Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 1 декабря 21:45
Фотоальбом

Музей Кронида Гоголева в Сортавале

Наряду с горным парком Рускеала самые яркие воспоминания после пребывания в Сортавале оставил по себе музей Кронида Гоголева. Никогда раньше мы не слышали об этом интереном самобытном художнике, никогда не видели его работ. Тем острее было впечатление.

Поскольку здание музея вплотную примыкает к дому, где были забронированы наши апартаменты, мы заметили его сразу по приезде в Сортавалу, но попали сюда только перед отбытием.  Это был 13 день нашего путешествия.
Поскольку здание музея вплотную примыкает к дому, где были забронированы наши апартаменты, мы заметили его сразу по приезде в Сортавалу, но попали сюда только перед отбытием. Это был 13 день нашего путешествия.
Кронид Александрович Гоголев родился в 1926 г. в одном из сел Новгородской губернии. В 16 лет он попал на фронт и прошел всю войну. После демобилизации и завершения учебы переехал в Карелию, а с 1961 г. постоянно проживал в Сортавале. Тогда же он впервые обратился к дереву, которое с тех пор стало главным материалом его творчества. Поначалу Гоголев вырезал небольшие скульптурные фигуры, потом перешел к более сложной технике - стал работать над скульптурными рельефами с элементами перспективы. Резьба его приобрела многослойность, начали выделяться передний и задние планы. Сразу и не определишь, к какой технике, к какому жанру следует относить его произведения. В моем восприятии это настоящие картины, только созданы они не кистью, а резцом, воплощены не в красках на полотне, а в дереве. И это придает всем его творениям неповторимую оригинальность.  Умер Гоголев в 2013 г.
Кронид Александрович Гоголев родился в 1926 г. в одном из сел Новгородской губернии. В 16 лет он попал на фронт и прошел всю войну. После демобилизации и завершения учебы переехал в Карелию, а с 1961 г. постоянно проживал в Сортавале. Тогда же он впервые обратился к дереву, которое с тех пор стало главным материалом его творчества. Поначалу Гоголев вырезал небольшие скульптурные фигуры, потом перешел к более сложной технике - стал работать над скульптурными рельефами с элементами перспективы. Резьба его приобрела многослойность, начали выделяться передний и задние планы. Сразу и не определишь, к какой технике, к какому жанру следует относить его произведения. В моем восприятии это настоящие картины, только созданы они не кистью, а резцом, воплощены не в красках на полотне, а в дереве. И это придает всем его творениям неповторимую оригинальность. Умер Гоголев в 2013 г.
Отдельные произведения Гоголева представлены во многих музеях и частных коллекциях. Но все-таки самое полное его собрание -  в Сортавале, в музее его имени, которым сейчас руководит его дочь. Музей занимает всего три или четыре зала. Он светлый, просторный. Съемка разрешена. Сам Гоголев, как нам объяснили, не стремился  называть свои работы. Так они и висят по сей день безымянными. Даты их создания также никак не зафиксированы. Считается, что более ранние это те, где рельеф не глубокий, едва намеченный.
Отдельные произведения Гоголева представлены во многих музеях и частных коллекциях. Но все-таки самое полное его собрание - в Сортавале, в музее его имени, которым сейчас руководит его дочь. Музей занимает всего три или четыре зала. Он светлый, просторный. Съемка разрешена. Сам Гоголев, как нам объяснили, не стремился называть свои работы. Так они и висят по сей день безымянными. Даты их создания также никак не зафиксированы. Считается, что более ранние это те, где рельеф не глубокий, едва намеченный.
В своем творчестве Кронид Гоголев держался нескольких "столбовых" тем. Одну из них я бы назвал "города и годы".  Что касается "городов", то, кроме его родного Новгорода, это, конечно, Сортавала и Петрозаводск. А что до "годов", то он определенно тяготел к прошлому - русским древностям, дореволюционной деревне, к той эпохе, когда человек был неразрывно связан с природой. На этой картине можно найти не только ныне существующие "достопримечательности" Сортавалы, но и здания разрушенные во время двух войн. В произведениях Гоголева (хотя он и не мог их видеть) они продолжают жить.
В своем творчестве Кронид Гоголев держался нескольких "столбовых" тем. Одну из них я бы назвал "города и годы". Что касается "городов", то, кроме его родного Новгорода, это, конечно, Сортавала и Петрозаводск. А что до "годов", то он определенно тяготел к прошлому - русским древностям, дореволюционной деревне, к той эпохе, когда человек был неразрывно связан с природой. На этой картине можно найти не только ныне существующие "достопримечательности" Сортавалы, но и здания разрушенные во время двух войн. В произведениях Гоголева (хотя он и не мог их видеть) они продолжают жить.
Подписи, как я уже отмечал, нет, но я думаю, что это древний Новгород.
Подписи, как я уже отмечал, нет, но я думаю, что это древний Новгород.
А это уже какой-то свой, фантастический мир "теремов и лесов". Русь, какой она предстает в былинах и сказках.
А это уже какой-то свой, фантастический мир "теремов и лесов". Русь, какой она предстает в былинах и сказках.
Русский город красив, но  деревня, деревенская жизнь еще прекрасней. Лично меня буквально завораживают эти бескрайние леса, резные домики, свободные и красивые люди. Если бы это было "не в дереве", может быть, и не смотрелось бы... А так - очень органично.
Русский город красив, но деревня, деревенская жизнь еще прекрасней. Лично меня буквально завораживают эти бескрайние леса, резные домики, свободные и красивые люди. Если бы это было "не в дереве", может быть, и не смотрелось бы... А так - очень органично.
Цвет работ это не только особенности фотосъемки. Он зависит и от материала (поэтому  некоторые картины почти черные, другие уходят в желтизну или отдают красным). Помимо липы Гоголев любил работать с новозеландской йелотонгой. Она мягче липы, хорошо "держит грань" и придает картинам приятный желтый колорит. Экспериментировал он и с другими видами древесины.
Цвет работ это не только особенности фотосъемки. Он зависит и от материала (поэтому некоторые картины почти черные, другие уходят в желтизну или отдают красным). Помимо липы Гоголев любил работать с новозеландской йелотонгой. Она мягче липы, хорошо "держит грань" и придает картинам приятный желтый колорит. Экспериментировал он и с другими видами древесины.
Народ либо отдается самозабвенному свободному труду, либо веселится от души. Полная гармония между человеком и природой, обществом и личностью.
Народ либо отдается самозабвенному свободному труду, либо веселится от души. Полная гармония между человеком и природой, обществом и личностью.
Помимо больших многофигурных панно, Гоголев любил резать и такие вот небольшие бытовые зарисовки. Тут можно отметить легкий юмор, с которым художник подаёт свои типажи. Но он все равно ими любуется. Подчеркивает, что это люди труда. Обратите внимание на руки.
Помимо больших многофигурных панно, Гоголев любил резать и такие вот небольшие бытовые зарисовки. Тут можно отметить легкий юмор, с которым художник подаёт свои типажи. Но он все равно ими любуется. Подчеркивает, что это люди труда. Обратите внимание на руки.
Охотники на привале?
Охотники на привале?
В кузнице?
В кузнице?
Зима пришла?
Зима пришла?
Эта картина привлекла мое внимание. Смотрительница убеждала меня, что здесь изображен праздник. Но по-моему, никакого праздника тут и близко не наблюдается. Может быть, раскулачивание?
Эта картина привлекла мое внимание. Смотрительница убеждала меня, что здесь изображен праздник. Но по-моему, никакого праздника тут и близко не наблюдается. Может быть, раскулачивание?
Иногда Гоголев искал сюжеты для своих работ в произведениях Пушкина. Насчет этой картины все понятно.
Иногда Гоголев искал сюжеты для своих работ в произведениях Пушкина. Насчет этой картины все понятно.
А вот здесь мы задумались... Может быть, это из "Руслана и Людмилы"? Последняя встреча Финна и Наины?
А вот здесь мы задумались... Может быть, это из "Руслана и Людмилы"? Последняя встреча Финна и Наины?
Евангельские сюжеты Гоголева тоже привлекали.
Евангельские сюжеты Гоголева тоже привлекали.
Разумеется, в своем творчестве Гоголев не мог пройти мимо "Калевалы". В этом году, кроме Карелии, нам довелось побывать и в Финляндии. В  "Атениуме", в Хельсинки целый зал отдан работам на сюжет этого эпоса. Так что мы уже немножко были "в теме". Думаю, здесь Гоголев изобразил, как ведьма Лоухи в образе гигантской птицы атакует корабль, на котором финские богатыри Вяйнямёйнен и Лемминкяйнен увозят Сампо.
Разумеется, в своем творчестве Гоголев не мог пройти мимо "Калевалы". В этом году, кроме Карелии, нам довелось побывать и в Финляндии. В "Атениуме", в Хельсинки целый зал отдан работам на сюжет этого эпоса. Так что мы уже немножко были "в теме". Думаю, здесь Гоголев изобразил, как ведьма Лоухи в образе гигантской птицы атакует корабль, на котором финские богатыри Вяйнямёйнен и Лемминкяйнен увозят Сампо.
И еще одна работа на тот же сюжет!
И еще одна работа на тот же сюжет!
На втором этаже музея представлены замечательные акварели Гоголева. Главной его темой остается любимая Карелия. Во всех видах и во все времена года.
На втором этаже музея представлены замечательные акварели Гоголева. Главной его темой остается любимая Карелия. Во всех видах и во все времена года.
Замечательный музей! Если вы здесь не побывали, считайте, что не увидели одной из главных достопримечательностей Сортавалы.
Замечательный музей! Если вы здесь не побывали, считайте, что не увидели одной из главных достопримечательностей Сортавалы.
Комментарии к альбому