Турист Константин (vladkonst)
Константин
был сегодня 17:50
Фотоальбом

Атомный ледокол «Ленин»

Перед поездкой в Мурманск, мы составили список местных достопримечательностей. Атомный ледокол «Ленин» значился в нем под первым номером. Едва обустроившись в отеле, мы отправились в Мурманский порт к Морскому вокзалу. Именно здесь, как я уже писал, с мая 2009 г. пришвартован «Ленин». Посетить его можно только с организованной экскурсией, которая проводится три раза в день — в 12, 14 и 16 часов. Стоимость билета 500 р (на август 2018).

Для людей нашего поколения ледокол «Ленин» не просто корабль. Это был один из символов Советского государства. О нем рассказывали еще в детском саду, его изображение помещалось в Букваре. Мы росли, а ледокол работал. Советская печать, телевидение никогда о нем не забывали. То и дело он мелькал в каком-нибудь репортаже. И так на протяжении 20 с лишнем лет. Было, конечно, очень заманчиво увидеть этот легендарный корабль своими глазами, подняться на его борт, заглянуть в его кубрики и каюты. И вот теперь эта мечта осуществилась.

Помню, что в детстве «Ленин» представлялся мне этаким мифическим гигантом, сокрушающим многометровые ледяные глыбы. В действительности он оказался не таким уж большим. Хотя и маленьким его, наверно, не назовешь: длина -134 м, ширина — 27 м, высота — 46 м. Ледокол был заложен в августе 1956 г. на Адмиралтейском заводе в Ленинграде, спущен на воду в декабре 1957 г., а через два года отправился в свое первое плавание. Это был первый в мире гражданский атомоход и первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой. Строила его без преувеличения вся страна: в создании «Ленина» принимали участие более 500 предприятий и организаций Советсого Союза. Ну, и гордилась им вся страна — от Владивостока до Калининграда.

"Ленин" у своего причала в Мурманске. Как говорится, "на вечном приколе..." Однако, в отношении нашего атомохода эти слова не вызывают грусти. Когда был в Калининграде, побывал на другом знаменитом советском корабле - научно-исследовательском судне "Витязь". После списания тот почти десять лет простоял заброшенным у причала, постепенно ржавея и разрушаясь. Потом, когда хватились и решили устроить музей, многое пришлось восстанавливать. "Ленин" избежал такой печальной участи. Впрочем, просто бросить его было нельзя. Следовало сначала извлечь реакторы, а на это ушло несколько лет. Как бы то ни было, "Ленин" никогда не был заброшен. Двадцать лет корабль провел под охраной на режимной территории ФГУП "Атомфлот". И поэтому здесь сохранилось множество уникальных мелочей: дверные ручки, мебель, тренажеры в спортзале, приборы, обстановка кают и пр. и пр. Теперь это не просто корабль, это осколок безвозвратно ушедшей эпохи.
"Ленин" у своего причала в Мурманске. Как говорится, "на вечном приколе..." Однако, в отношении нашего атомохода эти слова не вызывают грусти. Когда был в Калининграде, побывал на другом знаменитом советском корабле - научно-исследовательском судне "Витязь". После списания тот почти десять лет простоял заброшенным у причала, постепенно ржавея и разрушаясь. Потом, когда хватились и решили устроить музей, многое пришлось восстанавливать. "Ленин" избежал такой печальной участи. Впрочем, просто бросить его было нельзя. Следовало сначала извлечь реакторы, а на это ушло несколько лет. Как бы то ни было, "Ленин" никогда не был заброшен. Двадцать лет корабль провел под охраной на режимной территории ФГУП "Атомфлот". И поэтому здесь сохранилось множество уникальных мелочей: дверные ручки, мебель, тренажеры в спортзале, приборы, обстановка кают и пр. и пр. Теперь это не просто корабль, это осколок безвозвратно ушедшей эпохи.
Столовая экипажа, которая по вечерам превращалась в кинозал.
Столовая экипажа, которая по вечерам превращалась в кинозал.
По стенам развешаны исторические фото о героических буднях "Ленина". Команда играет в футбол на ледяном поле. Спортзал на корабле был таким большим, что здесь устраивали матчи мини-футбола. Был свой большой бассейн. В настоящее время спортзал и бассейн, к сожалению, не показывают, но вроде бы планируют их открыть для посещения.  Вообще говоря, экспозиция постепенно расширяется. В 2018 г., например, получили утраченный в свое время вертолет ледовой разведки "Ми-2". Скоро он займет свое место на палубе.
По стенам развешаны исторические фото о героических буднях "Ленина". Команда играет в футбол на ледяном поле. Спортзал на корабле был таким большим, что здесь устраивали матчи мини-футбола. Был свой большой бассейн. В настоящее время спортзал и бассейн, к сожалению, не показывают, но вроде бы планируют их открыть для посещения. Вообще говоря, экспозиция постепенно расширяется. В 2018 г., например, получили утраченный в свое время вертолет ледовой разведки "Ми-2". Скоро он займет свое место на палубе.
На "Ленине" под Ленином.
На "Ленине" под Ленином.
"Сердце" ледокола - реакторный отсек. Первоначально на "Ленине" было три ядерных реактора. После реконструкции в конце 60-х они были заменены на два более современных.
"Сердце" ледокола - реакторный отсек. Первоначально на "Ленине" было три ядерных реактора. После реконструкции в конце 60-х они были заменены на два более современных.
Сейчас реакторы с корабля сняты, но можно посмотреть на макет атомной паропроизводящей установки.
Сейчас реакторы с корабля сняты, но можно посмотреть на макет атомной паропроизводящей установки.
Схема первых атомных реакторов ОК-150. Потом их заменили на ОК-900.
Схема первых атомных реакторов ОК-150. Потом их заменили на ОК-900.
В турбогенераторном отделении. Генераторы. В свое время они были изготовлены на Харьковском электромеханическом заводе.Ядерная паропроизводительная установка, расположенная в центральной части судна, вырабатывала пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя. Последние приводили в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции.
В турбогенераторном отделении. Генераторы. В свое время они были изготовлены на Харьковском электромеханическом заводе.Ядерная паропроизводительная установка, расположенная в центральной части судна, вырабатывала пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя. Последние приводили в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции.
Одна из турбин в собранном состоянии.
Одна из турбин в собранном состоянии.
А с этой снята крышка. Видны лопатки, на которые под огромным давлением подавался разогретый пар. С одной зарядкой ядерного топлива "Ленин" мог находиться в автономном плавании более года.
А с этой снята крышка. Видны лопатки, на которые под огромным давлением подавался разогретый пар. С одной зарядкой ядерного топлива "Ленин" мог находиться в автономном плавании более года.
На посту энергетики и живучести.
На посту энергетики и живучести.
Все оборудование было свое, советского производства.
Все оборудование было свое, советского производства.
Медсанчасть. Экипаж ледокола сначала составлял около 240 человек (в 70-х он сократился до 150). В автономном плавании могло случится всякое. Поэтому на "Ленине" был свой рентген-кабинет.
Медсанчасть. Экипаж ледокола сначала составлял около 240 человек (в 70-х он сократился до 150). В автономном плавании могло случится всякое. Поэтому на "Ленине" был свой рентген-кабинет.
Зубоврачебный кабинет.
Зубоврачебный кабинет.
Операционная.
Операционная.
За тридцать лет эксплуатации "Ленин" провел через льды Арктики 3741 судно. Прошел 654400 морских миль (30 раз вокруг света или один раз до Луны и обратно). Из них 563600 миль во льдах.
За тридцать лет эксплуатации "Ленин" провел через льды Арктики 3741 судно. Прошел 654400 морских миль (30 раз вокруг света или один раз до Луны и обратно). Из них 563600 миль во льдах.
Морской конференц-зал.
Морской конференц-зал.
Музыкальный салон. Здесь выступали многие известные артисты.
Музыкальный салон. Здесь выступали многие известные артисты.
Каюты экипажа. На ледоколе было достаточно места. Даже "младшие чины" размещались в каютах по два человека. А у "старших" были большие "двухкомнатные" каюты. Во всех каютах стояли телевизоры.
Каюты экипажа. На ледоколе было достаточно места. Даже "младшие чины" размещались в каютах по два человека. А у "старших" были большие "двухкомнатные" каюты. Во всех каютах стояли телевизоры.
Каюта капитана.
Каюта капитана.
Салон капитана.
Салон капитана.
Парадный трап.
Парадный трап.
В радиорубке.
В радиорубке.
В ходовой рубке.
В ходовой рубке.
Здорово!
Здорово!
Комментарии к альбому