Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 1 декабря 21:45
Фотоальбом

Крестцы. Краеведческий музей. (Из Выборга-11)

Canon PowerShot SX500 IS
8 9
Новгородская область — Россия Сентябрь 2017

В Крестцы мы попали на тринадцатый день путешествия почти случайно. Позади остались две тысячи километров пути и полтора десятка больших и малых городов Северо-Западной России (среди них Волоколамск, Торопец, Великий Новгород, Старая Ладога, Санкт-Петербург с пригородами, Приозерск, Выборг, Ивангород...) Так много впечатлений, что новых уже и не ищешь. Собственно, и в местный краеведческий музей зашли только с одной целью - отдохнуть от дороги. Но встреча оказалась интересной, запоминающейся. Кре́стцы — районный центр Новгородской области - только на первый взгляд кажется заурядным поселком. В прошлом он знавал лучшие времена, с 1776 по 1926 гг. считался городом, имеет свой герб. Первые упоминания о Крестцах относятся к 1393 г. В XIX в. Крестцы приобрели широкую известность благодаря распространению здесь особого рода художественной вышивки - "крестецкой строчке". Недорогие и изящные изделия пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах и за границу. В конце XIX - начале ХХ вв. искусство крестецких мастериц получило мировое признание на выставках в Италии, Порт-Саиде, Нью-Йорке, Монреале, Брюсселе, Осаке... Поставки за границу продолжались и в советское время. К сожалению, перестройка и кризис 90-х подкосили это отлаженное производство, но будем надеяться, что все изменится к лучшему, и этот промысел удастся сохранить.

Московская улица.
Московская улица.
В Крестцах много старых домов.
В Крестцах много старых домов.
Некоторые из них дореволюционные.
Некоторые из них дореволюционные.
Музей находится на втором этаже Дома творчества.
Музей находится на втором этаже Дома творчества.
В залах - обычный набор экспонатов районных краеведческих музеев.
В залах - обычный набор экспонатов районных краеведческих музеев.
 Крестецкой строчке посвящен отдельный зал, и он показался нам самым интересным. Так мы узнали, что с  1860-х годов местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно: вначале выдергивались нити, таким образом, чтобы получалась сетка, затем сетка перевивалась нитью в заданном мастером порядке, а в каждой клеточке выполнялся свой элемент вышивки. Из этих элементов в конечном итоге появлялся оригинальный орнамент. Подобно Музею вологодских кружев, существовал и свой Музей крестецкой строчки. Но сейчас эта уникальная коллекция находится в частных руках и недоступна. Можно посмотреть работы современных мастериц.
Крестецкой строчке посвящен отдельный зал, и он показался нам самым интересным. Так мы узнали, что с 1860-х годов местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно: вначале выдергивались нити, таким образом, чтобы получалась сетка, затем сетка перевивалась нитью в заданном мастером порядке, а в каждой клеточке выполнялся свой элемент вышивки. Из этих элементов в конечном итоге появлялся оригинальный орнамент. Подобно Музею вологодских кружев, существовал и свой Музей крестецкой строчки. Но сейчас эта уникальная коллекция находится в частных руках и недоступна. Можно посмотреть работы современных мастериц.
Накомодник.
Накомодник.
Накидка.
Накидка.
Полотенце.
Полотенце.
Салфетка.
Салфетка.
Полотенце.
Полотенце.
Скатерть.
Скатерть.
Салфетка.
Салфетка.
Комментарии к альбому