Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 1 декабря 21:45
Фотоальбом

Музей Конёнкова в Смоленске

Одно из самых ярких воспоминаний после путешествия в Смоленск - Музей скульптуры С.Т. Коненкова, где собрано более 100 работ этого замечательного художника. Равно признанный в царской России и в Советском Союзе, за рубежом и на родине, мастерами Серебряного века и чиновниками от советского соцреализма, он был удивительно ёмким и конкретным в кажом своем творении. Экспозиция музея интересна тем, что представляет все периоды творчества Конёнкова: ранний московский (1895-1923), американский (1924-1945) и поздний московский (1946-1971).

Одна из самых ранних работ Конёнкова - "Читающий татарин" (1895), была создана в годы учения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мне очень нравится эта вещь, хотя она совсем не в стиле позднего Коненкова. Мне кажется, не создай он даже ничего другого, след в истории русского ваяния все равно бы остался.
Одна из самых ранних работ Конёнкова - "Читающий татарин" (1895), была создана в годы учения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мне очень нравится эта вещь, хотя она совсем не в стиле позднего Коненкова. Мне кажется, не создай он даже ничего другого, след в истории русского ваяния все равно бы остался.
Сова - вещая птица (1909). Одна из работ "Лесной серии". В течение нескольких лет Коненков с увлечением рубил из дерева, из круглого бревна (как делали древние славяне) своих идолов, "стрибогов", "лосовичков", "вещих старушек".  Подобно Рериху и Стравинскому, он по-своему переболел славянским язычеством.
Сова - вещая птица (1909). Одна из работ "Лесной серии". В течение нескольких лет Коненков с увлечением рубил из дерева, из круглого бревна (как делали древние славяне) своих идолов, "стрибогов", "лосовичков", "вещих старушек". Подобно Рериху и Стравинскому, он по-своему переболел славянским язычеством.
"Примитив" (1915). Скульптура выполнена в манере греческой архаики. Одна из работ, появившихся после путешествия в Грецию (1912 г.), когда   Конёнков  неожиданно открыл для себя наивную прелесть доклассических статуй.
"Примитив" (1915). Скульптура выполнена в манере греческой архаики. Одна из работ, появившихся после путешествия в Грецию (1912 г.), когда Конёнков неожиданно открыл для себя наивную прелесть доклассических статуй.
Танцовщица Айсидора Дункан (1916).
Танцовщица Айсидора Дункан (1916).
"Девушка в русском сарафане". Портрет  Н.В. Плевицкой. (1925). Одна из первых работ, выполненных Конёнковым в эмиграции (с 1923 г. он живёт в США).
"Девушка в русском сарафане". Портрет Н.В. Плевицкой. (1925). Одна из первых работ, выполненных Конёнковым в эмиграции (с 1923 г. он живёт в США).
Пророк (1928). Эта вещь создавалась в пору глубокого увлечения скульптора религиозными вопросами. Толчком послужила встреча  с представителями религиозной общины «Учеников Христа» (будущими «Свидетелями Иеговы»). Конёнков глубоко проникся их учением и даже  изваял скульптуру основателя секты Чарльза Рассела. В последующие годы он много размышлял на темы Библии и Апокалипсиса, создавал статуи Христа, пророков и апостолов.
Пророк (1928). Эта вещь создавалась в пору глубокого увлечения скульптора религиозными вопросами. Толчком послужила встреча с представителями религиозной общины «Учеников Христа» (будущими «Свидетелями Иеговы»). Конёнков глубоко проникся их учением и даже изваял скульптуру основателя секты Чарльза Рассела. В последующие годы он много размышлял на темы Библии и Апокалипсиса, создавал статуи Христа, пророков и апостолов.
20-е годы ХХ века - особенная пора. Со времен религиозных войн, наверно, не являлось зараз столько политических пророков (тут и красные и черные, большевики и фашисты). Фанатизм масс зашкаливал...
20-е годы ХХ века - особенная пора. Со времен религиозных войн, наверно, не являлось зараз столько политических пророков (тут и красные и черные, большевики и фашисты). Фанатизм масс зашкаливал...
Академик И. П. Павлов (1929). С Павловым Конёнков встретился в Нью-Йорке в 1929 г. и выполнил свой гипсовый портрет с натуры. В 1952 г. он был переведён в мрамор.
Академик И. П. Павлов (1929). С Павловым Конёнков встретился в Нью-Йорке в 1929 г. и выполнил свой гипсовый портрет с натуры. В 1952 г. он был переведён в мрамор.
Сын человеческий (1933). На мой взгляд, это самая сильная из работ Конёнкова.  Сразу всплывает в памяти безмолвный Христос из "Великого Инквизитора" Достоевского.
Сын человеческий (1933). На мой взгляд, это самая сильная из работ Конёнкова. Сразу всплывает в памяти безмолвный Христос из "Великого Инквизитора" Достоевского.
Достоевский (1933).  А вот и сам Фёдор Михайлович. Наряду с бюстом Эйнштейна, это самая  известная работа Конёнкова эпохи эмиграции.
Достоевский (1933). А вот и сам Фёдор Михайлович. Наряду с бюстом Эйнштейна, это самая известная работа Конёнкова эпохи эмиграции.
Маргарита Коненкова (1934) - жена и муза скульптора. В молодости она стала моделью для нескольких его ню (кстати, именно Конёнков, после долгого перерыва. воскресил в России работу с обнаженной натурой).  Не красавица, она обладала большим обаянием. Мужа она, конечно, обожала, но не всегда была ему верна. Хорошо известны ее любовные отношения с Альбертом Эйнштейном. Конёнков о них, кажется, не догадывался. Так же как и о том, что его жена была агентом советской разведки.
Маргарита Коненкова (1934) - жена и муза скульптора. В молодости она стала моделью для нескольких его ню (кстати, именно Конёнков, после долгого перерыва. воскресил в России работу с обнаженной натурой). Не красавица, она обладала большим обаянием. Мужа она, конечно, обожала, но не всегда была ему верна. Хорошо известны ее любовные отношения с Альбертом Эйнштейном. Конёнков о них, кажется, не догадывался. Так же как и о том, что его жена была агентом советской разведки.
"Лёня" (1947). Одна из первых заметных работ, выполненных в СССР после триумфального возвращения Конёнкова из Америки (в декабре 1945 г.  по личному приказанию Сталина  был зафрахтован пароход «Смольный», на котором  доставили в СССР все работы скульптора; Конёнков получил мастерскую на улице Горького в Москве и финансовую поддержку государства, позволившую ему перевести в мрамор многие из его американских гипсов). Моделью для этого ангелочка послужил 17-летний (!) тракторист Лёня Конёнков.
"Лёня" (1947). Одна из первых заметных работ, выполненных в СССР после триумфального возвращения Конёнкова из Америки (в декабре 1945 г. по личному приказанию Сталина был зафрахтован пароход «Смольный», на котором доставили в СССР все работы скульптора; Конёнков получил мастерскую на улице Горького в Москве и финансовую поддержку государства, позволившую ему перевести в мрамор многие из его американских гипсов). Моделью для этого ангелочка послужил 17-летний (!) тракторист Лёня Конёнков.
А. С. Пушкин (1950).
А. С. Пушкин (1950).
"Марфинька" (1950). Портрет Марфы Максимовны Пешковой - внучки Максима Горького и жены Серго Берии (сына Лаврентия Павловича). В 1951 г.  за"Марфиньку" и "Ниночку" (портрет дочки Марфы Максимовны) Конёнков получил свою первую советскую награду - Сталинскую премию. С этого времени он сделался признанным советским классиком.
"Марфинька" (1950). Портрет Марфы Максимовны Пешковой - внучки Максима Горького и жены Серго Берии (сына Лаврентия Павловича). В 1951 г. за"Марфиньку" и "Ниночку" (портрет дочки Марфы Максимовны) Конёнков получил свою первую советскую награду - Сталинскую премию. С этого времени он сделался признанным советским классиком.
Автопортрет (1954). В 1957 г. эта работа была удостоена Ленинской премии.
Автопортрет (1954). В 1957 г. эта работа была удостоена Ленинской премии.
Чарльз Дарвин (1954).
Чарльз Дарвин (1954).
В.В. Маяковский (1956). Мне эта деревянная скульптура поначалу показалась курьезом.
В.В. Маяковский (1956). Мне эта деревянная скульптура поначалу показалась курьезом.
Но если всмотреться в лицо, ничего ироничного здесь нет. Мгновение творческого напряжения. Человек весь ушел в себя.
Но если всмотреться в лицо, ничего ироничного здесь нет. Мгновение творческого напряжения. Человек весь ушел в себя.
Кресло "Лебедь" (1956).
Кресло "Лебедь" (1956).
Текстильщица (1959). На эту работу  скульптора вдохновило посещение текстильного комбината в Твери. Этакий соцреализм на коненковский лад.
Текстильщица (1959). На эту работу скульптора вдохновило посещение текстильного комбината в Твери. Этакий соцреализм на коненковский лад.
"Девушка с кукурузой" (1962). Можно, конечно, сказать, что это конъюнктурная работа. Но на советской выставке она должна была смотреться свежо. Это вам не плакат!
"Девушка с кукурузой" (1962). Можно, конечно, сказать, что это конъюнктурная работа. Но на советской выставке она должна была смотреться свежо. Это вам не плакат!
Необычный автопортрет в образе "Ваятеля" (1963), созданный  Конёнковым  за год до своего 90-летия. Он изобразил себя сказочным богатырём, применив для этого стволы, корни и сучки дерева.
Необычный автопортрет в образе "Ваятеля" (1963), созданный Конёнковым за год до своего 90-летия. Он изобразил себя сказочным богатырём, применив для этого стволы, корни и сучки дерева.
Ленин (1969). Ильич на старости лет! Я подумал было, что это тоже конъюнктура. Но нет, то был грандиозный проект в духе старого Микеланджело. Огромный вращающийся Ленин на набережной Москвы-реки служил только поводом, а изобразить Коненков хотел   всю человеческую историю, начиная от первобытных времен. И он с огромным подъемом трудился над этой многофигурной композицией, забывая про свои 95 лет. Бодрость и энергия не покидали его до последнего часа...
Ленин (1969). Ильич на старости лет! Я подумал было, что это тоже конъюнктура. Но нет, то был грандиозный проект в духе старого Микеланджело. Огромный вращающийся Ленин на набережной Москвы-реки служил только поводом, а изобразить Коненков хотел всю человеческую историю, начиная от первобытных времен. И он с огромным подъемом трудился над этой многофигурной композицией, забывая про свои 95 лет. Бодрость и энергия не покидали его до последнего часа...
Комментарии к альбому