Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 1 декабря 21:45
Фотоальбом

Музей-квартира Пушкина (Дорога на Выборг-12)

Осуществилось наше давнее желание: мы посетили эту квартиру! После Захарово, Лицея, Бахчисарая, Михайловского, Лопасни-Зачатьевского, Полотняного авода, Тригорского, Бёрново побывали и здесь, на Мойке 12. Кстати, при жизни Пушкина, этот адрес еще не вошел в употребление. Здание было известно как дом княгини Волконской. И Пушкин успел прожить здесь всего четыре месяца – с сентября 1836 г. до самой своей трагической смерти. Пройдя по комнатам этой квартиры, можно вообразить, что поэт только-только покинул свой дом, оставив в неприкосновенности все вещи. Иллюзия, конечно. Когда вдова Александра Сергеевича с детьми навсегда покинула дом Волконской, квартира была сдана другим постояльцам. И потом пересдавалась и перестраивалась еще много раз. Из личных вещей поэта сохранились буквально единицы, и те немногие реликвии, которыми все-таки обладает музей, возвращались сюда трудными и окольными путями. Хорошо, что удалось сохранить библиотеку, собранную Пушкиным (более 3000 томов!). Правда хранится она не здесь, и в этих комнатах подлинных книг, принадлежавших ему, кажется, нет. Но в музее можно посмотреть на письменный стол поэта, на его чернильницу, на любимое кресло, и, наконец, увидеть диван, на котором он испустил последний вздох. Создававшийся поначалу силами энтузиастов, музей далеко не сразу получил достаточное государственное финансирование. Десятилетия ушли на то, чтобы вернуть первоначальный облик сначала квартире, а потом и всему дому. Лишь в 80-е гг. ХХ века, через 150 лет после смерти поэта воссоединились вместе все утраченные помещения его последнего жилища. Однако попасть в этот музей было почти нереально. Даже простояв в очереди целый день турист-одиночка мог так и не увидеть заветных комнат. И сейчас, когда я читаю на сайте сердитые жалобы на то, что кому-то пришлось прождать 15 или 20 минут, пока соберется экскурсионная группа, я внутренне улыбаюсь. Да, попасть сюда теперь, слава Богу, намного проще. Мы добрались до Мойки 12 за час до закрытия музея – в пять часов вечера, и все-таки успели на последнюю экскурсию. Нет смысла повторять услышанный рассказ. Его особенное воздействие ощущается только там, среди вещей поэта. Но несколько фотографий, пусть и не очень удачных, размещу здесь на память. Может быть, кому-нибудь они покажутся интересными.

Памятник Пушкину во дворе дома Волконской.
Памятник Пушкину во дворе дома Волконской.
Наталья Николаевна Пушкина. (Портрет написан  В. Гау).
Наталья Николаевна Пушкина. (Портрет написан В. Гау).
Прослушав в цокольном этаже рассказ о дуэли Пушкина, по парадной лестнице поднялись в квартиру.
Прослушав в цокольном этаже рассказ о дуэли Пушкина, по парадной лестнице поднялись в квартиру.
Гостиная.
Гостиная.
Муляж последней рабочей тетради Пушкина с автографом "Памятника".
Муляж последней рабочей тетради Пушкина с автографом "Памятника".
Столовая.
Столовая.
Будуар. Комната Натальи Николаевны.
Будуар. Комната Натальи Николаевны.
Часы с Психеей.
Часы с Психеей.
Детская.
Детская.
Часы с читающими детьми.
Часы с читающими детьми.
Комната сестер Гончаровых. Они снимали квартиру вместе с семьей Пушкиных.
Комната сестер Гончаровых. Они снимали квартиру вместе с семьей Пушкиных.
И наконец, кабинет самого Александра Сергеевича.
И наконец, кабинет самого Александра Сергеевича.
Любимое кресло поэта.
Любимое кресло поэта.
Его стол и чернильница, которой он пользовался в последние месяцы жизни.  Перо. Последнее написанное письмо (к Ишимовой).
Его стол и чернильница, которой он пользовался в последние месяцы жизни. Перо. Последнее написанное письмо (к Ишимовой).
Диван, на котором 29 января 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни умер Пушкин.
Диван, на котором 29 января 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни умер Пушкин.
Конторка Пушкина "с ящиками, подвижным верхом и поднимающейся крышкой".
Конторка Пушкина "с ящиками, подвижным верхом и поднимающейся крышкой".
Черный суконный жилет Пушкина, бывший на нем в день дуэли.
Черный суконный жилет Пушкина, бывший на нем в день дуэли.
Комментарии к альбому