Турист Константин (vladkonst)
Константин
был 20 апреля 22:14
Фотоальбом

Санкт-Петербург. Дворец Коттедж

Дворец Коттедж и парк Александрия располагаются к востоку от центрального петергофского ансамбля на землях, которые в первой четверти XVIII в. принадлежали Александру Даниловичу Меншикову. При Анне Иоановне они отошли в казну. В 1825 г. император Александр I пожаловал их младшему брату Николаю Павловичу, который через несколько месяцев сам взошел на престол под именем Николая I. Тогда под наблюдением архитектора Адама Менеласа здесь начались строительные работы и разбивка парка.

Одним из главных архитектурных сооружений стал дворец Коттедж. Он был построен в 1826—1829 гг. в модном тогда «готтическом стиле» для жены Николая императрицы Александры Федоровны. Новое имение получило название «Собственная Ея Императорского величества дача Александрия».

Поскольку все официальные мероприятия проводились в Петродворце, Коттедж совсем не имеет парадных залов.

С 1867 г. хозяевами Коттеджа стали цесаревич Александр Александрович (будущий Александр III) и его супруга Мария Федоровна.

Во время Великой Отечественной войны во дворце был устроен госпиталь для немецких офицеров. Поэтому он не пострадал. К счастью, удалось сохранить и большую часть предметов интерьера. Их успели эвакуировать, а после войны вернули на свои места.

В ходе реставрации 1968—1978 гг. дворцу вернули его первоначальный облик. В настоящее время Коттедж — наиболее сохранившийся из всех дворцов Петергофа.

Наша экскурсия началась от железнодорожной станции  Новый Петергоф. Здание вокзала было построено в 1855—1857 годах по проекту архитектора Н. Л. Бенуа. Оно представляет собой уменьшенную копию католического собора итальянского города Орвието.
Наша экскурсия началась от железнодорожной станции Новый Петергоф. Здание вокзала было построено в 1855—1857 годах по проекту архитектора Н. Л. Бенуа. Оно представляет собой уменьшенную копию католического собора итальянского города Орвието.
Внешне Коттедж напоминает богатый английский особняк.
Внешне Коттедж напоминает богатый английский особняк.
Характерная особенность дворца – множество террас и балконов, с которых открываются прекрасные виды на окружающий сад и парк.
Характерная особенность дворца – множество террас и балконов, с которых открываются прекрасные виды на окружающий сад и парк.
На стене вестибюля, расписанного под мрамор, висит панцирь гигантской черепахи с гербом Александрии. Герб этот придумал поэт Василий Жуковский. Меч, как считают, олицетворял Николая I, розы - Александру Федоровну, считавшую своим символом белую розу. Когда-то панцирь помещался на ветвях дуба у въезда в парк в знак пребывания здесь императорской семьи.
Из вестибюля открывается вид на эффектную чугунную лестницу, которая помещена в центр здания и устремляется ввысь - к прозрачному потолку. Люстра, подвешенная на длинной цепи, как бы подчеркивает высоту.
Из вестибюля открывается вид на эффектную чугунную лестницу, которая помещена в центр здания и устремляется ввысь - к прозрачному потолку. Люстра, подвешенная на длинной цепи, как бы подчеркивает высоту.
Снизу лестницу покрывает лепной цветочный декор, который перемежается с гербами Александрии.
Снизу лестницу покрывает лепной цветочный декор, который перемежается с гербами Александрии.
 Хорошо видно, что коттедж трехэтажный. Все его комнаты компактно расположены вокруг центрального объема лестничной клетки.
Хорошо видно, что коттедж трехэтажный. Все его комнаты компактно расположены вокруг центрального объема лестничной клетки.
Стены вестибюля покрыты перспективной росписью в технике гризайль, так что создается впечатление продолжающегося пространства.
Стены вестибюля покрыты перспективной росписью в технике гризайль, так что создается впечатление продолжающегося пространства.
Кабинет Александры Федоровны, жены Николая I. Здесь все, вплоть до самой последней мелочи, выполнено в неоготическом стиле. У стены - мраморный бюст ее младшей дочери Александры Николаевны, умершей в молодых годах от чахотки.
Кабинет Александры Федоровны, жены Николая I. Здесь все, вплоть до самой последней мелочи, выполнено в неоготическом стиле. У стены - мраморный бюст ее младшей дочери Александры Николаевны, умершей в молодых годах от чахотки.
Портрет средней дочери Ольги в средневековом платье. После замужества она станет королевой Вюртембергской.
Портрет средней дочери Ольги в средневековом платье. После замужества она станет королевой Вюртембергской.
На окне - бронзовая копия надгробия рано умершей матери императрицы - прусской королевы Луизы.
На окне - бронзовая копия надгробия рано умершей матери императрицы - прусской королевы Луизы.
Гостиная Александры Федоровны. Огромные окна в эркере и застекленные балконные  окна-двери непосредственно связывали этот интерьер с природой. Сама комната утопала в любимых цветах императрицы, среди которых были розы и полевые васильки.
Гостиная Александры Федоровны. Огромные окна в эркере и застекленные балконные окна-двери непосредственно связывали этот интерьер с природой. Сама комната утопала в любимых цветах императрицы, среди которых были розы и полевые васильки.
На центральном столе возвышается Потсдамский кубок, напоминающий о праздновании в 1829 г. дня рождения Александры Федоровны и устроенном в тот день рыцарском турнире.
Мотивы лепного декора потолка перекликаются с рисунком ковра.
Мотивы лепного декора потолка перекликаются с рисунком ковра.
Библиотека. Этот интерьер также целиком оформлен в "готическом вкусе". На столе подсвечники, часы, многочисленные изящные мелочи, обилие которых создает  особую романтическую  атмосферу. О пристрастии царской семьи к музыке напоминает фортепьяно европейской школы справа от окна.
Библиотека. Этот интерьер также целиком оформлен в "готическом вкусе". На столе подсвечники, часы, многочисленные изящные мелочи, обилие которых создает особую романтическую атмосферу. О пристрастии царской семьи к музыке напоминает фортепьяно европейской школы справа от окна.
Книжный шкаф во всю длину стены напоминает по оформлению хоры готических соборов. Книжное собрание Коттеджа насчитывало около 1000 томов книг на нескольких европейских языках: французском, немецком, итальянском, английском и русском. Императорская семья не скупилась на приобретение книг.
Книжный шкаф во всю длину стены напоминает по оформлению хоры готических соборов. Книжное собрание Коттеджа насчитывало около 1000 томов книг на нескольких европейских языках: французском, немецком, итальянском, английском и русском. Императорская семья не скупилась на приобретение книг.
На книжном шкафу бюсты, выполненные по моделям выдающегося немецкого скульптора И.-Г. Шадова: королевы Луизы (матери императрицы)...
На книжном шкафу бюсты, выполненные по моделям выдающегося немецкого скульптора И.-Г. Шадова: королевы Луизы (матери императрицы)...

...и ее сестры Фредерики. Обе женщины, как свидетельствуют современники, отличались исключительной красотой.
...и ее сестры Фредерики. Обе женщины, как свидетельствуют современники, отличались исключительной красотой.
Ведущая на второй этаж винтовая лестница напоминает лестницу в рыцарском замке.
Ведущая на второй этаж винтовая лестница напоминает лестницу в рыцарском замке.
Большая приемная. Ее размеры свидетельствуют о том, что больших приемов в Коттедже не было. Печь украшена росписью в виде решетки с готическим переплетом.
Большая приемная. Ее размеры свидетельствуют о том, что больших приемов в Коттедже не было. Печь украшена росписью в виде решетки с готическим переплетом.
Оригинальная люстра оформлена в виде двух цветочных корзин с 25 серебряными розами. Ее изготовил ювелир Хоссауэр по рисунку самого Фридриха-Вильгельма IV, брата Александры Федоровны. Люстра была подарена Николаю I и императрице к серебряной свадьбе.
Оригинальная люстра оформлена в виде двух цветочных корзин с 25 серебряными розами. Ее изготовил ювелир Хоссауэр по рисунку самого Фридриха-Вильгельма IV, брата Александры Федоровны. Люстра была подарена Николаю I и императрице к серебряной свадьбе.
Основную часть собрания картин в Большой приемной составляют  пейзажи лучших русских живописцев романтического направления, в том числе полотна Айвазовского.
Основную часть собрания картин в Большой приемной составляют пейзажи лучших русских живописцев романтического направления, в том числе полотна Айвазовского.
В углу - кабинетный рояль  петербургской фирмы К. Шрёдера.
В углу - кабинетный рояль петербургской фирмы К. Шрёдера.
Столовая. Это просторное помещение вместе с мраморной террасой было пристроено к Коттеджу в 1842 г. Здесь проходили обеды в узком семейном кругу или с небольшим количеством гостей из ближайшего окружения царской семьи. Собирались все за большим обеденным столом. Сидели на стульях с высокими резными спинками, обитыми малиновым сукном.  На столе выставлен парадный "Собственный" сервиз на 24 персоны, выполненный из хрусталя и фарфора на Императорском фарфоровом и Императорском стеклянном заводах. Сервировку оживляют многочисленные предметы из уранового стекла необычного зеленого с золотистым  отливом цвета.
Столовая. Это просторное помещение вместе с мраморной террасой было пристроено к Коттеджу в 1842 г. Здесь проходили обеды в узком семейном кругу или с небольшим количеством гостей из ближайшего окружения царской семьи. Собирались все за большим обеденным столом. Сидели на стульях с высокими резными спинками, обитыми малиновым сукном. На столе выставлен парадный "Собственный" сервиз на 24 персоны, выполненный из хрусталя и фарфора на Императорском фарфоровом и Императорском стеклянном заводах. Сервировку оживляют многочисленные предметы из уранового стекла необычного зеленого с золотистым отливом цвета.
Расставленные на двух дубовых этажерках и на подоконнике эркера предметы из стекла поражают богатством цветовой гаммы, разнообразием форм и сложной техникой изготовления.
Расставленные на двух дубовых этажерках и на подоконнике эркера предметы из стекла поражают богатством цветовой гаммы, разнообразием форм и сложной техникой изготовления.
Малая приемная, в которой дежурные фрейлины и придворные служители ожидали распоряжений императрицы. Она обставлена мебелью русской работы, в стиле второго барокко.
Малая приемная, в которой дежурные фрейлины и придворные служители ожидали распоряжений императрицы. Она обставлена мебелью русской работы, в стиле второго барокко.
Продолжая осмотр дворца, поднимаемся на второй этаж. Первая комната слева- Ванная. Ванна сделана из цельного куска каррарского мрамора.
Продолжая осмотр дворца, поднимаемся на второй этаж. Первая комната слева- Ванная. Ванна сделана из цельного куска каррарского мрамора.
Учебная комната, предназначенная для занятий детей.
Учебная комната, предназначенная для занятий детей.
Комната наследника великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Помещение обставлено мебелью красного дерева русской работы второй половины XIX в. На стенах портреты императора с императрицей и их детей. Кровати, кстати, нет. Наследник (как и сам император) спал на раскладушке.
Комната наследника великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Помещение обставлено мебелью красного дерева русской работы второй половины XIX в. На стенах портреты императора с императрицей и их детей. Кровати, кстати, нет. Наследник (как и сам император) спал на раскладушке.
Туалетная комната. О ее назначении напоминают трюмо, умывальный стол с мраморной доской и полушкаф. Этот мебельный гарнитур из ясеня с готическим декором был выполнен в мастерской Генриха Гамбса в 1834 г. специально для Коттеджа.
Туалетная комната. О ее назначении напоминают трюмо, умывальный стол с мраморной доской и полушкаф. Этот мебельный гарнитур из ясеня с готическим декором был выполнен в мастерской Генриха Гамбса в 1834 г. специально для Коттеджа.
Ведущую роль в художественном убранстве комнаты принадлежит гравюрам и литографиям, на которых изображены различные эпизоды русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Некоторые из них напоминают о подавлении восстания в Польше в 1831 г.
Ведущую роль в художественном убранстве комнаты принадлежит гравюрам и литографиям, на которых изображены различные эпизоды русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Некоторые из них напоминают о подавлении восстания в Польше в 1831 г.
На столике у окна предметы для гигиенических процедур:, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе: кувшин, флакон, стакан, мыльница с сеткой, щеточка с крышкой, вазочки.
На столике у окна предметы для гигиенических процедур:, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе: кувшин, флакон, стакан, мыльница с сеткой, щеточка с крышкой, вазочки.
Рабочий кабинет Николая I. Мебель, как и везде, выполнена в готическом вкусе. Стулья сделаны в 30–40-х гг. XIX в. из дубов, посаженных в Летнем саду Петром I и сваленных бурей. Они предназначались  для приглашенных министров и других высокопоставленных лиц, имевших право личного доклада государю.
Рабочий кабинет Николая I. Мебель, как и везде, выполнена в готическом вкусе. Стулья сделаны в 30–40-х гг. XIX в. из дубов, посаженных в Летнем саду Петром I и сваленных бурей. Они предназначались для приглашенных министров и других высокопоставленных лиц, имевших право личного доклада государю.
На стенах - морские пейзажи голландских мастеров XVIII в., лично отобранные Николаем I из коллекции Императорского Эрмитажа.  На полушкафах - скульптурные портреты супруги и детей императора.
На стенах - морские пейзажи голландских мастеров XVIII в., лично отобранные Николаем I из коллекции Императорского Эрмитажа. На полушкафах - скульптурные портреты супруги и детей императора.
В кабинете Коттеджа Николай I написал множество писем, адресованных известным государственным деятелям и близким людям.
В кабинете Коттеджа Николай I написал множество писем, адресованных известным государственным деятелям и близким людям.
Спальня Марии Федоровны. Последней владелицей Коттеджа была жена императора Александра III Мария Федоровна, которая переделала некоторые апартаменты по своему вкусу. В том числе, бывшая комната великой княгини Марии Николаевны стала ее спальней. Обстановка ее традиционна: кровать изолирует от остальной  части помещения раздвижная портьера. У изголовья - столик для рукоделия. С другой стороны - туалетный столик.
Спальня Марии Федоровны. Последней владелицей Коттеджа была жена императора Александра III Мария Федоровна, которая переделала некоторые апартаменты по своему вкусу. В том числе, бывшая комната великой княгини Марии Николаевны стала ее спальней. Обстановка ее традиционна: кровать изолирует от остальной части помещения раздвижная портьера. У изголовья - столик для рукоделия. С другой стороны - туалетный столик.
Обстановку дополняют кресла из клена, зеркало, шкаф из волнистой березы.
Обстановку дополняют кресла из клена, зеркало, шкаф из волнистой березы.
На столиках и этажерке – изделия из стекла, фарфора, серебра.  На всех этих предметах - отпечаток вкуса императрицы, ее любви к коллекционированию.
На столиках и этажерке – изделия из стекла, фарфора, серебра. На всех этих предметах - отпечаток вкуса императрицы, ее любви к коллекционированию.
Кабинет Марии Федоровны, отделанный в стиле модерн мебельной фирмой братьев Мельцер. Стены обили светлым ситцем с растительным орнаментом, а нижнюю часть стены облицевали панелью из карельской березы. На столе - электрическая лампа (электричество провели в Коттедж в конце XIX в.).
Кабинет Марии Федоровны, отделанный в стиле модерн мебельной фирмой братьев Мельцер. Стены обили светлым ситцем с растительным орнаментом, а нижнюю часть стены облицевали панелью из карельской березы. На столе - электрическая лампа (электричество провели в Коттедж в конце XIX в.).
Существенное место в убранстве  кабинета занимал датский фарфор.
Существенное место в убранстве кабинета занимал датский фарфор.
Комнаты Александры Николаевны, младшей дочери Николая I. Она умерла от туберкулеза в 19 лет, и  ее девичья комната сохранялась в неприкосновенности, такой, какой была при жизни своей хозяйки в 1830–1840-х гг.
Комнаты Александры Николаевны, младшей дочери Николая I. Она умерла от туберкулеза в 19 лет, и ее девичья комната сохранялась в неприкосновенности, такой, какой была при жизни своей хозяйки в 1830–1840-х гг.
На третьем этаже дворца располагается Морской кабинет Николая I. С балкона император мог наблюдать за заливом, где стояла его яхта и отдавать при помощи рупора (он в стеклянном колпаке) распоряжения для телеграфиста.
На третьем этаже дворца располагается Морской кабинет Николая I. С балкона император мог наблюдать за заливом, где стояла его яхта и отдавать при помощи рупора (он в стеклянном колпаке) распоряжения для телеграфиста.
На рисунке изображен Коттедж, каким он был во времена Николая I. Как видим, облик дворца с тех пор не изменился.
На рисунке изображен Коттедж, каким он был во времена Николая I. Как видим, облик дворца с тех пор не изменился.
Окружающий дворец парк Александрию мы, в общем, не успели как следует осмотреть. Время, как всегда, поджимало, ведь в планах был еще Петродворец и Нижний парк Петергофа.
Окружающий дворец парк Александрию мы, в общем, не успели как следует осмотреть. Время, как всегда, поджимало, ведь в планах был еще Петродворец и Нижний парк Петергофа.
Увидели только то, что было по дороге.
Церковь Александра Невского в виде готической капеллы была построена в начале 1830-х гг. по проекту знаменитого прусского архитектора К.-Ф. Шинкеля.
Церковь Александра Невского в виде готической капеллы была построена в начале 1830-х гг. по проекту знаменитого прусского архитектора К.-Ф. Шинкеля.
Она являлась домашним храмом царской семьи.
Она являлась домашним храмом царской семьи.
За деревьями - императорские конюшни.
За деревьями - императорские конюшни.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому