Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 1 декабря 21:45
Фотоальбом

Палех

Canon PowerShot SX500 IS
13 20
Палех — Россия Июнь 2018

Первый день нашего путешествия завершился переездом из Суздаля в Палех. Прибыли мы сюда с опозданием, когда музеи были уже закрыты. Правда, в ресторане гостиницы нас обнадежили: 11 июня, не смотря на понедельник, музеи все-таки будут работать. Решили, что обязательно должны осмотреть хотя бы экспозицию лаковой миниатюры, пусть даже это задержит наш отъезд на пару часов. Иначе проделанный нами далекий путь окажется бессмысленным. Вечер по приезде, а также утро второго дня до открытия музея (в 10.00) мы посвятили прогулке по поселку. Место это оставило по себе очень приятное впечатление. Хотя в Википедии можно найти печальный перечень предприятий, закрывшихся в последние десятилетия, а также не совсем благоприятные данные о демографической ситуации (с 1990 г. численность населения в Палехе неуклонно сокращается), никаких следов запустения или разрухи здесь не замечается. Поселок чистенький, аккуратный, много красивых домов с резными наличниками. Видно, что какая-то часть жителей (и быть может, немалая) — люди творческие, приобщенные к красоте. Сказывается так же и то, что Палех — административный центр Палехского района. Да и прошлое у этого села не совсем ординарное. В XIV в. Палех стал столицей удельного Палецкого княжества. И пусть княжество это было маленькое, захудалое, да и просуществовало совсем недолго, некий столичный лоск у этого места все-таки остался. В XVII в. в Палехе стал развиваться иконописный промысел. Слава о здешних мастерах гремела по всей России. Они принимали участие в росписи Владимирских соборов (Успенского и Дмитровского), работали в Новгородской Софии, Троице-Сергиевской Лавре и даже в соборах Московского Кремля. Октябрьская революция должна была, казалось бы, подрезать жилы палехскому промыслу, разорить и лишить работы всех местных художников. Но случилось обратное — бывшие иконописцы направили свое мастерство и свою творческую энергию в новую область лаковой миниатюры. Таким образом они дали жизнь оригинальному искусству Палеха, ставшему значительным явлением всей русской художественной культуры.

Улицы Палеха оставляют приятное впечатление.
Улицы Палеха оставляют приятное впечатление.
Живописные берега реки Палешки.
Живописные берега реки Палешки.
Центр Палеха - пересечение улиц Ленина и Баканова.
Центр Палеха - пересечение улиц Ленина и Баканова.
Крестовоздвиженская церковь (XVIII в.) с шатровой колокольней - главное украшение поселка.
Крестовоздвиженская церковь (XVIII в.) с шатровой колокольней - главное украшение поселка.
Эта церковь славится роскошным резным иконостасом и великолепными росписями. Все это было сделано самими палешанами.
Эта церковь славится роскошным резным иконостасом и великолепными росписями. Все это было сделано самими палешанами.
Главки церкви видны со многих улиц поселка.
Главки церкви видны со многих улиц поселка.
Ильинская церковь на старом погосте тоже по-своему поэтична.
Ильинская церковь на старом погосте тоже по-своему поэтична.
Осмотрев центр Палеха, мы отправились на поиски красивых частных домов.
Осмотрев центр Палеха, мы отправились на поиски красивых частных домов.
Найти их совсем нетрудно. Палех славится резными наличниками. Особенно много  интересных домов на улице Горького, которую иногда так и называют - "Улицей наличников".
Найти их совсем нетрудно. Палех славится резными наличниками. Особенно много интересных домов на улице Горького, которую иногда так и называют - "Улицей наличников".
В Палехе несколько музеев. По большому счету надо было бы начинать с Музея иконы, чтобы понять первооснову современного  палехского искусства. Но из-за дефицита времени мы успели посетить только один музей - Музей лаковой миниатюры. Хотя злые языки и утверждают, что подлинные шедевры давно проданы за границу, а выставленные в музее работы - это лишь жалкие остатки того, что было создано в советские годы, музей произвел на нас большое впечатление.
В Палехе несколько музеев. По большому счету надо было бы начинать с Музея иконы, чтобы понять первооснову современного палехского искусства. Но из-за дефицита времени мы успели посетить только один музей - Музей лаковой миниатюры. Хотя злые языки и утверждают, что подлинные шедевры давно проданы за границу, а выставленные в музее работы - это лишь жалкие остатки того, что было создано в советские годы, музей произвел на нас большое впечатление.
Музей невелик (кажется, всего  пять или шесть залов). Экспозиция представляет работы всех известных мастеров Палеха, как "отцов-основателей" жанра, совершивших в 20-е гг. XX века, прорыв к новым горизонтам, так и их талантливых  учеников-последователей. Снимали мы много, с увлечением, но получилась лишь небольшая часть. Работы бликуют, темновато, да и стекла витрин мешают.
Музей невелик (кажется, всего пять или шесть залов). Экспозиция представляет работы всех известных мастеров Палеха, как "отцов-основателей" жанра, совершивших в 20-е гг. XX века, прорыв к новым горизонтам, так и их талантливых учеников-последователей. Снимали мы много, с увлечением, но получилась лишь небольшая часть. Работы бликуют, темновато, да и стекла витрин мешают.
И. И. Голиков "Битва" (1924). Одна из знаковых работ основоположника палехской миниатюры. Как видим, в далеком 1924 г. в его творчестве уже ясно обозначились все основные тенденции и приемы, ставшие отличительной чертой палехской миниатюры: стилизация природных и культурных мотивов, сказочная условность в изображении людей и животных.
И. И. Голиков "Битва" (1924). Одна из знаковых работ основоположника палехской миниатюры. Как видим, в далеком 1924 г. в его творчестве уже ясно обозначились все основные тенденции и приемы, ставшие отличительной чертой палехской миниатюры: стилизация природных и культурных мотивов, сказочная условность в изображении людей и животных.
М. Н. Зиновьев "В доме отдыха" (1939). Такая вот сталинская эпоха в стиле Палеха.
М. Н. Зиновьев "В доме отдыха" (1939). Такая вот сталинская эпоха в стиле Палеха.
Д. Н. Буторин "У Лукоморья" (1956).
Д. Н. Буторин "У Лукоморья" (1956).
Шкатулка Н. И. Голикова "Иван Сусанин" (1958).
Шкатулка Н. И. Голикова "Иван Сусанин" (1958).
К. В. Кукулиева "Садко" (1958).
К. В. Кукулиева "Садко" (1958).
"Песня о купце Калашникове" (1967).
"Песня о купце Калашникове" (1967).
Палехские художники неоднократно старались расширить круг своих тем и сюжетов. В Вот, например,  не совсем обычная для Палеха  работа Н. М. Зиновьева "Юрский период мезозойской эры" (1969), в которой Зиновьев постарался оживить почивших навеки монстров доисторической эпохи. .
Палехские художники неоднократно старались расширить круг своих тем и сюжетов. В Вот, например, не совсем обычная для Палеха работа Н. М. Зиновьева "Юрский период мезозойской эры" (1969), в которой Зиновьев постарался оживить почивших навеки монстров доисторической эпохи. .
А. В. Борунов "Лесная песня" (1984).
А. В. Борунов "Лесная песня" (1984).
А. Е. Жиряков "Ричард III" (1999).
А. Е. Жиряков "Ричард III" (1999).
Комментарии к альбому