Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 1 декабря 21:45
Фотоальбом

Гатчинский дворец. (Дорога из Выборга - 8)

Главная цель нашего путешествия - посетить Выборг - уже достигнута. Мы потихоньку возвращаемся домой, останавливаясь в тех местах, которые показались интересными. Одиннадцатый день нашего путешествия завершился переездом в Гатчину. А утро двенадцатого дня мы начали осмотром Большого Гатчинского дворца. И сразу почувствовалось, что мы уже не в Петербурге (Гатчина, в отличие от Петергофа, Пушкина, Павловска не является административно-территориальной единицей Санкт-Петербурга, это отдельный город и районный центр). Если в Павловском дворце, например, требуют по отдельности заплатить за осмотр парадных залов, жилых комнат и экспозиции «Русский жилой интерьер», а в придачу к этому еще берут плату за вход в парк, то в Гатчине, выложив за билет 350 р., можешь свободно бродить по всему дворцу (мы осмотрели парадные залы, жилые комнаты, дворцовые квартиры, да еще отдельную экспозицию жилых интерьеров из Александровского дворца, поскольку там идет реставрация, и вся мебель вывезена в Гатчину). Что до Гатчинского парка, то вход туда бесплатный. И никакого ажиотажа! К открытию, включая нас, собралось всего человек восемь. Для такого огромного дворца - капля в море. Можно сказать, мы осматривали Гатчину в полном одиночестве (если не считать дежурных по залам). Нечто подобное уже случалось с нами в португальском Келуше. Как и тогда, мы остались очень довольны. По крайней мере, никто не мешал фотографировать. Может быть, мы даже чрезмерно этим увлеклись. Фотографий получилось множество. Но как удержишься, когда вокруг такая красота?

Великолепный Покровский собор (1914). Располагался по соседству с нашей гостиницей "Александрия".
Великолепный Покровский собор (1914). Располагался по соседству с нашей гостиницей "Александрия".
По дороге во дворец проходим мимо бывших Дворцовых конюшен. Сейчас здесь разместился Центральный военно-морской архив.
По дороге во дворец проходим мимо бывших Дворцовых конюшен. Сейчас здесь разместился Центральный военно-морской архив.
Большой Гатчинский дворец начал возводиться в 1765 г. для Григория Орлова. Архитектором выступал Антонио Ринальди. В 1783 г., когда Орлов умер, Екатерина II выкупила дворец в казну и подарила своему сыну Павлу Петровичу. Тотчас началась перестройка дворца под вкусы нового хозяина. Работами руководил Винченцо Бренна.
Большой Гатчинский дворец начал возводиться в 1765 г. для Григория Орлова. Архитектором выступал Антонио Ринальди. В 1783 г., когда Орлов умер, Екатерина II выкупила дворец в казну и подарила своему сыну Павлу Петровичу. Тотчас началась перестройка дворца под вкусы нового хозяина. Работами руководил Винченцо Бренна.
Луг перед дворцом был превращен в плац, отчего он еще больше стал походить на замок.
Луг перед дворцом был превращен в плац, отчего он еще больше стал походить на замок.
Гатчина стала местом постоянного проживания Павла. Здесь все было устроено по его вкусу. Порядки, заведенные в Гатчине, цесаревич рассчитывал потом распространить на всю Россию. В 1796 г., взойдя на престол, Павил провозгласил "нашу мызу" Гатчину городом. В 1851 г. в память об основателе города  перед Гатчинским дворцом был установлен  памятник.
Гатчина стала местом постоянного проживания Павла. Здесь все было устроено по его вкусу. Порядки, заведенные в Гатчине, цесаревич рассчитывал потом распространить на всю Россию. В 1796 г., взойдя на престол, Павил провозгласил "нашу мызу" Гатчину городом. В 1851 г. в память об основателе города перед Гатчинским дворцом был установлен памятник.
Знаменитые караульные будки, выкрашенные в прусские цвета. Первоначально они появились в Гатчине, но уже на другой день после восшествия на престол Павла петербуржцы увидели их на улицах столицы. При Павле дворец тщательно охранялся, так же, как несколько лет спустя Михайловский замок. Однако это не спасло императора от покушения. После смерти вдовы Павла Марии Федоровны дворец наследовал Николай I. Но он бывал здесь крайне редко. Зато Гатчину любил его внук Александр III.
Знаменитые караульные будки, выкрашенные в прусские цвета. Первоначально они появились в Гатчине, но уже на другой день после восшествия на престол Павла петербуржцы увидели их на улицах столицы. При Павле дворец тщательно охранялся, так же, как несколько лет спустя Михайловский замок. Однако это не спасло императора от покушения. После смерти вдовы Павла Марии Федоровны дворец наследовал Николай I. Но он бывал здесь крайне редко. Зато Гатчину любил его внук Александр III.
Нижняя галерея, где выставлены стволы  "единорогов".
Нижняя галерея, где выставлены стволы "единорогов".
Поднимаемся на второй этаж по парадной лестнице.
Поднимаемся на второй этаж по парадной лестнице.
Аванзал. Здесь ожидали приема императора и здесь происходил развод караула охраны дворца.
Аванзал. Здесь ожидали приема императора и здесь происходил развод караула охраны дворца.
Северную анфиладу парадных помещений на втором этаже открывает Мраморная столовая, интерьеры которой были созданы Бренной. Главные ее украшение - 16 колонн коринфского ордена из каррарского мрамора и двери наборной работы, а так же паркет, выполненный из ценных пород дерева.
Северную анфиладу парадных помещений на втором этаже открывает Мраморная столовая, интерьеры которой были созданы Бренной. Главные ее украшение - 16 колонн коринфского ордена из каррарского мрамора и двери наборной работы, а так же паркет, выполненный из ценных пород дерева.
Столовую разделяет балюстрада с мраморными вазами и статуей Эрота. За балюстрадой -
 буфетная.
Столовую разделяет балюстрада с мраморными вазами и статуей Эрота. За балюстрадой - буфетная.
Плафон над буфетной украшает гипсовое панно "Селена и Эндимион".
Плафон над буфетной украшает гипсовое панно "Селена и Эндимион".
Верхняя тронная Павла I. Здесь император устраивал аудиенции, принимал иностранных послов и важных гостей.
Верхняя тронная Павла I. Здесь император устраивал аудиенции, принимал иностранных послов и важных гостей.
Тронная украшалась Бренной с особенной роскошью. Позолота покрывает резной орнамент дверей и гипсовые маскароны  наддверников. Уникальные гобелены (подарок Людовика XVI)  вставлены в золоченые рамы.
Тронная украшалась Бренной с особенной роскошью. Позолота покрывает резной орнамент дверей и гипсовые маскароны наддверников. Уникальные гобелены (подарок Людовика XVI) вставлены в золоченые рамы.
Алебастровые вазы-светильники также обильно покрывает позолота.
Алебастровые вазы-светильники также обильно покрывает позолота.
Малиновая гостиная на половине императрицы Марии Федоровны. Ее украшает стол-треножник с наборной столешницей из яшмы, который предназначался для возложения императорских регалий: скипетра, державы и государственной печати.
Малиновая гостиная на половине императрицы Марии Федоровны. Ее украшает стол-треножник с наборной столешницей из яшмы, который предназначался для возложения императорских регалий: скипетра, державы и государственной печати.
Парадная опочивальня Марии Федоровны, которую считали "прелестной и лучшей комнатой дворца". По замыслу Бренны резная золоченная кровать отделена от основного зала фигурной балюстрадой. В простенках между пилястрами помещены панно из голубого лионского шелка, вставленные в золоченные рамы.
Парадная опочивальня Марии Федоровны, которую считали "прелестной и лучшей комнатой дворца". По замыслу Бренны резная золоченная кровать отделена от основного зала фигурной балюстрадой. В простенках между пилястрами помещены панно из голубого лионского шелка, вставленные в золоченные рамы.
Потолок опочивальни украшал плафон "Свадьба Психеи" кисти Габриэля Дуайена (как и многое другое, был уничтожен во время Второй мировой войны; сейчас можно видеть его копию).
Потолок опочивальни украшал плафон "Свадьба Психеи" кисти Габриэля Дуайена (как и многое другое, был уничтожен во время Второй мировой войны; сейчас можно видеть его копию).
Башенный кабинет Марии Федоровны. После смерти императрицы его стены были затянуты зеленым шелком.
Башенный кабинет Марии Федоровны. После смерти императрицы его стены были затянуты зеленым шелком.
Кабинет украшают мраморные скульптурные портреты родителей императрицы - герцога и герцогини Вюртембергских.
Кабинет украшают мраморные скульптурные портреты родителей императрицы - герцога и герцогини Вюртембергских.
Туалетная Марии Федоровны. Эта комната с богатым гипсовым декором  была создана зодчим Ринальди еще в "орловский" период.
Туалетная Марии Федоровны. Эта комната с богатым гипсовым декором была создана зодчим Ринальди еще в "орловский" период.
Стены и потолок украшает богата лепнина: горящие факелы, скрещенные ветки полураспустившихся лилий (своеобразная лепная подпись Ринальди), перевитые лентами венки...
Стены и потолок украшает богата лепнина: горящие факелы, скрещенные ветки полураспустившихся лилий (своеобразная лепная подпись Ринальди), перевитые лентами венки...
Наличники искусственного мрамора венчают наддверники в виде панно. Спящий на покрывале малыш символизирует ночь.
Наличники искусственного мрамора венчают наддверники в виде панно. Спящий на покрывале малыш символизирует ночь.
Греческая галерея. Своеобразный музей, посвященный античному искусству.
Греческая галерея. Своеобразный музей, посвященный античному искусству.
Тронный зал императрицы. Во времена графа Орлова это была Картинная. В 1797 г. Павел распорядился поставить в этой зале трон. Картинная превратилась в Тронную. Здесь устраивала официальные аудиенции и принимала чужестранных послов императрица Мария Федоровна.
Тронный зал императрицы. Во времена графа Орлова это была Картинная. В 1797 г. Павел распорядился поставить в этой зале трон. Картинная превратилась в Тронную. Здесь устраивала официальные аудиенции и принимала чужестранных послов императрица Мария Федоровна.
Белый зал - самое большое помещение Гатчинского дворца. Использовался для пышных торжеств, праздничных приемов и многолюдных балов.
Белый зал - самое большое помещение Гатчинского дворца. Использовался для пышных торжеств, праздничных приемов и многолюдных балов.
Как и в других залах, декорированных Ринальди,  стены, потолок, карнизы, надверья украшают свободные, изящные лепные композиции. Паркет набран из ценных пород дерева.
Как и в других залах, декорированных Ринальди, стены, потолок, карнизы, надверья украшают свободные, изящные лепные композиции. Паркет набран из ценных пород дерева.
Чесменская галерея, использовавшаяся для проведения парадных обедов,  пока не восстановлена.
Чесменская галерея, использовавшаяся для проведения парадных обедов, пока не восстановлена.
Частично восстановлена Оружейная галерея.
Частично восстановлена Оружейная галерея.
Монограмма Павла I, выложенная из пистолетов.
Монограмма Павла I, выложенная из пистолетов.
Гатчинская оружейная коллекция полностью сохранилось и включает в себя больше тысячи первоклассных образцов оружия, созданных в XVI-XIX вв. мастерами России, Западной и Центральной Европы, а также Востока. Своеобразный музей в музее. Жалко только, что витрины сильно бликуют.
Гатчинская оружейная коллекция полностью сохранилось и включает в себя больше тысячи первоклассных образцов оружия, созданных в XVI-XIX вв. мастерами России, Западной и Центральной Европы, а также Востока. Своеобразный музей в музее. Жалко только, что витрины сильно бликуют.
Подземный ход.  Был построен Ринальди еще для "орловского" дворца.
Подземный ход. Был построен Ринальди еще для "орловского" дворца.
Помимо парадных покоев и личных комнат Павла I в Гатчинском дворце можно осмотреть служебные квартиры, располагавшиеся за Греческой галереей. Они восстановлены по историческим описаниям второй половины XIX века. Гостиная на "дамской" половине, обставленная мебелью в "стиле Людовика XV".
Помимо парадных покоев и личных комнат Павла I в Гатчинском дворце можно осмотреть служебные квартиры, располагавшиеся за Греческой галереей. Они восстановлены по историческим описаниям второй половины XIX века. Гостиная на "дамской" половине, обставленная мебелью в "стиле Людовика XV".
Кабинет на "дамской" половине, обставленный мебелью в "стиле второго рококо".
Кабинет на "дамской" половине, обставленный мебелью в "стиле второго рококо".
Кабинет на "мужской" половине. Типичный интерьер 30-40-х гг. XIX в. в "стиле классицизм".
Кабинет на "мужской" половине. Типичный интерьер 30-40-х гг. XIX в. в "стиле классицизм".
После парадных залов эпохи Павла I мы отправились на антресольный (3-й) этаж, где располагались личные комнаты семьи Александра III. Здесь все го-о-ораздо скромнее. И время было другое, да и сам Александр III, человек простой, чуждался нарочитой роскоши. Тронное кресло.
После парадных залов эпохи Павла I мы отправились на антресольный (3-й) этаж, где располагались личные комнаты семьи Александра III. Здесь все го-о-ораздо скромнее. И время было другое, да и сам Александр III, человек простой, чуждался нарочитой роскоши. Тронное кресло.
Спальня Александра III и его жены Марии Федоровны. Здесь царит уютная и непринужденная обстановка.
Спальня Александра III и его жены Марии Федоровны. Здесь царит уютная и непринужденная обстановка.
Комната заполнена разными мелочами. В том числе здесь много семейных фотографий, икон, пейзажей.
Комната заполнена разными мелочами. В том числе здесь много семейных фотографий, икон, пейзажей.
Гардеробная.
Гардеробная.
Кабинет-гостиная императрицы Марии Федоровны.
Кабинет-гостиная императрицы Марии Федоровны.
"Кто из близких посетителей Гатчины не знает этой комнаты? - писал С. Д. Шереметев. - И здесь у самых дверей <...> стояло кресло, приложенное к пианино, перед которым стоял табурет. На это кресло после завтрака неизменно садился Государь и пил кофе. В это время Императрица, сидя на кушетке, разговаривала с кем-либо из присутствующих..."
"Кто из близких посетителей Гатчины не знает этой комнаты? - писал С. Д. Шереметев. - И здесь у самых дверей <...> стояло кресло, приложенное к пианино, перед которым стоял табурет. На это кресло после завтрака неизменно садился Государь и пил кофе. В это время Императрица, сидя на кушетке, разговаривала с кем-либо из присутствующих..."
Письменный стол Марии Федоровны.
Письменный стол Марии Федоровны.
Кабинет Александра III.
Кабинет Александра III.
"Я увидел те же маленькие комнаты и ту же полнейшую простоту, а когда вошедший камердинер мне сказал "Государь вас просит", и я вошел в кабинет русского государя, мне показалось, что я в комнате скромного по положению и по средствам жильца в хорошо содержимом доме", - вспоминал князь В. П. Мещерский.
"Я увидел те же маленькие комнаты и ту же полнейшую простоту, а когда вошедший камердинер мне сказал "Государь вас просит", и я вошел в кабинет русского государя, мне показалось, что я в комнате скромного по положению и по средствам жильца в хорошо содержимом доме", - вспоминал князь В. П. Мещерский.
Кабинет великого князя и наследника Николая Александровича.
Кабинет великого князя и наследника Николая Александровича.
Спальня великой княгини Ксении Александровны.
Спальня великой княгини Ксении Александровны.
А это мебель и обстановка из жилых комнат последнего императора Николая II и его семьи. Как я уже отмечал выше, они перевезены в Гатчину на время реставрации Александровского дворца в Пушкине (Царском Селе).
А это мебель и обстановка из жилых комнат последнего императора Николая II и его семьи. Как я уже отмечал выше, они перевезены в Гатчину на время реставрации Александровского дворца в Пушкине (Царском Селе).
Кабинет Николая II.
Кабинет Николая II.
Фотоаппарат напоминает о серьезном увлечении Николая фотографией.
Фотоаппарат напоминает о серьезном увлечении Николая фотографией.
Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны, выдержанный в любимых ею бледно-лиловых тонах.
Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны, выдержанный в любимых ею бледно-лиловых тонах.
Столовая. На столе кобальтовый сервиз - подарок императора Священной Римской империи Иосифа II великому князю Павлу Петровичу.
Столовая. На столе кобальтовый сервиз - подарок императора Священной Римской империи Иосифа II великому князю Павлу Петровичу.
Кленовая гостиная. Здесь занимались рукоделием и рисованием. После обеда сюда подавали кофе или накрывали стол для вечернего чая.
Кленовая гостиная. Здесь занимались рукоделием и рисованием. После обеда сюда подавали кофе или накрывали стол для вечернего чая.
Парадная столовая. На столе знаменитый Охотничий сервиз, изготовленный для Екатерины II на Мейсенской Королевской фарфоровой мануфактуре. Многие предметы сервиза в том же стиле изготовлялись потом на фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.
Парадная столовая. На столе знаменитый Охотничий сервиз, изготовленный для Екатерины II на Мейсенской Королевской фарфоровой мануфактуре. Многие предметы сервиза в том же стиле изготовлялись потом на фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.
Напоследок заглядываем в магазин сувениров. Приятно увидеть свою книгу в такой хорошей компании!
Напоследок заглядываем в магазин сувениров. Приятно увидеть свою книгу в такой хорошей компании!
Увы, дворец "съел" все наше время. На парк ничего не остались. Прошлись краешком по дороге в гостиницу. Карпин пруд и Карпин мост.
Увы, дворец "съел" все наше время. На парк ничего не остались. Прошлись краешком по дороге в гостиницу. Карпин пруд и Карпин мост.
Хоть одно фото на память!
Хоть одно фото на память!
Вид с Карпина моста на Белое озеро.
Вид с Карпина моста на Белое озеро.
Дворец с той же точки. Надо признать, что Гатчина на время утолила нашу страсть к дворцам. И это было кстати, потому что петербургские пригороды остались позади. Теперь до самого дома уже никаких дворцов...
Дворец с той же точки. Надо признать, что Гатчина на время утолила нашу страсть к дворцам. И это было кстати, потому что петербургские пригороды остались позади. Теперь до самого дома уже никаких дворцов...
Бывший съезжий дом (полицейское управление) с пожарной каланчой (1868). Здание до сих пор используется по своему изначальному назначению. Его занимает Управление МВД по Гатчинскому району.
Бывший съезжий дом (полицейское управление) с пожарной каланчой (1868). Здание до сих пор используется по своему изначальному назначению. Его занимает Управление МВД по Гатчинскому району.
Комментарии к альбому