством не занимались, имения их были расстроенные, заложенные и перезаложенные, долги огромные. Арсеньева же входила во все тонкости хозяйства, жила экономно (дальше Пензы не выезжала), поэтому деньги свободные у нее были всегда. Однако она ими не разбрасывалась. Единственный на кого она тратила не считая, был ее любимый внук.
Секретер красного дерева. Здесь Елизавета Алексеевна занималась хозяйственными делами. Вообще, если теоретически сравнивать материальное положение Пушкина и Лермонтова, то оно было примерно одинаковым, то есть их родные владели приблизительно равным количеством крепостных (у Пушкиных в Болдино их было даже больше). Но в реальности ощущается большая разница. Родители Александра Сергеевича вели рассеянную жизнь в столицах, сами хозяйством не занимались, имения их были расстроенные, заложенные и перезаложенные, долги огромные. Арсеньева же входила во все тонкости хозяйства, жила экономно (дальше Пензы не выезжала), поэтому деньги свободные у нее были всегда. Однако она ими не разбрасывалась. Единственный на кого она тратила не считая, был ее любимый внук.
Сейчас на секретере лежат копии писем Лермонтова к "милой  бабушке", с которой он всегда был нежен и почтителен. Здесь же единственный прижизненный сборник поэта, выпущенный в 1840 г. К этому времени Лермонтов написал 30 поэм и более 400 стихотворений. Однако в сборник после тщательного отбора он поместил всего 26 стихотворений и 2 поэмы. Но зато это были безукоризненные вещи. По словам Льва Толстого Лермонтов вступил на литературное поприще "...сразу как власть имущий".
Сейчас на секретере лежат копии писем Лермонтова к "милой бабушке", с которой он всегда был нежен и почтителен. Здесь же единственный прижизненный сборник поэта, выпущенный в 1840 г. К этому времени Лермонтов написал 30 поэм и более 400 стихотворений. Однако в сборник после тщательного отбора он поместил всего 26 стихотворений и 2 поэмы. Но зато это были безукоризненные вещи. По словам Льва Толстого Лермонтов вступил на литературное поприще "...сразу как власть имущий".
Видное место в кабинете Арсеньевой занимает известный портрет Лермонтова. Он был написан художником Ф. О. Будкиным осенью 1834 г., после производства поэта в офицеры. По свидетельству современников, Лермонтов был невысок ростом и едва ли мог считаться красавцем, но у него были пронзительные черные глаза, и что-то невольно привлекало к нему внимание. Если он даже  находился в толпе незнакомых людей, каждый почему-то останавливал на нем свой взгляд.
Видное место в кабинете Арсеньевой занимает известный портрет Лермонтова. Он был написан художником Ф. О. Будкиным осенью 1834 г., после производства поэта в офицеры. По свидетельству современников, Лермонтов был невысок ростом и едва ли мог считаться красавцем, но у него были пронзительные черные глаза, и что-то невольно привлекало к нему внимание. Если он даже находился в толпе незнакомых людей, каждый почему-то останавливал на нем свой взгляд.
Спальня Елизаветы Алексеевны.
Спальня Елизаветы Алексеевны.
Кровать, накрытая покрывалом ручной работы крепостных мастериц, прикроватная тумбочка, на ней - ночной светильник, подзывной колокольчик, стакан в подстаканнике.
Кровать, накрытая покрывалом ручной работы крепостных мастериц, прикроватная тумбочка, на ней - ночной светильник, подзывной колокольчик, стакан в подстаканнике.
Рядом в мезонине - личные комнаты Михаила Юрьевича. Здесь он жил, когда взрослым человеком приезжал в Тарханы проведать бабушку. Шахматный столик. Современники вспоминают, что Лермонтов увлекался шахматами и играл очень прилично. Мало кто мог его обыграть.
Рядом в мезонине - личные комнаты Михаила Юрьевича. Здесь он жил, когда взрослым человеком приезжал в Тарханы проведать бабушку. Шахматный столик. Современники вспоминают, что Лермонтов увлекался шахматами и играл очень прилично. Мало кто мог его обыграть.
Акварель "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой".
Акварель "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой".
От Лермонтова (как и от Пушкина) сохранилось очень мало подлинных личных вещей. Трубка в футляре - одна из немногих.
От Лермонтова (как и от Пушкина) сохранилось очень мало подлинных личных вещей. Трубка в футляре - одна из немногих.
Вторая комната - кабинет. Письменный стол с копиями рукописей произведений, над которыми Лермонтов работал в свой последний приезд в Тарханы зимой 1835/36 года.
Вторая комната - кабинет. Письменный стол с копиями рукописей произведений, над которыми Лермонтов работал в свой последний приезд в Тарханы зимой 1835/36 года.
Ученическая работа Лермонтова "Апостол Андрей Первозванный". Копия с картины Лосенко, которую он сделал в возрасте 14 лет.  Как уже говорилось, Лермонтов великолепно умел рисовать. Сохранилось довольно много его работ (13 картин маслом, 51 акварель и 450 рисунков), в которых видны задатки большого художника. Если бы он отдался живописи всем сердцем,  то вполне мог стать выдающимся мастером.
Ученическая работа Лермонтова "Апостол Андрей Первозванный". Копия с картины Лосенко, которую он сделал в возрасте 14 лет. Как уже говорилось, Лермонтов великолепно умел рисовать. Сохранилось довольно много его работ (13 картин маслом, 51 акварель и 450 рисунков), в которых видны задатки большого художника. Если бы он отдался живописи всем сердцем, то вполне мог стать выдающимся мастером.
Из усадебного дома отправились в людскую избу, чтобы бросить беглый взгляд на представленную здесь экспозицию.
Из усадебного дома отправились в людскую избу, чтобы бросить беглый взгляд на представленную здесь экспозицию.
Впрочем, долго здесь не задержались. Времени до отъезда оставалось немного, а нам хотелось погулять по самой усадьбе.
Впрочем, долго здесь не задержались. Времени до отъезда оставалось немного, а нам хотелось погулять по самой усадьбе.
Еще раз повторюсь, Тарханы -  живописное место. С высоких берегов открывается вид на пруды.
Еще раз повторюсь, Тарханы - живописное место. С высоких берегов открывается вид на пруды.
Во времена Лермонтова в усадьбе было три сада, небольшой декоративный парк, несколько прудов. Все это сейчас восстановлено. Большой пруд. Он образовался благодаря запруде, которую поставили на пути небольшой степной речки Марарайки.
Во времена Лермонтова в усадьбе было три сада, небольшой декоративный парк, несколько прудов. Все это сейчас восстановлено. Большой пруд. Он образовался благодаря запруде, которую поставили на пути небольшой степной речки Марарайки.
"Зеленой сетью трав подернут спящий пруд..."
"Зеленой сетью трав подернут спящий пруд..."
Сосновая аллея. Она ведет к теплице, где теперь выращивают характерные для первой половины XIX в. виды цветов.
Вдали мостик. По нему можно пройти в Дальний сад. Но мы туда не попали.
Вдали мостик. По нему можно пройти в Дальний сад. Но мы туда не попали.
В северной части усадьбы на большой поляне восстановлены ветряная мельница и дом мельника.
В северной части усадьбы на большой поляне восстановлены ветряная мельница и дом мельника.
Мельница, восстановленная в 2007 г. - действующая. Здесь реально можно молоть зерно. Но при нас она не работала.
Мельница, восстановленная в 2007 г. - действующая. Здесь реально можно молоть зерно. Но при нас она не работала.
В доме мельника развернута экспозиция "Крестьянский мир Тархан". Здесь же располагается харчевня.
В доме мельника развернута экспозиция "Крестьянский мир Тархан". Здесь же располагается харчевня.
Харчевня в доме мельника.
Харчевня в доме мельника.
Из Тархан мы отправились к усыпальнице Арсеньевых-Лермонтовых возле церкви Архистратига Михаила. Как и многое другое, она была построена в 1840 г. на  деньги Елизаветы  Алексеевны Арсеньевой.
Из Тархан мы отправились к усыпальнице Арсеньевых-Лермонтовых возле церкви Архистратига Михаила. Как и многое другое, она была построена в 1840 г. на деньги Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Сейчас здесь восстановлен интерьер середины XIX века, росписи и иконостас.
Сейчас здесь восстановлен интерьер середины XIX века, росписи и иконостас.
Сторожка при церковном кладбище.
Рядом с усыпальницей могила отца Михаила Юрьевича. По воле властной бабушки отец и сын всю жизнь прожили раздельно и фактически не встречались.
Рядом с усыпальницей могила отца Михаила Юрьевича. По воле властной бабушки отец и сын всю жизнь прожили раздельно и фактически не встречались.
Эпитафия, написанная Лермонтовым.
Эпитафия, написанная Лермонтовым.
Прах Лермонтова был перевезен в Тарханы из Пятигорска в 1842 г.
Прах Лермонтова был перевезен в Тарханы из Пятигорска в 1842 г.
Здесь же могила бабушки Лермонтова. Ей суждено было пережить всех своих любимых людей: мужа, дочь и внука. Последней её заботой стало устройство усыпальницы, в которой все они нашли последний покой.
Здесь же могила бабушки Лермонтова. Ей суждено было пережить всех своих любимых людей: мужа, дочь и внука. Последней её заботой стало устройство усыпальницы, в которой все они нашли последний покой.
Великолепный свод усыпальницы. Глядя на него, как не задуматься о судьбе поэта? Смерть Лермонтова, если рассматривать события чисто внешне, представляется величайшей нелепостью. Внезапная дуэль по вздорному случаю, о которой (завершись она миром) биографы бы только вскользь упоминали в своих исследованиях.  Никаких внешних причин для ранней смерти вроде бы не существовало. Но внутренние, внутренние причины очевидно  были. Недаром поэт всегда предчувствовал трагический конец своей жизни. Еще в 1831 г. он пророчески писал: "Я сын страданья. Мой отец не знал покоя по конец; В слезах угасла мать моя; От них остался только я, Ненужный член в пиру людском, Младая ветвь на пне сухом; В ней соку нет, хоть зелена, Дочь смерти - смерть ей суждена!"
Великолепный свод усыпальницы. Глядя на него, как не задуматься о судьбе поэта? Смерть Лермонтова, если рассматривать события чисто внешне, представляется величайшей нелепостью. Внезапная дуэль по вздорному случаю, о которой (завершись она миром) биографы бы только вскользь упоминали в своих исследованиях. Никаких внешних причин для ранней смерти вроде бы не существовало. Но внутренние, внутренние причины очевидно были. Недаром поэт всегда предчувствовал трагический конец своей жизни. Еще в 1831 г. он пророчески писал: "Я сын страданья. Мой отец не знал покоя по конец; В слезах угасла мать моя; От них остался только я, Ненужный член в пиру людском, Младая ветвь на пне сухом; В ней соку нет, хоть зелена, Дочь смерти - смерть ей суждена!"
Комментарии к альбому