2 877 2 920
96 498
515 069  
(2275) 37

Гжель

 

Скажу откровенно: я всегда был равнодушен к продукции Гжели. «Синее чудо России», конечно, радовало глаз, но рука к кошельку не тянулась. Хотя у меня была пара знакомых, которые с увлечением собирали колекции гжелевских статуэток. Когда заходил разговор о ценах, назывались далеко не пустячные суммы, а я пожимал плечами и удивлялся. Теперь смотрю на все это немного иначе. Причина простая — я побывал на производстве, побродил по залам музея, подержал в руках кисточку и «немного порасписывал». Короче, я посетил «страну Гжель» и теперь вижу за каждой бело-голубой фарфоровой безделушкой чуть-чуть больше того, что она есть сама по себе. Это небольшое путешествие развеяло несколько предвзятых заблуждений, которые, возможно, сложились не только у меня одного. Спешу пделиться своими открытиями.

Открытие первое. Село Гжель, старинный русский центр керамического производства, ныне таковым не является. Если оно здесь и сохранилось, то только на кустарном, «домашнем» уровне. Уже в XIX в. производство рассредоточилось по десятку окрестных деревень и поселков. Однако названия многих из них (например, поселок Электроизолятор) звучат совсем не так поэтично. Поэтому все эти производства прячутся под именем «Гжель» как под единым брендом. Главные центры, где выпускают современную гжель — деревня Турыгино и село Речицы Раменского района Московской области. Гжельский художественно-промышленный институт находится в поселке Электроизолятор, а заводской музей «Объединения «Гжель» — в деревне Турыгино. Туда мы и направились.

Прежде чем расписывать статуэтки или посуду, надо их изготовить. Издревле село Гжель славилось своими глинами. Еще во времена Ивана Калиты из нее изготавливали прекрасную керамику, а в XIX в. наладили производство русского фарфора. Открытие второе - ныне запасы глины исчерпаны. "Объединение "Гжель"" работает на привозном сырье. И везут его издалека - из окрестностей Белгорода, причем не с российской территории, а с украинской. Но, судя по объему выпускаемой продукции, на производстве эта перемена отразилась не сильно.
Склады завода заполнены различными полуфабрикатами. Для каждого из них требуется своя гипсовая форма.
Различные детали сложных изделий (вроде этого квасника) изготавливают поотдельности, а потом все собирается воедино.
Старая добрая печь, сохранившаяся с советских времен. Здесь обжигают готовые изделия. Это очень важный момент в технологической цепочке. Достичь нужной температуры и нужной равномерности обжига в домашних условиях практически невозможно. Между тем на рынке полно "кустарной гжели", которая заведомо ниже качеством, чем заводская. Вот почему при покупке важно смотреть на клеймо. Заводская продукция - гарантия качества (так нам сказали на заводе!).
За этой дверью происходит чудо - глина превращается в фарфор.
Впрочем, качественный фарфор - это только основа. Подлинную красоту изделия обретают после художественной росписи. Эти... не знаю, как назвать... ребята к росписи готовы.
И эти кофейники, похоже, тоже. Испытание огнем и водой они уже прошли.
А теперь открытие третье. Классическая, всем нам известная гжель - синяя роспись по белому фарфору - появилась сравнительно недавно - в 1954 г. То есть, конечно, и в XIX веке иногда выпускались подобные изделия, но они ни в коей мере не являлись "лицом марки". Такой стиль берется за основу только в послевоенную эпоху. И немалую роль (наравне с другими) здесь сыграли, как я понял, соображения экономии. Из всего многообразия красок оставили только черную кобальтовую.
Краска эта действительно черная!
Небесную голубизну она обретает только после вторичного обжига.
В музее есть возможность проследить всю технологическую цепочку..Шаг 1 - литьё, шаг 2 - оправка, шаг 3 - обжиг и контроль, шаг 4 - роспись.
Но это еще не все! Чтобы изделие "играло" и радовало глаз, роспись сверху покрывают глазурью. Это шаг 5. Шаг 6 - вторичный обжиг. В результате химической реакции черная краска соединяется с фарфором и становится голубой, а белая глазурь обретает прозрачность.
Так вот рождается эта красота.
Музей в Турыгино невелик. Но зато каждый экспонат - настоящее произведение искусства.
Мастера гжели не отказываются и от старых приемов. На голубом и белом свет клином не сошелся.
Большой сервиз.
Можно любоваться каждым предметом.
Гжель проникает во все сферы быта.
А это своего рода апофеоз. Вселенная Гжели.
В заключении экскурсии - мастер-класс. Вам предлагают попробовать себя в роли художника.
Заводские образцы для тех, у кого не хватает собственной фантазии.
Но я пошел другим путем!
Быть может, техника немного хромает, но как говорится, "оцените оригинальность замысла"!
Наша "домашняя" гжель.
Мне нравится 11
 
 

Комментарии к альбому

Nina_nina
26 сентября 2016 г. 12:06
Спасибо за альбом. Очень мне нравятся экскурсии на производство. Была там лет 10 назад.
aprel2011
26 сентября 2016 г. 18:12
Спасибо, интересно было поближе познакомиться с секретами изготовления такой красоты
Lyudmila_Klyopova
26 сентября 2016 г. 21:46
Ну что ж, если закроют наше заведение, можете зарабатывать на хлеб насущный (и на путешествия) благоприобретённым ремеслом. Прекрасный рассказ!
vladkonst
27 сентября 2016 г. 4:39
Всегда интересно взглянуть, как рождается прекрасное. Но зарабатывать... Там такая конкуренция. Два больших завода и куча потомственных кустарей. Боюсь, это место не для нас.
Ciriulic
27 сентября 2016 г. 11:34
Супперрр!
sany4
27 сентября 2016 г. 12:00
Да, после таких экскурсий на производство, начинаешь по-другому смотреть на вещи, которые раньше не интересовали!
vladkonst
27 сентября 2016 г. 20:14
Открывается столько интересных частностей. Воистину, любая тема неисчерпаема... Спасибо!
AnnaMariS
4 октября 2016 г. 1:39
Оно конечно всё красиво и интересно, но на всех таких производствах однотипно и каждый хвалит " своё болото". Была в Венгрии в Херенде, производят элитный фарфор из какой-то типо специальной глины, которая есть только у них, но она у них заканчивается или уже закончилась( не помню точно), что даже сам Арни всегда покупает у них коллекционную фигурку, кажется зайчиков.
Но зато нашу Гжель ним с чем не спутаешь.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.